«Отдельные чудики» или…: нужны ли самозапреты на покупки на маркетплейсах россиянам?

30 янв, 17:01
Светлана Коваленко
В Госдуме задумались о введении добровольных самозапретов или установки лимитов по тратам для россиян в приложениях маркетплейсов. Инициатива призвана остановить потенциальных шопоголиков и не допустить у них возникновения финансовых проблем. Эксперты отмечают, что, конечно, у некоторых россиян такая проблема есть, но не надо «стричь всех под одну гребёнку».
Коллаж 78.ru: unsplash.com, Maksim Konstantinov/globallookpress.com, Sergey Elagin/globallookpress.com

Вслед за банками

С инициативой обязать маркетплейсы предусмотреть в приложениях функцию самозапрета или ограничения на отдельные категории товаров для россиян выступил вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. Он мотивировал своё предложение бесконтрольной и импульсивной зависимостью некоторых от интернет-покупок.

Так, пользователь сможет указать в приложении лимиты суммы, больше которой не сможет потратить в месяц. А также указать, например, товары, которые в принципе не имеет право приобретать в течение определённого времени.

Эксперты не припоминают аналогичных кардинальных решений для маркеплейсов в мировой практике, но отмечают, что тренд лежит в сфере в принципе создания неких аналогов периода охлаждений в кредитных организациях.

Примечательно, что на днях руководство банка ВТБ сделало заявление о ведении с февраля этого года также функций самозапрета на некоторые операции в приложениях своих клиентов. Подавалось это как способ борьбы с мошенниками, заставляющими россиян залезать в долговые ямы и набирать кредиты. Так, например, уже в феврале клиент ВТБ сможет установить функцию, блокирующую снятие наличных по QR- коду.

Затем можно будет запретить себе досрочное снятие денег со вклада или установить лимит переводов.

Фото: unsplash.com

Выясняем, сработают ли самозапреты и ограничения в on-line торговле и нужны ли они в принципе россиянам.

Первопроходцы в e-commerce

Как отмечает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, он сам знает истории, когда люди спускали практически все имеющиеся деньги на покупки, а затем выяснялось, что они в принципе были не нужны.

— К сожалению, это часто касается людей среднего и старшего поколения, ощущающих безграничную свободу действий в Интернете. Понятно, что для них идея с самоограничением имеет смысл. Если Россия станет первопроходцем в этом направлении, то это будет хорошо.У нас отечественная электронная коммерция, e-commerce, развита и продолжает стремительно развиваться. Некоторые решения, которые были приняты в этом секторе, теперь распространяются по всему миру, — подчёркивает Михаил Лачугин.

Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов полагает, что история с самозапретами в целом не нова.

Так, их можно ввести, например, в Америке на посещение казино. Как добавляет Иван Кузнецов, есть и ограничения по тратам по банковским картам. Для юрлиц в некоторых отечественных банках уже действует механизм ограничений по суммам на разовые покупки. Например, не более условных 10 тыс. рублей.

— Где-то можно запретить себе покупать алкоголь, — рассказывает Иван Кузнецов, но не называет конкретные страны.

Виноваты две «Чёрные пятницы» в месяц?

Генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский заявляет, что ему лично не известно о самозапретах на приобретение алкоголя.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Эксперт напоминает также: торговля алкогольной продукцией в классических маркетплейсах вообще-то официально запрещена, хотя разговоры о ней постоянно ведутся. Другое дело, что на таких площадках сейчас можно приобрести самогонные аппараты, хотя эту сферу и пытаются сейчас ограничить.

Президент НП «Гильдия маркетологов» Игорь Березин задаётся вопросом почему вдруг история с самозапретами и ограничениями возникла для отечественных маркеплейсов. Он готов и ответить на этот вопрос. Дело в том, что на Западе и в Америке действует достаточно длительный период охлаждения от 48 часов и даже до 2 недель, когда покупатель имеет право вернуть товар без объяснения причин.

— У нас тоже такое есть, но оформить возврат по факту намного сложнее. Плюс в Америке всё-таки одна «Чёрная пятница», когда действуют отменные скидки, и это настоящий праздник для продавцов и покупателей. Но товары, купленные по таким акциям, вернуть нельзя или это сделать крайне трудно. У нас условные «Чёрные пятницы» (акции могут называться по-разному) теперь проводят с постоянством каждые две недели. А между ними — киберпонедельники. И тоже у нас такой товар вернуть зачастую нельзя, да и мало кто в принципе при совершении покупки читает вот эти строчки мелким шрифтом про невозвратность, — констатирует аналитик.

Как признаёт Игорь Березин, конечно, есть история с шопоголиками.

— Но это их частная проблема, и она должна решаться в частном порядке без переделывания всей устоявшейся системы торговли. Почему её надо переделывать под «хотелки» и «болелки» отдельных чудиков, которым, я, конечно, искренне сочувствую, я лично не понимаю, — подчёркивает эксперт.

С такой точкой зрения отчасти согласен Иван Кузнецов.

— Очевидно и то, что введение запрета нормально, если человек понимает: проблемы у него есть. Другое дело, что, вероятно, кроме таких мер надо обращаться уже к профильным специалистам, — рассуждает он.

За чей счёт банкет?

Как вариант решения проблемы Игорь Березин предлагает разработать некое общее приложение на телефоны или гаджеты, которое в принципе будет блокировать доступы на маркетплейсы.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин объясняет, что теоретически такой девайс создать можно, но встаёт вопрос: зачем и за чей счёт.

— Если человек от природы шопоголик, то он всё равно будет тратить деньги, и, конечно, добровольно ни за что не установит такое приложение. Появляется и более глобальный вопрос. Если это явление массовое, то выходит, мы воспитали взрослых людей, которые не способны нести ответственность за свои поступки? Тогда правильнее вкладывать деньги в социальную рекламу, вести разъяснительную работу с населением, — убеждён эксперт.

Как добавляет Эльдар Муртазин, конечно, всегда можно раскопать душераздирающую историю девушки, молодого человека, пожилых, растративших все деньги в Интернете. Но, по словам эксперта, это вряд ли это большой процент россиян.

— Тем более, что у нас в последние время объём выдачи потребительских кредитов опустился до исторического минимума. Так что я считаю, что такой массовой проблемы нет, — полагает аналитик.

Руководитель экспертно-информационного центра Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова также не понимает, зачем проблему возводить до уровня закона. С другой стороны, сейчас, как подчёркивает она, стало много не совсем адекватных психически людей. Они часто одиноки, проводят время либо за компьютером или телефоном, и скрашивают своё существование совершение вот этих под час бессмысленных и ненужных покупок. При этом человеку даже с адекватным восприятием жизни иногда сложно устоять, когда ему в персональном предложении делают скидки в 67 или 87% «только сейчас и только для Вас».

Другое по теме