Подарки на Новый год 2025: стоит ли покупать их уже в ноябре или ждать декабря?

14 нояб, 16:11
Светлана Коваленко
Если раньше большинство экспертов советовали не торопиться с закупкой новогодних подарков близким, друзьям, знакомым в ноябре и подождать до более щедрых декабрьских, а то и январских распродаж, то в 2024 ситуация складывается далеко не так однозначно. Под «елочку» ЦБ может принять решение об очередном увеличении ключевой ставки до теперь уже рекордных 23%. Это рискует снова запустить маховик цен.
Коллаж 78.ru: freepik.com/freepik; user18526052; awesomecontent, flaticon.com/adi_sena

В советские время подарки на новогодние праздники родным и знакомым приобретали в течение всего года и надежно прятали в тайники. Хотя, конечно, ударным, как и во всем мире, был декабрь.

Чуть более 10 лет назад в далеком теперь 2013 году в Россию пришла ноябрьская «Черная пятница». Поначалу к этому формату россияне относились с большим сомнением, но затем многие к нему привыкли и стали использовать как период закупки новогодних презентов с хорошими на них скидками. Позволяла «Черная пятница» избавиться и от предновогодней беготни по магазинам промтоваров, когда у всех дел и так хватает с закупками еды и алкголя.

Однако с какого-то момента доверие к ней стало пропадать из-за нечистоплотных игр некоторых участников рынка с ценами. Так, в то, что «Черная пятница» — это, скорее обман покупателей, согласно опросам портала SuperJob, в 2020- м верили 60% респондентов, в 2024 таких уже 74%. И только 10% против 18% 4 годами ранее полагают, что их не обманывают. Такие представления и реанимировали декабрьский и ранний январский форматы для части населения.

Но в 2024-м все может сложиться иначе из-за ключевой ставки ЦБ, которую тот последователь весь год понимал. Теперь с 21 % она может еще скакнуть в декабре до 23%, что найдет отражение в ценах на начало 2025-го.

Если есть деньги?

Покупать новогодние подарки в ноябре советует руководитель экспертно-информационного центра Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова. Она напоминает, что в декабре должно состояться заседание Центробанка, где будет рассмотрен вопрос о возможном повышении ключевой ставки с 21 действующих до 23%. В 2023-м этот показатель максимально составлял 15%, хоть тоже и рос в течение года. При этом тогда в декабре было принято решение о ее повышении до 16% с января.

Как считает Татьяна Суетова, очередной рост ставки 2024 —2025 до 23 % найдет отражение в ценах уже в январе. То есть, распродажи в начале года как таковые останутся, но уже с учетом новой стоимости товаров.

Фото: freepik.com/ArthurHidden

Будут держаться в свете этого обстоятельства с высокими ценами торговцы и в декабре, самом прибыльном для них в принципе месяце.

— Все в торговле прекрасно знают, что именно в декабре покупатели тоже будут ждать до последнего, но затем никуда не денутся и купят. Так что если сейчас есть деньги, то лучше приобрести здесь и сейчас, — подчеркивает она.

Эксперт по финансам, кредитный брокер Александр Бида тоже полагает, что есть высокая вероятность повышения ставки, поэтому закупаться лучше в ноябре.

— Вероятное увеличение ставки означает, что стоимость обслуживания кредитов для бизнеса будет расти, становится все более дорогим фондирование для компаний, увеличивают расходы на зарплату персоналу. В таких условиях хороших скидок вряд ли стоит ждать, — констатирует он.

Отметим также, что ЦБ в своих прогнозах крайне аккуратен.

— Совет директоров допускает возможность дополнительного повышения ставки на ближайшем заседании. Но хочу отметить, что даже этот сигнал не предопределяет декабрьское решение, — цитировали на днях федеральные СМИ заместителя председателя Банка России Алексея Заботкина.

Не под самый бой Курантов?

По словам Татьяны Суетовой, в предыдущие годы с одеждой, обувью, подарочными наборами она бы посоветовала подождать до 3,4, 5 января. Там падение могло быть до 30 — 40%. В этот период торговцы обычно осознавали, что «битва» по части товаров проиграна и надо срочно от них избавляться, так как впереди и так провальный период.

— С одеждой и обувью я бы вообще рекомендовала раньше ждать февраля. Именно тогда и есть максимальные скидки на такую продукцию. Дело в том, что уже марте начинают поступать новые коллекции, и к этому времени надо освободить склады от старых. Но что будет в этом году, я гарантировать не берусь, — подчеркивает Татьяна Суетова.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как обращает внимание генеральный директор сети «Город детства» Алла Бобылева, важно осознавать и то, торговля устроена следующим образом. На базовые повседневные вещи, ту же одежду, средней ценовой категории, никто хороших скидок давать в приципе не будет. Она и так уйдет. Дисконт могут предоставить на что-то дорогое, неповседневное, либо дешевое и так само по себе и в принципе никому не нужное.

С таким утверждением полностью согласна Татьяна Суетова.

— Да, действительно именно на базовые повседневные товары и одежду никто колоссальных скидок не делает. Трусы, извините, лифчик, носят и в праздник, и в будни. Да, конечно, есть и праздничное нижнее белье. Но опять же, сколько раз его надевают по сравнению с повседневным? — задается вопросом эксперт.

По словам Татьяны Суетовой, именно в декабре как раз подозрительно низкая цена должна максимально насторожить. Дисконт тогда делается на неликвид. В покупательском раже многие не обращают внимания на мелкие дефекты, сколы, трещины и т.д. Вроде бы на нормальную работу или функционирование это, на первый взгляд не влияет. Но зато потом все вплывает во время январского пребывания дома, а деньги уже не вернуть, либо это сделать крайне затруднительно.

— Несколько лет назад петербуржцы поводились скупать телевизоры одного крупного производителя, специально не будут его называть. Приобретения совершались даже 30-го и 31-го января, когда все все понимают, в каком состоянии находятся покупатели. Некоторые уже даже успевают принять горячительное. И вот в итоге потом к нам понесли пачками претензии на январские праздники. Мы очень долго разбирались с этой ситуацией. Не могу сказать, что все получилось очень хорошо, — признает Татьяна Суетова и рекомендует не покупать важные и дорогие вещи «под бой Курантов».
Фото: freepik.com ASphotofamily
Фото: freepik.com/ASphotofamily

Трезво оценить себя как покупателя?

Президент и Председатель Совета гильдии маркетологов Игорь Березин рекомендует трезво оценивать себя как покупателя.

— Здесь важно честно самому себе отдавать отчет, насколько ответственным и прагматичным является покупатель. Есть те, кто четко знает, что на Новый год обязательно навестит родителей, других родственников, с каким конкретно количеством друзей и знакомых встретятся в гостях. Такие люди, как правило, имеют уже и преставления о пожеланиях получателей подарков. Есть у них списки презентов, — поясняет эксперт.

Как считает Игорь Березин, понимают прагматичные покупатели примерно и сумму своих бюджетов.

— Например, человек решает подарить кому-нибудь условную рубашку стоимостью 3 — 3,5 тысяч руб. Если он ее видит сейчас, либо на ту же «Черную пятницу», и все по всем параметрам устраивает, то откладывать дело в долгий ящик, на те же декабрьские, не стоит. Даже если подарок не удастся вручить в новогодние торжества, то потом будет 23 февраля, да даже просто день рождения знакомого или близкого человека. С рубашкой от лежания ничего не случится, — приводит пример аналитик.

По словам Игоря Березина, есть и такие, кто тоже уже понимают, что на Новый год уедут на дачу, в деревню, из страны и т.д, и ни с кем там встречаться не собираются. А сделают это позже уже после новогодних праздников. Им ни сейчас, ни на «Черную пятницу» затовариваться и забивать жилье лишними товарами не имеет смысла.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин напоминает: с распродажами всегда есть шанс, что какого-то товара в наличии просто не окажется. Он может появиться потом, может даже с более интересной ценой, но уже окажется не нужен бывшему потенциальному покупателю.

— Поэтому я сторонник ситуативного похода. Вещь нужна здесь и сейчас, к цене претензий нет, деньги тоже имеются, тогда стоит делать покупку. Если что-то не складывается, той же суммы нет на руках, надо лезть в долги, то лучше еще раз подумать, — подчеркивает эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как заключает Михаил Лачугин, важно также понимать, что с точки зрения экономики сейчас складывается нестабильная ситуация. Никто из здравомыслящих людей не станет со 100% гарантией делать какие-либо прогнозы. Проверено временем и то, что люди стремятся потратить деньги, когда они еще таковыми являются.

Другое по теме