Прямой эфир

На фоне антуража: что не так с ноябрьскими распродажами 2024?

Светлана Коваленко
7 ноября, 19:26
В этом году ноябрьские распродажи еще больше размылись по срокам и рискуют плавно перетечь в декабрьский sale. Многие участники рынка не ждут каких либо громких рекордов в росте продаж и не обещают хороших скидок. Разбираемся, можно ли что-то купить выгодно в ноябре или стоит еще подождать.
Коллаж: pixabay.com, Alexander Legky/globallookpress.com, Andrey Arkusha/Russian Look/globallookpress.com, flaticon.com

Отметим сразу, что с каждым годом само традиционное понятие «ноябрьские распродажи» все больше размывается. Под предлогом 11.11 или Дня холостяка один из крупнейших российских маркетплейсов Wildberries уже давно выставляет «праздничные» скидки. Также поступил Ozon. При этом сама«Черная пятница» продлится теперь до начала декабря, трансформируясь в предновогодний sale.

Аналитики ЮKassa готовы расписаться: на ноябрьские есть общий тренд по снижению темпов роста продаж от года к году, но надеются, что формат все же сохранит свою популярность. Как считают в компании, в этом году по традиции увеличится спрос на электронику, бытовую технику, одежду, косметику, парфюмерию, сертификаты на косметические услуги и обучение, мебель. Но далеко не все эксперты разделяют такую оптимистичную точку зрения. Многие участники рынка отмечают, что в этом году россияне серьезно ограничат себя в покупках.

Хуже всего ситуация сложится для представителей туриндустрии из-за стремительно взлетевших цен на поездки. Впрочем, туроператоры и в прошлые года на ноябрьские распродажи и так особо не рассчитывали.

На 20 — 25% в Интернете?

Как рассказали в пресс-службе компании, с 10 по 12 ноября 2023 года обороты интернет-магазинов, подключенных к ЮKassa, увеличились незначительно: на 5% по сравнению с распродажей 2022 года, которая прошла с 11 по 13 ноября.

— Количество продаж осталось на прежнем уровне, а общий средний чек увеличился на 6%, до 1 510 рублей. Что касается «Чёрной пятницы», с 24 по 26 ноября 2023 года обороты интернет-магазинов выросли на 11% по сравнению с распродажей 2022 года, которая состоялась с 25 по 27 ноября. Число продаж не изменилось, а средний чек вырос на 12%, до 1 484 рублей, — отметили там.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

В этом году аналитики прогнозируют рост в 20 — 25% при оптимистичном раскладе.

—On-line магазины электроники и бытовой техники могут показать до +30%, одежды и обуви — до +20-25%, а магазины товаров для дома и косметики — до +15-20%, — отмечает, в частности, коммерческий директор ЮMoney.

По данным опроса SuperJob от октября 2024-го, именно в «Черной пятнице» готов участвовать только каждый десятый россиянин. Средний бюджет составит около 20,5 тысяч рублей, или на 3 тыс. (17%) больше, чем в 2023-м.

Примечательно, что 3 из 4 россиян уверены, что ноябрьские распродажи — это, скорее, обман. Цены заранее завышают, а потом делают скидку, считают такие люди.

— В «Черную пятницу» каждый четвертый опрошенный (23%) планирует купить одежду, каждый пятый собирается приобрести бытовую технику и электронику, 14% — обувь. Около 8% хотят потратиться на гаджеты, 6% — товары для дома. По 5% будут покупать мебель и товары для детей, 3% — косметику. Причем по сравнению с 2023 годом приобретать одежду и обувь будут чаще, а гаджеты и бытовую технику реже, — добавляют там.

«На личном опыте»

Бытовая техника всегда входила в топ-5 покупок на 11.11 и «Черную пятницу». Однако в последние годы некоторые эксперты начали ставить под сомнение выгодность подобных покупок, особенно телефонов, компьютеров, ноутбоков, телевизоров, в ноябре особенно в Интернете. Но такого мнения придерживаются не все.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Как рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, именно на ноябрьский sale вряд ли можно найти что-то значимое и ценное. Скидки делают в основном на то, что уже никому не нужно, либо морально устарело.

— Например, в пошлом году я сам лично искал смартфон и телевизор, в итоге меня ни один вариант не устроил. Так что с техникой теперь лучше подождать декабря. Тогда на те же смартфоны последних моделей могут выставить скидки в 5 — 6 %, дисконт на аксессуары, внешние батареи и т.д. может доходить до 30%. Но здесь все очень индивидуально и зависит от конкретной модели, — делится аналитик.

По словам Эльдара Муртазина, опытные покупатели поступают следующим образом. Они следят за товаром на протяжении 1,5 — 2 месяцев, не обязательно в осенние или предновогодние распродажи, а на протяжении всего года, и ловят момент.

— Знают опытные покупатели и о таком варианте, как витринный образец. Некоторые опасаются иметь дело с таким товаром, это их право, тут каждый решает сам. Но на самом-то деле, такой техникой по существу серьезно никто не пользовался. При этом делаются хорошие скидки до 40%, — советует он.

А что по брендам в технике?

По словам Эльдара Муртазина, сейчас в плане бытовой техники, как и в автомобилях рынок захватили и заполонили китайские бренды. Люди в них плохо ориентируются, потому подробно читают отзывы в Интернете, делятся опытом в личном общении, в соцсетях.

— Все познается вручную, и сейчас выпестовывается новое знание. Появляются и российские бренды, но в основном это перелицовка «китайцев». Турецкие бренда присутствовали какое-то время, но теперь их меньше, — констатирует аналитик.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Совладелица «Максидома» Мария Евневич отмечает, что их сеть закупает товар у крупных мировых фабрик. В категории бытовой техники безусловный лидер по производству — компании из Китая, однако, структура н импорта ими не ограничивается.

— В целом ситуация в этой категории такова, что после ухода крупных А-брендов, стали расширяться В-бренды. На данный момент они закрепили свои позиции и уверенно наращивают долю продаж в портфеле компании. Это бренды с более доступными для покупателей ценами. И в рамках «Черной пятницы», которая в этом году проходит у нас с 11 по 17 ноября, на них, как и на весь остальной ассортимент интернет-магазина будет действовать дополнительная скидка, — отмечает она.

Создают атмосферу?

К акциям 11.11 и «Черной пятнице» все активнее присоединяются крупные федеральные продуктовые сети. При этом они делают акцент как раз не на еду, а на сопутствующие товары — бытовую технику, одежду, парфюмерию, косметику. Но и здесь не все просто.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Как рассказывает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, ретейлеры заказывают ролики с серьезным бюджетом, которые внушают покупателям, что они могут серьезно сэкономить.

— Но на самом деле это больше антураж, создание надлежащей атмосферы. Цены в ноябрьские распродажи практически не отличаются от стандартных в акции. Хотя это и замечают только очень внимательные покупатели, — разъясняет эксперт.

По словам Михаила Лачугина, есть у продуктовых ретейлеров и особенность, которая выгодно отличает их. Они в силу современных технологий готовы предложить клиентам индивидуальные или персональные скидки и именно на те товары, которыми покупатели интересуются с помощью анализа их предпочтений. Этот тренд будет только набирать обороты.

Сезон поехал?

В принципе на продажах осенней и зимней одежды, обуви уже сказался аномально теплый сентябрь, когда многие отложили покупки на более поздний срок. Это обстоятельство вынудило некоторых fashion-ретейлеров устраивать sale уже в октябре, чтобы хоть как-то заработать. Так, например, sale устроила и платформа Lamoda. Там распродавали сезонную одежду, обувь и аксессуары, а также спортивные коллекции, премиальные сумки, косметика мировых брендов и товары для дома.

— Популярность большей части этих категорий связана с тем, что во время ноябрьских скидок многие начинают готовиться к зиме и покупать подарки к Новому году. Также в Чёрную пятницу люди стремятся купить с хорошими скидками товары международных брендов, в том числе премиальных. Например, мы видим большой спрос на марки Hugo, Boss, Aeronautica Militare, Pinko и другие, — заверяет Ирина Максимова, директор департамента по закупкам и развитию Fashion Lamoda.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Соучредитель Ассоциации непродовольственной торговли, дизайнер бренда «Монпари» Ирина Валерианова готова представить несколько другую картину. По ее словам, настоящие скидки на осеннюю и зимнюю одежду начинаются, как в России, так и во всем мире в январе. Сейчас, в ноябре, сезон в самом разгаре и можно рассчитывать лишь на 15 — 30% дисконт у добросовестных ретейлеров. У сомнительных игроков ситуация часто выглядит следующим образом. До распродаж, например, ботинки могут стоить 8 тыс. рублей. 11.11 или в «Черную пятницу» их цену поднимут до 10 тысяч, но сделают скидку в 20%. В результате итоговая цена составит …8,4 тыс.

— Но если мы ходим в off-line магазин, и там что-то себе насмотрели, то мы же зафиксируем цену? Вот ровно тоже самое надо делать и в Интернете, — говорит Ирина Валерианова.

Она также честно предупреждает: ждать скидок в 60 — 70% на одежду и обувь российского производства в принципе не стоит. Оно обходится очень дорого за счет того, что практически все импортное: нитки, иголки, фурнитура, очень многие ткани. Демпинговать на 60 — 70 % могли только крупные западные игроки с производством по всему миру. Там рентабельность могла при обычной цене составлять до 1500%.Большинство из таких ретейлеров из России ушли.

Что мебельщикам плохо, то покупателям хорошо?

О покупке мебели на ноябрьских распродажах россияне задумываются намного реже, чем о приобретении бытовой техники или одежды. Но у таких покупателей есть свой мотив. Они хотят обустроить свой быт и встретить Новый год уже с уже доставленной и смонтированной мебелью.

Как рассказывает генеральный директор и основатель компании «МИР. Мебель. Инвестиции. Ритейл» Алексей Лопухин, ситуация в отрасли сейчас выглядит не очень хорошо. Среди его участников много банкротств.

— Если раньше к нам обращались с 4 заявлениями о продаже бизнеса в год, то теперь это уже 4 заявления в неделю. Причем выставляются на продажи бизнес не просто с миллионными годовыми оборотами, а уже миллиардными. Не секрет, что наша отрасль сильно зависит от строительной, от ипотеки. А все знают, что там происходит, — отмечает Алексей Лопухин.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

По его словам, раньше в октябре у мебельщиков всегда стартовал высокий сезон. Но в этом году пока этого не случилось.

— Скидки, конечно, будут, и хорошие — 15 — 20%, потому что сейчас это точно рынок покупателя, для него все складывается как раз хорошо. Но мы сами с трудом верим, что они сработают. Деньги у людей есть, но они предпочитают их не тратить сейчас, а направлять на сберегательные вклады, — уверен эксперт.

Генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России Александр Шестаков отмечает, что в отрасли основной объем продаж приходится как раз на вторую половину года. Поскольку это начало учебного года, Новый год и, конечно, ноябрьские распродажи.

— Однако при покупке мебели не стоит ориентироваться только на сезонные распродажи. Гораздо важнее приобретать ее тогда, когда она действительно необходима, не откладывая покупку на потом.
Что касается «черной пятницы», то мы традиционно участвуем в распродажах. Так, до конца ноября будут действовать скидки до 70% на заказ кухни, — делится Александр Шестаков.

Чужой праздник жизни?

Кроме туриндустрии есть и другие отрасли, которые не делают ставку на ноябрьские распродажи, либо участвуют в них минимально. Это застройщики, они приберегают акции и распродажи в основном на конец года. Либо проводят свои специализированные аналоги «Черной пятницы» в другие сезоны на отдельных платформах. Иногда в ноябре sale устраивают для первичной загородной недвижимости с тем, чтобы покупатели могли встретить Новый год уже в новом жилье. Но это, скорее, исключение из правил.

Не становится массовой историей ноябрьский sale и для автодилеров. Дело в том, что в год выпуска машины с его завершением она формально становится на 1 год старше, и меняется ее стоимость. Поэтому автодилеры стараются избавиться от старых запасов непосредственно в декабре. Тогда и предлагаются самые хорошие скидки. Но еще лучше они в январе.

Между тем, в декабре у некоторых включается эмоциональная предновогодняя составляющая. Часть покупок совершается под влияниям момента и иногда это бывают вещи, которые потом не пригодятся.