На те же яйца: почему могут шоково подорожать сладости и дешевое «масло»?

30 окт, 15:10
Светлана Коваленко
Некоторые производители кондитерских изделий угрожают повысить цены на 5 — 50%. Продолжают кипеть страсти и со сливочным маслом, но теперь идет уже не о качественном продукте, а его более дешевых заменителях, стоимость которых стремительно взлетает и в дискаунтерах. Разбираемся, почему так происходит и есть ли предел росту цен?
Коллаж 78.ru: freepik.com/suksao; drobotdean, flaticon.com/Icon Place

О серьезном подорожании молочной продукции, особенно с высоким содержанием жира, осенью 2024 года стало известно еще в августе. Она вполне ожидаемым образом запустила теперь маховик цен на смежные производства тех же кондитерских изделий, хотя там свою роль сыграли и другие факторы.

В середине октября разразился громкий скандал и с беспрецедентным ростом цен за год на сливочное масло. Он продолжает не утихать, а в соцсетях вовсю выкладывают ролики, как такую продукцию воруют из магазинов, хотя некоторые ретейлеры уже додумались упаковыть ее в «антикражки», либо выдают на кассе по факту оплаты. Дело дошло до постановки вопроса о введении госрегулирования стоимости масла. ФАС, в свою очередь, направила запросы крупным производителям и торговым сетям. Чтобы пережить момент, поставок ждут из Ирана и Индии, а на полках уже есть предложения от турецких производителей.

Теперь речь идет о том, что начало расти в цене и так называемая «маслосливочная продукция», часть которой является вообще откровенным суррогатом, а часть делается с использованием пальмового масла. Ее часто продают в дискаунтерах, но попадается она и в крупных федеральных сетях. Ситуация развивается по схожему сценарию с куриными яйцами в ноябре прошлого года, считают участники рынка. Между тем, в начале 2025 года она может еще усугубиться, предполагают некоторые эксперты.

«Крайне заинтересованы»?

Увеличить стоимость своей продукции с 1 ноября в среднем на 25% грозится «СЕВЕР-МЕТРОПОЛЬ». Там ссылаются на резкий рост цен на основные виды сырья, упаковку, повышение зарплат персоналу, рост расходов на транспорт.

— Повышение цен позволит сохранить рентабельность продаж и обеспечить качество выпускаемой продукции, — заверяют в компании.
Фото: vk.com/Север-Метрополь

Примечательно, что первым в списке выросших затратных статей по сырью и ингредиентам значится пресловутое сливочное масло со скачком стоимости в 65%.

Затем идут сливки с показателем уже в 75%. На шестой позиции — сгущенка (+18%), а затем идет маргарин (10 — 15%). Об этом последнем продукте речь чуть позже пойдет отдельно.

В письме о повышении цен на печенье Choco Pie на 10% с 1 декабря 2024 года его производитель OOO «Лоте КФ Рус» благодарит сети за партнерские отношения, возникшие в ходе сотрудничества, и надеется на их дальнейшее развитие. В компании объясняет повышение цен также удорожанием сырья на 18% (какао-продукты — 87%, мука —10%), возросшими на 21% расходами на логистику, увеличившимися затратами на коммунальные платежи на 7,3%, логистику, упаковку, запасные части к иностранному оборудованию и т.д.

С 26 ноября этого года второй раз за год хочет поднять стоимость своей продукции и ООО «Пискаревский молзавод». Первый подъем цен на 10% состоялся в сентябре. Но, надо отметить ради справедливости, что до этого предприятие их не корректировало три года с 2021-го. Теперь еще на 10% подорожает опять вся продукция. При этом товары с высоким содержанием жира (сметана, сливки, сливочный крем) вырастут в цене на 15%. Здесь особо оговоримся, что именно сливочное масло «Пискаревский молзавод» не производит.

Письма есть в распоряжении у редакции.

От 5 до 50%: сейчас или на следующий год?

Как рассказывает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, сейчас в работе у ретейлеров находится около сотни писем от производителей кондитерских изделий о повышении цен. Дорожает практически все: сливочное масло, какао-порошок, сахар, мука, молочные продукты и т.д.

Фото: ИЗВЕСТИЯ
Фото: ИЗВЕСТИЯ

По мнению эксперта, для Choco Pie рост стоимости можно в большой степени объяснить серьезно увеличившимися затратами на упаковку. Она всегда была для этой продукции дорогой в производстве.

Михаил Лачугин прогнозирует основное повышение цен кондитерские изделия на 2025 год. По его данным, на различный ассортимент поставщики хотят поднять цены от 5 до 50%.

— Мы сейчас сами работаем активно с поставщиками и помогаем им составлять письма ретейлерам. В этих документах мы подробно объясняем, почему растет стоимость. Не просто, например, констатируем, что увеличиваются расходы на фонд оплаты труда, а опять же разъясняем, насколько он конкретно вырос, разъясняем, что если зарплаты не поднять, то работники просто уйдут с производства. Когда в продуктовых сетях получают такой подробный анализ, то больше шансов, что они пойдут навстречу производителям, — поясняет Михаил Лачугин.

«Дело не в имидже»?

Как считает Михаил Лачугин, с продукцией «Пискаревского молзавода» подорожание выглядит логичным. Та же сметана «Президент» стоит на полках уже по 100 рублей, а у первого производителя ее предлагают купить по цене в 35 руб.

— Но это нормальная, хорошая продукция.
В этой ситуации у покупателей могут закрасться сомнения, что им предлагают что-то некачественное. Здесь повышение цен выгодно и самим ретейлерам, чтобы не было такого сильного разброса по ценам, — рассуждает эксперт.
Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Заместитель генерального директора ООО «Пискарёвский молзавод» Георгий Житмарев парирует: дело не в имидже, все петербуржцы прекрасно знают качество продукции компании.

По его словам, причина повышения цен заключается в том, что очень серьезно растут издержки. Это расходы на зарплату персоналу, работать и так практически некому, затраты на «коммуналку» и т.д.

— При этом серьезно вырос и спрос на молоко, а пул поставщиков у нас стоит задача сохранить.
Масложировые заводы, особенно московские, и так предлагают покупать молоко у производителей по цене на 15 — 20 рублей выше за литр, чем мы сейчас. Вопрос стоит так: либо мы ничего не делаем со стоимость, и она остается такой какой есть, но тогда мы теряем молоко и поставщиков в принципе. Они уходят к другим. Либо повышаем цены и продолжаем производить молочную продукцию, — разъясняет Георгий Житмарев.

Скользкий вопрос

О проблемах в поставками пальмового масла, из которого и делаются «маслосливочная продукция» на днях сообщили федеральные СМИ. Это сырье в основном поставляют из Индонезии, но если раньше судно шло 40 — 60 дней, то теперь этот срок серьезно увеличился из-за логистических трудностей. Выросли на 20 — 25% и мировые цены. Это привело к снижению поставок на 9% с января по сентябрь.

Исполнительный директор «Масложирового союза России» Михаил Мальцев успокаивает: информация не соответствует действительности.

Фото: Svetlana Vozmilova globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

По его словам, пальмовое масло то дорожает, то дешевеет. Все зависит от курса доллара, от ситуации на рынке, от мировых цен на такую продукцию. Этот процесс все время находится в динамике.

— Сверхъестественного ничего не произошло, мы находимся в этой естественной динамике. По объемам поставок происходит все тоже самое. У нас есть сложившийся объем потребления. Он находится примерно на одном уровне годами. Это 1 млн. тонн в год по пальмовому маслу. Попытки сравнивать месяц к месяцу в некорректны. Поставки ведутся судовыми партиям, в зависимости от того, в какой месяц прибыло судно. Оно может прибыть и в конце, и в начале месяца. Импорт в годовом исчислении остается на том же уровне. Дефицита нет и быть не может, — заверяет Михаил Мальцев.

На старых запасах?

Михаил Лачугин видит ситуацию в ином свете. По его словам, рост цен на пальмовое масло есть, и он значительный. Так, например, одна из крупнейших поставщиков масложировой продукции ГК «ЭФКО» (наиболее известный бренд продукции «Слобода»), имеющая терминал в Краснодарском крае, подняла цены в 2 раза по сравнению с летом. Тогда за 1 кг пальмового масло они просили 118 — 120 руб, теперь это 204 руб.

По собственным данным ЭФКО, рост цен на разные группы ингредиентов составил от 6 до 10%.

— Удорожание того же сливочного продукта, а не классического масла, уже видно и в сетях. Например, в «Семишагоффе» есть продукция «Деревенская буренка». Три года подряд оно стоило 49,9. руб. Ретейлер специально занимал такую позицию по сдерживанию стоимости. Сейчас стоимость выросла до 69 руб. В одной крупной федеральной сети ценник на заменители увеличился до 69 — 79 руб., — констатировал Михаил Лачугин.
Фото: Артем Коротаев ИЗВЕСТИЯ
Фото: Артем Коротаев/ИЗВЕСТИЯ

Как добавляет Михаил Лачугин, по растительным жирам пока еще есть запасы на складах, действуют и контракты с зафиксированными ранее ценами. Но более серьезные проблемы могут возникнуть в начале 2025 года.

Редакция направила запрос в «СЕВЕР-МЕТРОПОЛЬ». На момент публикации ответа не последовало.

Другое по теме