Прямой эфир

Горько и сладко: что будет с ценами на растительное масло, специи и сладости

Светлана Коваленко
9 октября, 18:16
Осенью рост цен на растительное масло подогревали заготовки и консервация овощей. Но в этом году повышение стоимости может быть более значительным из-за снижения урожая подсолнечника на фоне летней засухи. Подрастут в цене и специи, а также кондитерские изделия. При этом Минпромторг готовит аграриям и ещё один неприятный сюрприз.
Коллаж 78.ru: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com, Belkin Alexey/globallookpress.com, Petrov Sergey/globallookpress.com

Традиционно стоимость растительного масла незначительно увеличивалась со стартом кампании по сбору урожая овощей, идущих на закрутки и заготовки на зиму. Прирост был незначительным, а уже ближе к зиме цены корректировались в сторону уменьшения.

С 2021 года в РФ действуют и там называемые плавающие пошлины на экспорт подсолнечника (в размере от 0 до 50%, но не менее 32 тыс. рублей за тонну). В конце лета этого года они были продлены до 31 августа 2026-го.

Между тем, некоторые ретейлеры получили уведомления о повышении стоимости подсолнечного масла на 15—20%. Документы есть в распоряжении редакции.

Подорожанием масла некоторые производители объясняют и грядущие повышение цен на кондитерские изделия.

В Масложировом союзе России ситуацию комментируют осторожно. Пока тренд на удорожание семечки есть, продлится ли он, будет зависеть от итогового сбора масличных, а не только подсолнечника.

Разбираемся, почему так происходит и к чему готовится покупателям.

Рост продолжается, и это не конец

В ГК «Юг России» (это марки «Золотая семечка», «Аведовъ», «Злато», «Милора», «Юг руси», «Сто рецептов», «Аннинское», «Раздолье») повышение цен объясняют стандартной формулировкой об изменении конъюнктуры рынка сырья.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

На сайте компании, в свою очередь, указывается, что она является «№1» на рынке бутилированного подсолнечного масла в РФ.

В ООО «КДВ Групп» (снэки, кондитерские изделия, соусы, бренд «Яшкино», «Домашнее чаепитие» и т.д.) готовы конкретно перечислить, что, в частности, подорожало: растительное и оливковое масло на 15%, сахар — 16%, масло сливочное — 13%, желатин — 10%, орехи — 10%, кунжут — 2%. Также выросли расходы на плёночный и упаковочный материалы. В итоге затраты на производство продукции увеличились на 20%, на обслуживание заёмных средств (кредиты) — на 15%, на транспорт — на 10%.

В АО «КОНТИ — РУС» акцент сделали на рост зарплат персоналу на 36%, что увеличивает, как считают в компании, себестоимость продукции на 4%. Цены там предложили поднять с 1 сентября этого года.

Проясним, что они, как правило, изменяются не с того момента, когда это предлагает производитель, а по мере достижения договорённостей с производителем.

Но здесь важен другой принципиальный момент. В письме АО «КОНТИ — РУС» содержится предупреждение о том, что цены ещё вырастут в первом квартале 2025 года. Как считают в компании, так должно произойти по результатам уже прошедших аукционов на поставки сырья с января следующего года. О повышении стоимости своей продукции в первом квартале 2025 года AO «КОНТИ — РУС» обещает уведомить дополнительно.

Об удорожании специй упоминается в письме ТД «Черкизово» в свете подорожаний мясной продукции. Но конкретных цифр именно по специям там не приводят.

Сегодня в убыток, а завтра?

В Масложировом союзе России ситуацию комментируют крайне осторожно. На сайте организации от 7 октября имеется публикация с заголовком: «Подсолнечник и масло продолжают дорожать. Это связано со снижением урожая».

Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

В материале приводится и высказывание исполнительного директор Масложирового союза России Михаила Мальцева.

— Мы упёрлись в потолок маржинальности переработки. Сегодня мы реально грузим в убыток, никаких запасов <...> у нас нет. На этом фоне мы вынуждены покупать относительно дорогое сырьё, грузить текущие контракты в убыток. Некоторые заводы даже откладывают запуск, у кого есть такая возможность, потому что не хотят генерировать убыток, — цитируются его слова.

В комментарии для 78.ru Михаил Мальцев отметил, что вместо традиционного снижения стоимости семечки во время уборки, наблюдается повышение цен.

— Продлится ли это тенденция будет зависеть от итогового валового сбора масличных, а не только подсолнечника. Уже после завершения уборочной кампании на всей территории страны можно будет оценить потери от погодных аномалий и КТО в Курской области. Но если тренд с ростом цен на сырьё сохранится, то это зеркально отразится на стоимости продуктов переработки — масла и шрот (корм для скота — прим. редакции), — поделился он.

Как рассказал совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский, если в опте в конце августа за бутылку масла объёмом 1 литр просили 98 рублей, то в августе это было уже 107, а теперь приходят и расценки в 115.

На портале Market.yandex.ru без карты предлагают приобрести ту же бутылку «Золотой семечки» в среднем по 136—140 рублей. Есть и предложения по 86—88 рублей, но там значатся условия от 2,3 штук «в корзину».

Спасут остатки?

Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Линда Рыжих отмечает, что текущий год характеризуется снижением объёмов урожая подсолнечника из-за засухи. Это обстоятельство, по её мнению, на фоне сезонного осеннего спроса в совокупности с другими факторами (повышение логистических затрат и т.п.) может повлечь повышение стоимости продукции на 15—20%.

— Корректировка цен в сторону отката может произойти уже в ноябре, когда пошлина на экспорт подсолнечного масла составит 1000 руб./т (при том, что её значение в октябре — 0). Спрос и предложение на внутреннем рынке стабилизируются, и цены могут снизиться. Также регулярные корректировки в сторону понижения (обычно в зимний период — январь) происходят в связи с переходящими остатками продукции с прошлого года, которые имеются на внутреннем рынке, — поясняет Линда Рыжих.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Она добавляет, что рост цен на масло, в первую очередь, может быть обусловлен удорожанием логистических процессов, процессом маркировки продукции, ростом стоимости энергоносители, удобрений, средств защиты растений и семян.

При этом, масло в принципе дорожает во всём мире. Об этом же рассуждают в Масложировом союзе.

Как отмечает Линда Рыжих, специи поставляются в Россию в основном из Индии, Вьетнама, Индонезии и Бразилии. А расплачиваться за такую продукцию приходится в долларах.

— И исключительно в них, не берут даже евро, какие там юани, — добавляют собеседники.

По словам Линды Рыжих, в России выращивается, в том числе на экспорт, кориандр, семена аниса, бадьяна, тмин, фенхель, ягоды можжевельника.

— Специализация нашей страны — изготовление продукции из семян горчицы. Ну и, конечно, лавровый лист чёрный перец, — отмечает она.

Ещё не приехали?

Примечательно, что на днях в telegram-канале «Союз автомобильных дилеров» появилась информация о том, что Минпромторг не считает нужным в открытом режиме обсуждать новые планы по повышению утильсбора на сельхозтехнику. Последний раз он увеличивался в 2023 году, но такие намерения высказывались и в начале этого года, когда первый раз вырос этот сбор для легковых авто.

— Именно открытая дискуссия об утильсборе в 2024 году помогла не допустить его повышения, которое лоббировал Минпромторг. Фермеры, агрохолдинги, отраслевые союзы, а также представители государства на разных уровнях обсуждали и писали письма в министерства и правительство, в которых доказательно с цифрами объясняли губительный характер этого решения для агросектора, — отмечается в сообщении.

Глава «Союза автомобильных дилеров России» Вячеслав Жигалов признаёт: повышение утильсбора для сельхозтехники, естественно, приведёт к дальнейшему росту стоимости продукции. Для тех же легковых авто одни обсуждения планов по повышению сбора приводили ранее к увеличению спроса и цен на «железных коней». Бизнес более инертен, но он тоже попытается сделать запас на будущее. А это дополнительные расходы, которые по законам экономики перекладываются на плечи конечных покупателей.

78.ru направил запросы ГК «Юг России», ООО «КДВ Групп» и АО «КОНТИ — РУС». На момент публикации ответы предоставлены не были. Редакция готова опубликовать позиции компаний, если комментарии будут предоставлены.