Сядем на шею дамам? Помогут ли женщины преодолеть кадровый голод в России

29 окт, 19:10
Лилия Батршина
Кадровый дефицит в России можно было бы решить за счёт уже существующих кадров — прежде всего женщин, пенсионеров и инвалидов, предложили недавно в СМИ. Но разве женская занятость сегодня недостаточна для поддержки экономики? Что мешает женщинам выходить на работу и могут ли они помочь решить кадровые проблемы стране, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/garetsvisual, pexels.com, flaticon.com/Freepik

Всех к станку

Некоторое время назад в интервью РИА Новости бывший глава Минфина России, экономист Михаил Задорнов предложил свои методы решения кадровой проблемы в стране. По его мнению, в России ещё есть кадровые ресурсы на высвобождение, несмотря на то что статистика показывает беспримерно низкий уровень безработицы — 2,4% в июне 2024 года. И ресурсы эти — трудоспособные женщины, пенсионеры и инвалиды.

О том, что людей старшего возраста, которые уже вышли на пенсию, но ещё сохраняют способность и желание трудиться, нужно вовлекать обратно в рабочий процесс, говорил недавно, во время ПМЭФ-2024, президент России Владимир Путин: в том числе этим аргументом он обосновал возвращение индексации пенсий для работающих пенсионеров, которая была заморожена в 2016 году. Таким образом, с 2025 года работающие пенсионеры смогут получать пенсию со всеми положенными индексациями. Кроме того, в России реализуются программы, направленные на продление трудоспособного возраста граждан: это и работа с людьми предпенсионного возраста, и программы активного долголетия, и другие.

Много работы ведётся и с социализацией, в том числе через получение профессии и возможности зарабатывать, людей с инвалидностью. Этому способствует и большое количество профессий, которые позволяют работать удалённо, и различные обучающие онлайн-курсы, и целенаправленные программы государства, а также конкурсы и чемпионаты по профессиям (например, «Абилимпикс»). Бизнесу, который трудоустраивает людей с инвалидностью, предоставляются льготы, а на сайтах вакансий есть специальная метка — «доступно для людей с инвалидностью».

— Пенсионеры и инвалиды могут оказаться ценными ресурсами на рынке труда, внесшими вклад в общественное развитие. Создание рабочих мест с учётом их потребностей и возможностей может способствовать не только решению проблемы кадрового голода, но и повышению качества жизни этих категорий населения, — отметила в разговоре с 78.ru директор по развитию кадрового агентства «Стафф-АП», эксперт по рынку труда МГО «Опоры России» Елена Лимонова.
Фото: freepik.com/shurkin_son

На конец 2023 года Росстат фиксировал в России (без учёта новых регионов) чуть больше 11 млн инвалидов всех групп, при этом только 19,8% инвалидов трудоспособного возраста работают (в целом по населению этот показатель 79,8%), а безработица среди них достигает 18,7% (при 3,2% на конец 2023 года по всему населению). Пенсионеров же на конец 2023 года в России насчитывалось 41,075 млн, из них работали (по крайней мере, официально) только 7,87 млн человек.

Конечно, инвалиды и пенсионеры — пересекающиеся множества: многие люди пожилого возраста получают инвалидность в силу накопившихся проблем со здоровьем и часто не могут работать. Тем не менее, даже с этим учётом, если хотя бы треть из них вернётся или приступит к работе, цифра для рынка труда России окажется весьма существенной.

Однако есть и ещё одна группа, о которой сказал Михаил Задорнов, — женщины трудоспособного возраста. И женская занятость в России — отдельная тема.

Женские проблемы

Должна или не должна работать женщина — вопрос философский, однако в современной экономической ситуации, видимо, решённый: работать нужно, не только потому что «партия велела», но и потому что иначе большинству на блага уровня среднего класса в рамках семьи не заработать (можно вспомнить недавнюю статистику по возможностям купить квартиру в Петербурге без ипотеки). И женщины работают: так, в марте 2023 года замминистра труда и соцзащиты Елена Мухтиярова на первом Всероссийском форуме «Женского движения “Единой России”» отметила, что женщины составляют 49% рабочей силы в стране. В то же время, по данным Задорнова, работают только 70% от всех трудоспособных женщин. Почему?

Если не брать в расчёт философские вопросы, опрошенные 78.ru эксперты отметили сразу несколько проблем женской занятости. Елена Лимонова составила такой список:

1. Неравенство возможностей.

Известно, что в России есть список профессий, по которым женщинам работать запрещено, хоть он и год от года уменьшается (женщины-машинисты в метро и на РЖД тому доказательство). Однако есть и ещё более неприятная проблема — дискриминация по гендерному признаку.

— Часто при выборе кандидатов на руководящие должности работодатель отдаёт предпочтение мужчинам, хотя это и не афишируется, поскольку законодательно в России запрещено отдавать предпочтение кандидатам по гендерному, возрастному и иным признакам, способствующим закреплению неравенства полов или неравенства по возрасту. По данным Росстата, наблюдается у нас и разрыв в соотношении заработной платы: у женщин заработная плата к заработной плате мужчин составляет по специалистам среднего уровня порядка 60%, — указала в разговоре с 78.ru кандидат политических наук, декан факультета дополнительного профессионального образования Президентской академии в Санкт-Петербурге Наталья Горбатова.
Фото: freepik.com garetsvisual
Фото: freepik.com/garetsvisual

Для повышения занятости это проблема: если женщинам не предлагать достойную зарплату, выходить на работу для них не имеет смысла. Поскольку философские вопросы трудоустройства женщин — ещё одна сложность.

2. Стереотипы и предвзятость.

Елена Лимонова отметила, что в российском обществе всё ещё существуют стереотипы о том, что женщина должна быть домохозяйкой, а не работать на полную ставку.

— Способствует сохранению непростой ситуации и традиционное распределение ролей в семье. В России женщины больше времени уделяют опеке старших, воспитанию детей и собственно организации быта семьи. Поэтому помимо тех программ, которые уже реализуются на уровне государства, необходимы и дополнительные программы, направленные на создание благоприятной среды для вовлечения в трудовую деятельность женщин, — констатировала Наталья Горбатова.

Есть и другие причины, отпугивающие работодателей — к примеру, вероятность того, что женщина уйдёт в декретный отпуск и работодателю придётся не только искать сотрудника на замену, но и выплачивать декретные будущей маме. Зачастую на бизнес это ложится тяжёлым бременем.

3. Недостаточное предложение детских яслей и садов.

Отсутствие доступных детских учреждений делает сложным сочетание материнства и карьеры для многих женщин, отметила Елена Лимонова. Её поддержала Наталья Горбатова, добавив также, что свою роль в этом сыграло и повышение пенсионного возраста для старшего поколения.

— Мы знаем, что некоторое время назад в стране возник дефицит мест в детских садах и молодые родители занимали очередь на место в детский сад сразу после появления в семье малыша. Ситуация для молодых семей усугублялась тем, что у бабушек и дедушек повысился пенсионный возраст и «сидеть с внуками», как это было в советское время, они не могут, — напомнила она.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В итоге, даже если женщина хочет достаточно быстро выйти на работу после рождения ребёнка, она не может этого сделать из-за отсутствия соответствующей помощи. А это может «выключить» молодую и трудоспособную маму из экономики вплоть до того момента, как ребёнок пойдёт в школу.

4. Недостаточная поддержка от государства.

Проблема женской занятости уже несколько лет находится в фокусе властей: реализуются различные программы, поддерживается женское предпринимательство и так далее. К примеру, Наталья Горбатова рассказала о программе, которая позволяет женщинам в декретном отпуске получать новую профессию.

— Мамам, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, мамам, имеющим детей в возрасте до семи лет и не работающим в данный момент, в 2024 году государство предоставило возможность пройти бесплатно обучение по программам, реализуемым крупными российскими вузами. Можно не только пройти курсы повышения квалификации, но и программы профессиональной переподготовки, которые позволяют получить новую квалификацию и пойти работать по новой специальности. Многие программы разработаны для восполнения дефицита кадров в соответствии с перечнем приоритетных для российской экономики профессий, — отметила она.

Однако этого по-прежнему недостаточно, считают эксперты. Требуются программы по развитию кружков и секций в школах, чтобы ребёнка не приходилось возить родителям по всему городу, доступные программы летнего отдыха и прочее.

Но не только государство должно вкладываться в такие программы, отдельно указали эксперты.

На государство надейся, а сам не плошай

В современной экономической ситуации, при безработице 2,4% и быстром формировании «рынка работника», когда фирмы начинают бороться за сотрудников, а не наоборот, бизнесу становится «не до жиру», и проблемы, которые не давали раньше нанимать женщин, постепенно теряют актуальность. Ведь работодателям приходится конкурировать не только друг с другом, но и с иными формами занятости — например, самозанятостью.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
— Если говорить о женщинах, то они всё чаще выбирают занятость гибридного формата либо самозанятость. В таком случае они могут соединять жизнь и материнство, а также заботу о детях, которые уже подросли, так как в таком случае необходимо уделять большую часть времени тому, чтобы возить детей по кружкам, поэтому в офисе с утра до вечера, конечно, находиться проблематично, — констатировала в разговоре с 78.ru основатель консалтинговой компании «HR-тренд» Юлия Свитковская.

В итоге работодателям приходится думать о том, что предложить женщинам, чтобы они выбирали работу в найме, а не сами на себя или же и вовсе оставались в декретном отпуске. В первую очередь это могут быть программы «освобождения» женщин от заботы о детях.

— Нужно более гибко подходить к этому вопросу: помогать с устройством детей в сады, в летние лагеря, предоставлять дополнительные образовательные программы, чтобы у женщины была возможность работать, — отметила Юлия Свитковская.

Подобные программы могут способствовать серьёзному укреплению HR-бренда или бренда работодателя и более быстрому поиску кадров, указала Наталья Горбатова. Однако и государству не следует отстраняться от проблемы, по её мнению: помимо собственных программ, власти могли бы стимулировать работодателей активнее работать по мерам соцподдержки молодых родителей в своих организациях.

То же касается и работников пожилого возраста, добавила Юлия Свитковская.

— Ввиду того, что люди стали жить дольше, качество жизни становится выше, соискателей в возрасте в процентном соотношении больше, чем молодых. Соответственно, у людей появляется возможность переучиваться, осваивать новые профессии и продолжать работать. Как раз здесь работодатель может поспособствовать переквалификации людей в возрасте, оплатив им профессиональную переподготовку, тем самым закрыв собственную потребность в кадрах, — рассказала она.
Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

От работодателя сегодня требуются серьёзные вложения в то, чтобы сотрудник пришёл работать именно к нему, и чем раньше бизнес перестроится на такой формат, тем будет лучше.

— В целом повышение занятости женщин в России требует комплексного подхода, который включает в себя преодоление дискриминации, создание условий для совмещения семейной жизни и работы, изменение стереотипов и предоставление государственной поддержки, — резюмировала Елена Лимонова.

Люди важны, но прогресс важнее

Но может ли в итоге повышение занятости в трёх крупных сегментах — среди женщин, пенсионеров и инвалидов — решить проблему дефицита кадров в России? Мнения экспертов по этому поводу разделились.

Елена Лимонова уверена, что это может стать решением проблемы, и не только кадрового голода.

— Женщины, как правило, имеют меньшую вероятность получения высокооплачиваемых должностей и сталкиваются с такими проблемами, как стеклянный потолок и неравенство в оплате труда по сравнению с мужчинами. Повышение занятости женщин не только поможет увеличить количество работающего населения, но также снизит неравенство в оплате труда и повысит уровень экономической активности в стране, — считает она.

То же самое можно сказать и о двух других категориях — занятость пенсионеров и инвалидов поможет и им улучшить качество своей жизни.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Однако Наталья Горбатова сомневается, что этих мер будет достаточно, чтобы преодолеть кадровый дефицит полностью. И дело здесь не в предвзятости и сложностях обучения потенциальных работников, а в объективных факторах.

— Этот дефицит связан и с иными социально-экономическими процессами, в том числе напрямую с демографическими ямами, которые возникали в стране начиная с 1990-х годов, — отметила она.


Ещё в прошлом году вице-премьер Татьяна Голикова указывала, что к 2030 году в России численность работников в возрасте от 30 до 39 лет — самый востребованный персонал — сократится на 30%, то есть на 7,2 млн человек. Государство старается справиться с этим ударом, принимая беспрецедентные меры поддержки семей с детьми, начиная от «Семейной ипотеки» и материнского капитала и заканчивая различными выплатами на федеральном, региональном и местном уровне. Однако прямо сейчас демографическая яма 1990-х годов сказывается серьёзно, и только за счёт женщин, пенсионеров и инвалидов — то есть просто увеличения количества рабочих рук — её не преодолеть.

— Работодателям нужно учитывать, что часть неквалифицированного труда может и должна быть автоматизирована, хотя это стоит достаточно дорого для бизнеса. Имеет смысл рассматривать и осваивать возможности нейросетей и ИИ для оптимизации и решения бизнес-задач, — рекомендовала Наталья Горбатова.

Ещё несколько лет назад автоматизация грозила проблемой безработицы, а уже сегодня её отсутствие угрожает бизнесу если не разорением, то снижением способности к расширению и занятию новых рынков. В России начиная с 1990-х никогда не было достаточно людей для построения автономной экономики, а учитывая текущую борьбу с миграцией и проблемы с рождаемостью их не будет и дальше. Поэтому только за счёт женщин, пенсионеров и инвалидов исправить ситуацию с кадровым голодом не получится — придётся раскошелиться на то, чтобы идти в ногу с прогрессом.