Аромат с подвохом: почему в России на самом деле нет своей парфюмерии

23 авг, 15:08
Лилия Батршина
Российская парфюмерная промышленность растёт невиданными темпами: за 6 месяцев 2024 года она поставила как минимум четырёхлетний рекорд. Однако действительно ли за этими впечатляющими цифрами скрываются успехи импортозамещения? 78.ru разбирался в этом вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/freepic.diller, ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина, pexels.com, flaticon.com/smalllikeart

Привычные рекорды

Оператор системы маркировки «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий — сообщил, что по итогам первого полугодия 2024 года объём производства парфюмерной продукции в России составил 51,6 млн флаконов. Это рекорд как минимум за четыре года — всё время, сколько существует «Честный знак». В 2021-м за тот же период было выпущено 39,5 млн флаконов, в 2022-м — 34,7 млн, в 2023-м — 39,3 млн. Больше всего отечественные предприятия в 2024 году выпустили туалетной воды (20,9 млн флаконов), а самый большой рост производства показали духи — их выпустили в 2,5 раза больше по сравнению с 2023 годом, 12,4 млн флаконов.

Рост фиксируется по всей стране: так, в Петербурге произвели за это время 95 тыс. флаконов одеколона — в три раза больше, чем в прошлом году, 91 тыс. флаконов парфюмерной воды — и это в шесть раз больше, чем в 2023-м. Всего различной продукции петербургские парфюмеры выпустили 247 тыс. упаковок.

Эти цифры медленно, но верно конвертируются в цены: так, в Петербурге духи подешевели на 6%, туалетная вода — на 4%, одеколон — на 1%. Хотя в целом по стране статистика всё же не вдохновляющая. По данным «Честного знака», за первое полугодие 2024 года стоимость флакона парфюмированной воды выросла на 14%, туалетной воды — на 10%, духов — на 12,5%. Подешевела только душистая вода, зато сразу на 30,1%.

Тем не менее в целом рост производства парфюмерии обнадёживает, как и любые, уже привычные за 2,5 года сообщения о росте импортозамещения в различных отраслях и повышении собственного производства. Эксперты связывают его прежде всего с уходом иностранных игроков с российского рынка.

— Отечественный парфюмерный рынок покинуло большинство крупных иностранных игроков, открыв для российских производителей хорошие перспективы в развитии парфюмерной промышленности. Всё больше потребителей проявляет интерес к российской парфюмерии. По данным аналитических агентств, за первое полугодие 2024 года продажи в крупных косметических сетках выросли на 50% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Такая тенденция наблюдается не только в парфюмерии, но и в целом по всем категориям парфюмерно-косметического рынка. По данным Центра развития перспективных технологий, на отечественные парфюмерные бренды в первом квартале 2024 года пришёлся 71% рынка, — отметила в беседе с 78.ru групп бренд-менеджер по дерматологии «Алкой-Фарм» Анна Билык.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

У российских производителей прекрасные перспективы по формированию полноценного рынка в стране, высказала уверенность в разговоре с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Линда Рыжих. Россия находится в пятёрке стран — лидеров по потреблению парфюмированной продукции, возможностей для развития — буквально непочатый край. Этим уже пользуются и производители, и продавцы: косметические сети всё охотнее принимают в продажу продукцию российских брендов и даже запускают собственные марки, поддерживая спрос.

Такие данные выглядят привычно впечатляюще — импортозамещение идёт во всех отраслях, поддержка отечественного производителя государством беспрецедентна, поэтому к новостям о новых успехах мы уже привыкли. Однако действительно ли за ростом производства и продаж стоят успехи в импортозамещении?

Как оказалось, нет.

Ничего отечественного

Производство — это хорошо, но ему нужно сырьё. Какими бы импортозамещёнными ни были заводы, они не будут иметь смысла, если станут работать на импортном сырье. А именно это и происходит сегодня в парфюмерной отрасли: всё сырьё, из которого изготавливается парфюмерная продукция, в России импортное.

— Одна из главных проблем — сырьё, из которого создаются парфюмерные композиции. Они создаются зарубежными парфюмерами. Парфюмерные концентраты, которые используют отечественные бренды, изготавливаются за границей. Отсутствие отечественного сырья, душистых веществ не позволяет развиваться отечественной парфюмерии в полную силу, — рассказала Анна Билык.

Когда-то парфюмерная промышленность России — точнее, тогда ещё Советского Союза — была полностью автономна: на территории страны производили всё, от исходного сырья до флаконов и упаковки. К сожалению, 1990-е годы прошлись по отрасли катком, рыночных условий она не выдержала — заводы закрылись, поля, на которых выращивались растения для производства натурального сырья, пришли в запустение. Долгое время всё необходимое закупали за границей даже ведущие отечественные бренды, да и на прилавках царила привозная продукция. С началом импортозамещения эта тенденция приостановилась, но сказать, что её переломили, нельзя.

— Процесс импортозамещения в нашей парфюмерной индустрии идёт, но достаточно медленно, поскольку сопряжён с целым рядом проблем экономического, логистического, маркетингового и организационного характера. В массовой продукции импортозамещение работает плохо, ведь для этого необходимы не только производственные мощности разного масштаба, но и стабильные поставки сырья, с которым сейчас большая проблема. Что касается парфюмерии, то на всех стадиях цикла её производства есть импортный элемент (парфюмеры, ингредиенты, флаконы), — указала Линда Рыжих.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Как отметила эксперт, сегодня, в условиях санкционных ограничений, в основном ингредиенты для производства парфюма поступают в Россию из Китая — именно на этом фоне растёт количество отечественных производителей и их ассортимент. Однако парфюмерная сфера у нас пока находится только на начальном этапе своего развития.

— Конечно же, российские парфюмерные лаборатории занимаются разработкой новых ингредиентов и воспроизведением уже существующих ингредиентов, ограниченных к поставкам в Россию. Но даже в самом лучшем разрешении этой проблемы стопроцентное импортозамещение невозможно, потому что для создания уникальной парфюмерной композиции ингредиенты собираются из самых разных уголков земного шара, — отметила Анна Билык.

В России тоже есть производство ингредиентов для создания ароматов, в том числе уникальные и работающие на экспорт. Это, к примеру, бобровая струя, которая производится только в России и в Канаде, поскольку это связано с умерщвление бобров, крымская лаванда, а также сосна, шалфей, берёза. Однако на основе только нескольких ингредиентов невозможно создать собственные ароматы, поэтому парфюмеры пользуются зарубежным сырьём. И даже учитывая текущие объёмы рынка и спрос на российскую продукцию, сама идея создания в стране производства полного цикла идёт со скрипом. Такие предприятия появляются — во всяком случае, они заявляют о том, что обладают производством полного цикла, не уточняя, как им это удалось, — однако это нишевая и совсем не массовая продукция.

Палки в колёса

Есть и другие препятствия, которые ставят палки в колёса отечественному производству. Например, основным компонентом в парфюмерии является спирт: фактически российские предприятия покупают заграничные концентраты и, если упрощённо, разводят их спиртом до получения нужных пропорций. Поэтому большой проблемой является регулирование парфюмерной продукции как спиртосодержащей — оно в нашей стране жёсткое, в связи с чем и наращивание выпуска, и разворачивание новых предприятий сопряжено со сложностями оформления и необходимостью крупных вложений.

— Как известно, одним из основных компонентов для парфюмерного производства является этиловый спирт, и значимой проблемой, требующей решения, в связи с этим сейчас видится лицензирование деятельности, связанной с его оборотом. Размер государственной пошлины составляет 800 тыс. рублей. Помимо этого, высокие налоги и акцизы на использование этилового спирта приведут к существенному увеличению себестоимости готовой продукции, — указала Линда Рыжих.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Вряд ли можно надеяться, что в ближайшее время это изменится: российские власти взяли твёрдый курс на «закручивание гаек» в сфере оборота алкоголя, и сомнительно, что иная спиртосодержащая продукция сможет обойтись без их внимания. Для развития производства это необходимо, но до тех пор, пока парфюмерия не является стратегической отраслью в стране, её потребности будут явно отходить на второй план.

Ещё одна проблема — с упаковкой, которая тоже до недавнего времени вся была привозная.

— В парфюмерии проблема не только с сырьём, но и с упаковкой и оборудованием для производства стеклянных флаконов и распылителей. В условиях высокого курса валют и европейских санкций поставить на поток такое производство становится просто нереальным, — отметила Анна Билык.

Всего в России около 40 производителей парфюмерии — это совсем немного для нашей страны, а производителей подходящей упаковки и стеклянных флаконов и того меньше. Они есть, но в основном занимаются производством ёмкостей для лекарств, которые не подходят для парфюмерии. На этом фоне большим прорывом стало открытие летом 2023 года завода «Свет» в Удмуртии, который производит стеклянные парфюмерные флаконы, однако таких производств совсем немного и насытить рынок им сложно.

Есть и хронический уже для российского рынка дефицит кадров в отрасли, однако он связан не только с чрезвычайно низкой безработицей, но и с проблемами образования: в российских учебных заведениях просто нет специальности «Парфюмер».

— В основном для отрасли готовят химиков и технологов, однако необходимо расширять образовательные возможности и создавать новые программы и проекты, — пояснила Линда Рыжих.

Анна Билык также указала на сложности с отсутствием современной лабораторной базы для оценки эффективности продукции и недостаточную согласованность межведомственного взаимодействия в регулировании оборота сырья и парфюмерно-косметической продукции. Учитывая также логистические проблемы, инфляцию, увеличение количества контрафакта, начинает удивлять, как вообще отечественная парфюмерная промышленность показывает рекордный рост в таких условиях.

Десять лет на возрождение

На фоне проблем импортозамещения российский бизнес активно расширяет сотрудничество с альтернативными поставщиками и старается организовать параллельный импорт парфюмерной продукции, констатировала Линда Рыжих. В основном это касается известных западных брендов, и хотя отечественных марок становится всё больше, мы по-прежнему можем видеть их на полках магазинов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Связано это не только со сложностями собственного производства, но и с другими факторами.

— На сегодняшний момент пока невозможно полностью заместить импортные ароматы (всё же они отличаются, и потребители это отмечают). Создать свои — да, это вполне реально, тем более что в РФ есть опыт (достаточно вспомнить «Северное сияние» и их линейку цветочных ароматов, а также «Новая заря»), — рассказала Линда Рыжих.

Сегодня, по мнению эксперта, импортозамещение имеет эффект прежде всего в эконом-сегменте, поскольку здесь есть спрос благодаря приемлемости цены и уже устоявшейся конкуренции. Однако средний и премиум-сегменты для него пока недоступны, так как ингредиенты для них поступают из-за границы и только собственными силами невозможно создать идеальные духи.

Можно ли возродить в России полноценную парфюмерную промышленность? Линда Рыжих считает, что да, но на это нужно время.

— Чтобы на разработке ароматов сформировать хорошую парфюмерную промышленность, необходимо время (10 лет и более) и, конечно же, капиталовложения в упаковку и продвижение продукции на рынок. Я считаю, что к этому процессу было бы правильно применить меры государственной поддержки (причём не только финансового, но и юридического характера), — отметила она.

Десять лет — большой срок, возможно, за это время внешнеполитическая ситуация успокоится, внутренняя экономика наладится, и это позволит выделить средства на развитие не жизненно необходимых, но создающих комфорт производств, к которым относится и парфюмерия. Пока же остаётся надеяться на Китай — или энтузиастов, которые смогут пробить бюрократические барьеры и создать полноценное импортозамещение в парфюмерии.

Другое по теме