Любители приятных ароматов сегодня всё чаще рискуют нарваться на подделку: доля контрафактного парфюма в России неуклонно растёт. Так, только за первые три месяца 2022 года национальная система «Честный знак» зафиксировала 698 тысяч нарушений у самых разных парфюмерных компаний. А с января по июнь 2022 года денежный объём таких нарушений достиг 2,5 миллиарда рублей. Это означает, что под видом добротных духов покупателям пытались продать некачественный парфюм либо нечто совершенно неизвестного происхождения.
При этом спрос на парфюмерию в нашей стране только растёт. Как сообщает оператор системы маркировки «Честный знак» – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), за 2022 год россияне купили парфюма на 140 миллиардов рублей, или 85,5 миллиона флаконов. А это на 27,6% больше, чем год назад.
Львиную долю «душистых покупок» составили отечественные духи – на них в 2022 году пришлось 60,7% объёма продаж. Также россияне с удовольствием покупают духи производства Франции, Испании, Польши и Германии. Эти страны, включая Россию, составили топ-5 стран-производителей парфюмерии, востребованной в РФ.
Петербург в этом повальном увлечении ароматами не отстаёт от всеобщей тенденции: наряду с Москвой, Московской, Новгородской и Мурманской областями наш город в 2022 году, по оценке экспертов, вошёл в топ-5 регионов по объёму купленной парфюмерии на тысячу человек.
Разумеется, больше всего парфюмерии покупают к праздникам. Так, за первые три неполные недели декабря 2022 г. жители Санкт-Петербурга и Ленобласти потратили на духи 635 миллионов рублей. Вклад петербуржцев в этот «общий чек» составил 574 миллиона. Об этом 25 декабря сообщил «Честный знак». И это – несмотря на хоть и небольшой, но всё же рост цен: за декабрь парфюм подорожал на 3%.
Рост продаж в этом сегменте наметился значительно раньше: за первое полугодие 2022 г. он, по сообщению «Интерфакса» со ссылкой на ЦРПТ, составил 75%. Но вместе с тем растёт и доля подделок.
Магазинов, где можно купить «недорогую реплику» люксовых духов, в Петербурге очень много. Кто и как делает эти духи – вопрос весьма интересный, хоть и малоизученный. К примеру, в одной из таких лавок корреспонденту «78» заявили, что основные компоненты поставляются из Дубая – при этом, якобы, и весь люкс отоваривается основами для парфюма у дубайских поставщиков.
Что может содержаться в таких духах – известно только их создателям. И немного – экспертам, производившим анализ продукции подпольных производств. Среди прочего, как сообщают СМИ, в поддельных духах были найдены следы мочи и антифриза, различные бактерии, токсичные вещества фталаты и метанол. Причём новости о найденных на производстве духов «канистр с мочой» появляются и за рубежом: к примеру, в Великобритании.
Правда это или преувеличение? И если правда – для чего все эти вещества нужны в парфюме? А главное, какой воздействие они могут оказывать на организм при нанесении на кожу? За ответом на эти вопросы мы обратились к эксперту в области химии – кандидату химических наук, доценту кафедры органической химии СПбГУ Виктору Сорокоумову.
– Моча – это сама по себе многокомпонентная система, поэтому найти компоненты одной системы в другой многокомпонентной системе – парфюмерной композиции – довольно сложно. Скорее всего, имеется в виду, что какие-то компоненты мочи были найдены в парфюмерной композиции. Исходя из этого предположения, самый явный компонент, который могли найти – это мочевина. Может быть, именно её нашли в парфюме, – предположил Сорокоумов.
– Если речь идёт о мочевине – то ничего страшного в этом нет. Мочевина может быть даже пищевой добавкой. Была как-то реклама жевательных резинок с ксилитом и карбамидом, так вот, карбамид – это как раз и есть мочевина, она там как противокариесное средство. Мочевина также входит в состав кремов для ног, так что много куда её добавляют совершенно спокойно.
Конечно, если речь идёт именно о моче и сообщения прессы не лгут – это уже так себе история, отметил эксперт. Но переживать, увидев в составе даже косметического средства или парфюма мочевину, не стоит.
А как же быть со страшными историями про антифриз? Разве «незамерзайка» в составе духов – это не катастрофа? Как ни странно, и здесь всё не так однозначно.
– Антифриз – это тоже составная система. К тому же, они бывают разные. Поэтому сообщение «нашли антифриз в духах» не даёт нам точной информации, ведь это смесь разных компонентов. Единственный основной компонент антифриза – это этиленгликоль. Этиленгликоль – умеренно токсичная жидкость, относится к третьему классу опасности.
Его присутствие в больших количествах – это, конечно, плохо. Но нужно понимать, сколько его там. Просто наличие этиленгликоля в составе не говорит о том, что это нечто поддельное или плохое. Потому что, чисто теоретически, он может оказаться внутри в небольших количествах, даже настоящей, мне кажется, композиции. Потому что его эфиры – они точно входят в состав парфюмерных композиций, в этом смысле ничего глобально страшного нет. Повторюсь, важно, сколько его там оказывается.
– Со фталатами всё ещё интересней. Фталаты – это либо соли, либо эфиры фталиевой кислоты. Исходя из того, что это у нас парфюмерная композиция, соли мы отбрасываем – значит, речь идёт об эфирах фталиевой кислоты. Они используются достаточно широко. Это пластификаторы, стабилизаторы, все наши пластмассы содержат так или иначе фталаты.
Общая тенденция со фталатами – все стараются их убирать, потому что вещества это не очень полезные. Но фталаты бывают совсем плохие, а бывают не очень плохие. И, когда нам говорят: «Найдены фталаты», – это может значить как что-то плохое, так и обычное. Они могут входить в состав парфюмерных композиций. Но, опять же, важно количество и какие. Потому что есть не то, чтобы не опасные – те, про которые неизвестно, что они опасны, можно так сказать. И если находятся опасные – это плохо, если безопасные – то ничего страшного.
– И последнее – метанол. Вот тут однозначно можно сказать, что метанол (в составе духов) – это плохо. Понятно, что, если его выпить, это будет потеря зрения и смерть. Но он также может всасываться через кожу. Даже через неповреждённые участки, если его много и постоянно наносить – бывает же, что девушки используют очень много парфюмерии. Это может не очень хорошо сказаться (на здоровье). Если его там значительное количество.
Но, опять же, вопрос сколько. Потому что метанол иногда входит в состав моющего средства для окон или, например, жидкостей для бачков омывателей. То есть, когда едете в машине, вы тоже вдыхаете метанол в небольших количествах. Это плохо, но есть определённые дозы, которые считаются допустимыми.
Главный вопрос: сколько его там? Миллиграмм на бочку или это основной растворитель? Если он используется вместо какого-то другого основного растворителя – это очень плохо.
Отметим, что, по сообщениям СМИ, метанол может использоваться в поддельных духах как замена этилового спирта, входящего в парфюмерную основу.
Впрочем, вёдра мочи и следы антифриза – удел наиболее маргинальной прослойки «парфюмеров»-фальсификаторов. О том, чем на самом деле отличается состав поддельных духов и туалетной воды от оригинала, рассказала нам Оксана Чернышова – президент Гильдии парфюмеров Санкт-Петербурга и парфюмерный художник.
– Делать духи заранее ядовитыми никто не будет, – считает эксперт. – Рынок подделок – один из самых серьёзных по уровню заработка рынков, его можно сравнить с рынком наркоторговли в этом плане. Поскольку все парфюмы имеют свою формулу, эта формула очень легко раскладывается на хроматографе (приборе для разделения смеси веществ – прим. авт.). А затем уже можно носом доработать разобранную на хроматографе формулу и воспроизвести её.
Но почему духи такие дорогие? Потому что очень дорого стоит сама идея. Идея сделать что-то новое и интересное. Очень дорого стоит разработать флакон и упаковку. И маркетинг, рекламная кампания – всё это стоит дорого.
А когда продукт уже раскручен, он не требует таких вложений – соответственно, его себестоимость становится минимальной. И подделываются духи, которые можно назвать шедеврами. Действительно очень интересные работы, которые пользуются спросом и уже известны. Подделывать неизвестные духи никто не будет. В них нужно вкладывать в рекламу.
Если вы хотите, чтобы у вас покупали, – здесь закон рынка срабатывает, как и на любом другом рынке – не надо людей травить. Соответственно, заведомо опасные вещества точно никто не будет класть.
Однако это не значит, что поддельные духи полностью идентичны оригиналу – вовсе нет. Они могут иметь очень похожий аромат, но суть, скорее всего, будет иная:
– Подделывают таким образом: например, в настоящем парфюме есть эфирное масло розы – абсолют розы, одно из самых дорогих в мире веществ. Конечно, в подделку его не будут класть. Положат несколько синтетических душистых веществ, собранных в одно, которое напоминает запах розы. И тогда подделка будет пахнуть розой, но не будет того богатства объёма аромата, который возникает, когда в духах есть абсолют. Это любой специалист может отличить.
Чем подделки отличаются – они отличаются бедностью и скудностью состава. Состав укорачивается, удешевляется сырьё, но оно ни в коем случае не становится ядовитым.
Что же касается истории о моче, антифризе и прочих страшных веществах в составе «палёных» духов – парфюмер с уверенность заявила:
– Конечно, это всё мифы и легенды. Никто не будет добавлять это в парфюм, потому что парфюм будет становиться от этого хуже качеством. А этого не нужно человеку, который продаёт и хочет продать ещё. Они следят за качеством. А зачем заведомо ухудшать качество продукта, который ты делаешь? Не вижу в этом логики, не думаю, что это так.
В поддельном парфюме могут в больших количествах содержаться сильнопахнущие вещества, позволяющие завуалировать отсутствие более дорогих компонентов, а также положительно влияющие на стойкость духов, рассказала Оксана Чернышова.
– Например, линалоол. Если вы посмотрите любую парфюмерную коробку, любое средство, в котором есть отдушка, вы увидите надпись: линалоол. Линалоол как раз из тех веществ, которые условно ограничены к применению, у них есть предельно допустимая концентрация. Линалоол очень хорошо пахнет. Конечно, если его добавить больше, он даёт богатство и объём композиции и позволяет не добавлять другие, более дорогие вещества. Но вызывает линалоол аллергическую реакцию или нет – мы не знаем.
Если разница между «звучанием» дорогих и дешёвых компонентов в парфюме доступна лишь профессионалу – не значит ли это, что простой покупатель не сможет отличить настоящий «люкс» от контрафакта или реплики? Нет, конечно, найти разницу может каждый – нужно лишь быть повнимательней. Кроме того, есть и другое важно условие, отмечает парфюмер:
– Для этого, конечно, нужно быть знакомым с оригиналом. И, если вы прошлый свой флакон купили на рынке, то не факт, что новый флакон, который вы будете покупать на том же рынке, будет пахнуть так же. Поскольку партия может быть другой, из другого совершенно производства, они могут пахнуть по-разному. Нужно знать, как пахнет оригинал.
Упаковка
– Если у вас есть оригинал и вы уверены, что это оригинал, нужно смотреть на коробку, на флакон. Вы сравниваете оригинальную коробку с той, которую вы собираетесь приобрести, и, как правило, это коробка плохого качества: и типография плохая, и картон не тот, и разница в печати есть.
На флаконе тоже могут быть отличия. Флаконы для парфюмерии делаются очень качественные, из хорошего стекла. Если на вашем флаконе видны сколы, потёртости, пузырьки в стекле, тогда совершенно очевидно, что это подделка. В оригинальном флаконе такого быть не может, они проходят тщательный отбор.
Аромат
Основные отличия звучания подделок от оригинального парфюма, по словам Оксаны Чернышовой, заключаются в следующих моментах:
– Оригинальный парфюм раскрывается богаче, ярче, глубже, фактурнее, интереснее. Он в своём развитии имеет то, что закладывал парфюмер, продумывая каждую мелочь, каждую составляющую, которая есть в формуле.
Подделки чаще всего первыми верхними нотами могут быть ещё более-менее похожи на оригинал, но, чем ближе к средним и базовым нотам, тем хуже звучит это всё. Становится видно огрехи, пробелы и замены одних душистых веществ другими.
Чаще всего, отметила парфюмер, подделывают широко известную люксовую парфюмерию:
– Смотрят на то, что было популярно в прошлом году, и подделывают это. То, что спросом не пользуется, подделывать, конечно, не нужно – задача любого производителя подделок получить прибыль. В этом отношении подделывать нишевую парфюмерию совершенно бессмысленно, потому что никто не пойдёт на рынок или брать у перекупщиков непонятные духи.
Духи на рынке – история понятная, а можно ли нарваться на подделку в крупном сетевом магазине косметики?
– Совершенно, абсолютно точно нет, – уверенно отвечает на этот вопрос эксперт. – Не будет никакой крупный магазин рисковать своей репутацией. Тем более сетевой магазин, в котором достаточно найти одну подделку, и будет закрыта вся сеть. Эта овчинка не стоит выделки, ни одна подделка это не окупит, поэтому маловероятно, что кто-то захочет это делать.
Оксана Чернышова также напомнила о маркировке парфюма, с помощью которой можно узнать, оригинал ли в ваших руках. Напомним и мы: с октября 2020 года духи и туалетная вода в РФ подлежат обязательной цифровой маркировке. На каждой оригинальной коробке вы можете найти Data Matrix-код – квадратик, похожий на знакомые всем нам штрих-коды.
Каждый флакон оригинальных духов зарегистрирован в системе «Честный знак». Скачав приложение системы, вы можете просканировать код с помощью смартфона и убедиться, что у вас в руках «честный люкс». Если же кода на упаковке нет – вы имеете полное право написать жалобу на недобросовестного продавца в самом приложении либо в Роспотребнадзор.