В начале августа 2024 года Россия повысила пошлины на импортный крепкий алкоголь, а также на импортное вино — что важно, только для производителей, место расположения которых правительство определяет как недружественные страны. Под это определение подпадают практически все страны объединённого Запада.
— Меры принимаются в ответ на недружественные действия ряда стран. Они также позволят защитить внутренний рынок и создать дополнительные условия для развития внутреннего производства, — отметили в Минфине РФ.
В итоге контрсанкционных мер России теперь крепкий алкоголь (больше 9%) из недружественных стран обкладывается ввозной пошлиной в 20% от таможенной стоимости, но не менее 3 евро за 1 литр 100-процентного спирта — она выросла в два раза, до повышения пошлина составляла 1,4–1,5 евро, причём не спирта, а напитка. Ставка на вино из недружественных стран поднялась до 25% от таможенной стоимости, но не менее 2 долларов за 1 литр (раньше — 20% и 1,5 доллара соответственно).
Меры, принятые российским ведомством, действительно ответные: в целом ряде стран российская продукция не просто попала под незаконные санкции, а намеренно обкладывается повышенными ввозными пошлинами, которые не позволяют ей конкурировать на западных рынках. На этом фоне ответ, бьющий не просто по производству, а по высокомаржинальному и практически элитному производству, вполне закономерен.
Однако как это скажется на российском рынке и производстве? Некоторые эксперты высказывают опасения, что повышение пошлин отразится на бюджете — ведь если пошлина растёт, импорт становится невыгодным и снижается, следовательно, в бюджет поступления также падают. Тем не менее в данном случае, видимо, стимуляция отечественного производства важнее, чем поступления пошлин от импорта.
— Таможенная пошлина является важным регулятором экономической ситуации на внутреннем рынке. При этом она может вводиться в целях защиты внутреннего рынка, то есть снижения импорта товара, в целях стимулирования национального производства, а также для создания неблагоприятных экономических условий при ввозе продукции. При увеличении ввозных пошлин, безусловно, закупка недорогой алкогольной продукции с высоким обложением пошлин при ввозе на территорию нашей страны станет менее выгодной, — констатировала в беседе с 78.ru заведующая кафедрой таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Анастасия Гетман.
Но беспокоиться не о чем: Анастасия Гетман отметила, что объёмы импортной алкогольной продукции и без того снизились после ухода с российского рынка иностранных компаний в 2022 году. Да и в целом товарооборот с недружественными странами сокращается в пользу дружественных стран. О том же в обосновании своего решения по подъёму пошлин говорил и Минфин: по его данным, сегодня только 12% от всего крепкого алкоголя на рынке привозится из-за рубежа, остальное приходится на внутреннее производство.
Тем не менее влияние на рынок увеличение таможенных пошлин всё же окажет — прежде всего оно, несомненно, приведёт к пропорциональному увеличению стоимости продукции, отметил в беседе с 78.ru управляющий партнёр юридической фирмы «Алкогольное право» Дмитрий Терентьев.
— Самые популярные бренды импортного алкоголя будут увеличиваться в цене не так резко, чем вновь ввозимые бренды, это связано с товарным запасом у экспортёров. Резкого увеличения цены я не жду, так как о повышении ввозных таможенных пошлин знали заранее и, конечно, активно к ним готовились. Не секрет, что товарный запас завезённого алкоголя перед повышением пошлин в прошлом году (август 2023 года) был израсходован, по разным данным, к марту-апрелю 2024 года, — указал эксперт.
По данным Клуба профессионалов алкогольного рынка, цены могут измениться так: на вино стоимостью до 1 тыс. рублей — на 10–15%, от 1 до 3,5 тыс. рублей — на 5–10%, более 3,5 тыс. рублей — менее чем на 5%. С крепким алкоголем ситуация обратная: если его стоимость менее 1 тыс. рублей, она увеличится менее чем на 10%, если от 1 до 3,5 тыс. рублей — на 10–15%, а если более 3,5 тыс. рублей — более чем на 20%.
Однако повышаться цены резко не будут, в том числе потому, что, как пояснил Дмитрий Терентьев, это может изменить структуру потребления, то есть покупатели будут отказываться от тех или иных резко увеличившихся в цене товаров. Не стоит ждать и резкого увеличения цены алкоголя в заведениях общепита: эксперт отметил, что рестораны в принципе могут не увеличивать цену на алкоголь, поскольку наценка на него иногда достигает 300%, так что всё зависит от бизнес-модели конкретного ресторана.
Ни падения спроса, ни дефицита на рынке из-за новых пошлин также не случится, уверена Анастасия Гетман.
— Спрос на алкогольную продукцию стабилен и, согласно оценкам экспертов, с 2020 года стал расти в нашей стране. Если вспомнить времена дефицитных товаров, то сразу вспомним и очередь на них. Поэтому все понимают, что допускать тотального сокращения присутствия таких товаров на рынке нельзя, — констатировала эксперт.
При этом, как отметила Анастасия Гетман, структурные изменения на рынке алкогольной продукции всё равно будут, хоть и не такие радикальные. Некоторые эксперты пророчат даже смещение спроса в сторону коктейлей и слабоалкогольных напитков, однако здесь государство «подстраховалось»: совсем недавно именно на эту категорию алкоголя резко поднялись акцизы, в результате чего производство кратно сократилось. Здесь эксперты, напротив, предсказывают повышение спроса на крепкий алкоголь, в том числе для того, чтобы иметь возможность делать коктейли на дому.
Поэтому больше вероятность, что потребители перейдут на отечественные марки вин и крепкого алкоголя, чем того, что они повернутся к коктейлям.
— Объёмы ввоза крепких алкогольных напитков, скорее всего, сохранятся, так как эта категория товаров и так относится к товарам высокого ценового сегмента. Однако иностранные марки недорогих вин, скорее всего, будут заменяться на наши отечественные марки, которых становится всё больше, — указала эксперт.
Российские производители алкоголя, с одной стороны, приветствуют повышение пошлин, поскольку это позволит им конкурировать с импортными поставщиками, а с другой стороны, отмечают, что это не имеет для них особого значения. Так, президент группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов в комментарии для 78.ru отметил, что пошлины на зарубежные вина не влияют на стоимость российской продукции.
— Ценовая политика группы компаний «Абрау-Дюрсо» не учитывает данный фактор в целом, — констатировал он.
По мнению Анастасии Гетман, пошлины помогут развитию отечественного производства, прежде всего вина, однако Дмитрий Терентьев указал, что такая помощь — вопрос спорный. Дело в том, что стоимость российской продукции тоже растёт по различным причинам: увеличивается себестоимость производства, растут в цене запчасти, логистические услуги, затраты на оплату труда, дорожают вспомогательные материалы. Однако рост цен на российские вина, в отличие от импортных, останется в пределах 4–6%, кроме того, интерес к ним покупателей повышается.
— Разрыв в умах потребителей между якобы дешёвым, но качественным импортным алкоголем и очень дорогим, по меркам потребителя, и не очень модным российским сокращается. Потребителю всё легче и легче будет пробовать российское вино, так как в последнее время мощная просветительская политика в этом вопросе и увеличение качества продукта дают свои плоды, — отметил Дмитрий Терентьев.
В конечном счёте потребитель часто голосует за выбор того или иного продукта только на основании цены, поэтому, вероятно, с удорожанием импортного алкоголя покупатель сделает выбор в сторону российских марок. Главное, чтобы отечественные производители не «подтягивали» цены вслед за рынком импорта, как это иногда бывает, с целью увеличения прибыли, и тогда вероятность, что покупатель проголосует за них рублём, значительно повысится.