Экономика
12:1616 июля 2024

Слабое звено: уничтожат ли акцизы слабоалкогольные напитки в России

Алкогольные заводы бьют тревогу: скоро в России могут пропасть, как минимум из розницы, слабоалкогольные напитки, в том числе коктейли. Причина — резкое повышение акцизов. Чем это обернётся для рынка и куда пойдут покупатели за слабым алкоголем, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/fxquadro, Petrov Sergey; Bulkin Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Удар по акцизам

Слабоалкогольными напитками, согласно ГОСТУ, считаются те, в которых содержание спирта не превышает 9% от объёма готовой продукции и составляет не меньше 1,2%, при этом она не должна относиться к винодельческой и пивоваренной продукции. Таким образом, самая распространённая категория некрепкого алкоголя в России — пиво — под это определение не подпадает. При этом под него подпадают разнообразные коктейли — известные многим Jaguar, Blazer, «Отвёртка» и другие.

Как и во всём мире, в России они пользуются популярностью. Связано это с невысокой ценой и также невысоким градусом — считается, что такие напитки расслабляют, но не вызывают большого опьянения. Однако с мая 2024 года их производство резко упало: по данным РБК, если с января по апрель 2024 года произвели 8,1 млн дал слабоалкогольных напитков, то в мае — всего 0,4 млн дал, а в июне — чуть больше 0,2 млн дал.

Причина — в изменении ставки акциза, которая произошла как раз в мае.

— Повышение акцизов всегда является плановым и, как правило, связано с учётом и компенсацией инфляционного воздействия на экономику. Однако что касается повышения акцизов именно на слабоалкогольные напитки, то причина столь большого роста объясняется тем, что раньше акциз определялся, исходя из содержания этилового спирта в общем объёме, — пояснил в беседе с 78.ru заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев.
Фото: vk.com/ФНС России
Фото: vk.com/ФНС России

Слабоалкогольные напитки, как и любой алкоголь, являются подакцизным товаром, то есть государство берёт с него налог уже в момент производства. Кроме того, благодаря выдаче акцизов осуществляется контроль за деятельностью организацией и обеспечивается безопасность продукции, снижается количество подделок.

Акциз на слабоалкогольные напитки с 1 мая поднялся почти в четыре раза: так, если до 1 мая платили за 1 л безводного спирта (514 рублей, то есть на литр коктейля приходилось около 36 рублей), то с этой даты акциз стали накладывать на 1 л самого напитка, и он теперь стоит 141 рубль. Учитывая, что раньше стоимость такой продукции уже в рознице едва превышала 100 рублей, это стало почти запретительной суммой — рост акциза в 4 раза означает рост розничной цены в те же 4 раза, если не больше, а покупать коктейль по цене водки вряд ли будут.

Потому и упало производство — по данным РБК, вовсе остановили его комбинат «Очаково», заводы «Браво премиум» и «Мегапак». Эти предприятия производили большую часть слабоалкогольных напитков в России, теперь же производство резко стало нерентабельным. Однако это не значит, что слабоалкогольные напитки исчезнут с прилавков совсем.

Варианты спасения

По мнению экспертов, есть несколько вариантов, что теперь будет с рынком слабоалкогольных напитков. Первый из них — самый очевидный, то есть повышение цен в рознице.

— Прогнозируется, что в силу роста розничных цен на слабоалкогольные напитки, например коктейли, спрос на них может упасть, поэтому и производство станет убыточным, что приведёт к снижению предложения, — отметил Александр Дмитриев.

Второй вариант — это переход к производству коктейлей более высокой крепости, что позволит выйти из сегмента слабоалкогольных напитков и, таким образом, снизить убытки от повышенного акциза. Однако это может не совпасть с желанием потребителя, который раньше предпочитал коктейли за сочетание невысокой цены, низкого процента алкоголя и удобства упаковки.

Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com

Наконец, третий вариант озвучил в разговоре с 78.ru управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право» Дмитрий Терентьев: по его мнению, слабоалкогольные напитки могут переместиться из розницы в предприятия общественного питания. Это позволяет, с одной стороны, размытое определение ГОСТа, которое относит к слабоалкогольным напиткам почти что угодно, а с другой стороны — федеральный закон о производстве.

— В соответствии с пп. 15 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ производством считается производство для целей продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд. Самое главное — производством не считается смешивание готовой алкогольной продукции в потребительской упаковке с другой пищевой продукцией и использование различных технологических процессов (настаивание, брожение и др.), если это осуществляется предприятием общественного питания в местах оказания таких услуг, — пояснил эксперт.

В магазинах слабоалкогольные напитки, по его мнению, сохранятся, но их количество сильно сократится. А будущее рынка слабоалкогольных напитков, таким образом, за предприятиями общественного питания — ресторанами, кафе, барами, считает Дмитрий Терентьев.

Сама индустрия общепита при этом готова к изменениям — как рассказали 78.ru в фуд-холле Vokzal 1853, тенденция к оптимизации присутствует всегда.

— В барном мире все слабоалкогольные напитки, кроме вина, пива (необязательно), делают самостоятельно. Это кратно дешевле в закупке. Открывает доступ к фантазии в миксологии, — пояснили в фуд-холле.

При этом винная продукция не уйдёт ни из ретейла, ни из общепита, хотя высокие акцизы на неё также влияют — придётся перейти на стратегию оборачиваемости.

— Всё, что бары могут делать сами, бары всегда будут делать сами. Просто скоро появятся бары, которые займутся производством своей карты полного цикла. И это станет основным течением в барной индустрии, — резюмировали в фуд-холле.

Куда уходят люди

Отдельный вопрос, беспокоящий рынок — как поведёт себя в этой ситуации потребитель. Понятно, что покупать сильно подорожавшие и представленные на полках магазинов в исчезающем количестве коктейли будет небольшой процент от прежней аудитории, но что выберут остальные? Варианта два: переход в пивной сегмент либо, напротив, в сегмент крепкого алкоголя. Причины у них одни — и там, и там рост акциза совсем небольшой и плановый.

— Есть вероятность роста спроса на пиво, поскольку рост акциза по нему небольшой. Кроме того, может вырасти и спрос на крепкие напитки, из которых также можно сделать слабоалкогольные, поскольку на коньяк, виски, водку акцизы повышены незначительно, — считает Александр Дмитриев.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Вероятно, в пивной сегмент перейдут те, кто предпочитает слабый алкоголь. Кроме того, в отличие от слабоалкогольных коктейлей, с пивом всё проще: на рынке присутствует большое количество крафтовых пивоварен, которые прошли свою стадию выживания, сделали понятный продукт, понятный бренд и заняли свои ниши, указали в фуд-холле Vokzal 1853.

— Качественный продукт на рынке есть от крафтовых пивоварен, но симбиоза качественный бренд + качественный продукт+ большой объём производства пока нет. На выходе мы получаем по пиву маленький рынок батл-шопов, отсутствие мощностей выхода на сетевые рынки. Разные бары используют в своей карте несколько позиций такого крафтого пива. Но на кранах чаще всего будет стоять «Балтика» и её саб-бренд, — отметили там.

Повышение акцизов, пусть и небольшое, скажется на этом сегменте, но не так сильно, как на рынке слабоалкогольных коктейлей: маленькие предприятия, вероятно, закроются, однако в целом рынок сам себя сбалансирует.

— Кроме цен — всё будет дороже, — подытожили в фуд-холле.

А спрос на крепкий алкоголь может вырасти не столько потому, что любители коктейлей перейдут на водку и коньяк, сколько из-за их желания делать коктейли дома. Однако здесь, как отмечается, потеряется одно из главных качеств фабричных напитков — удобство упаковки.

Полезные бюджету, вредные здоровью

Рост акцизов на алкоголь и табак — извечный способ поднять доходы бюджета, поскольку эта «вредная» отрасль высокомаржинальна, а её продукция относится к тем, которую люди приобретают до тех пор, пока цены не становятся совсем запретительными (тогда происходит бум самогоноварения и выращивания домашнего табака). С ростом акцизов на слабый алкоголь цены действительно становятся запретительными, однако не факт, что это связано только с пополнением бюджета.

Не секрет, что слабоалкогольные напитки в основном потребляет молодёжь. А это значит, что и его вредному воздействию подвергается по большей части она, в том числе из-за кажущейся безвредности.

— В пиве, сидре и коктейлях этанола меньше (чем в крепком алкоголе. — Прим. ред.), но это не делает их безобидными. Регулярное и бесконтрольное употребление слабоалкогольных напитков может приводить точно к таким же негативным долгосрочным последствиям, что и крепкий алкоголь. Для примера возьмём печень. Считается, что у здорового человека она способна без ущерба для себя перерабатывать до 20 мл этанола ежедневно. При этом одна бутылка пива может содержать от 20 до 50 мл чистого спирта — в зависимости от крепости. Слабоалкогольные напитки порой оказываются даже более коварными, так как создают иллюзию безопасности. Человек может каждый день выпивать несколько бутылок пива, но при этом искренне верить в безобидность такой привычки. Просто потому, что «пиво — это же не водка», — констатировал в разговоре с 78.ru врач-терапевт, гастроэнтеролог, гепатолог «СМ-Клиники» в Санкт-Петербурге Сергей Лопатин.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

То же самое касается и коктейлей: если в 100 г водки содержится около 40 г чистого спирта, то порция известной «Отвёртки» (водка плюс апельсиновый сок) будет содержать около 20 г спирта. По последствиям это будет ничуть не лучше, чем регулярное употребление пива. Однако у коктейлей есть ещё один важный нюанс: разнообразные добавки, которые приводят к дополнительным проблемам — например, лишнему весу.

— Во-первых, некоторые слабоалкогольные напитки содержат много сахара. Особенно — разнообразные коктейли или сидры с синтетическими вкусовыми добавками. Во-вторых, злую шутку здесь играют слишком большие объёмы потребления. Например, в 100 мл обычного светлого пива содержится около 40–45 ккал. Это равнозначно калорийности магазинных соков. Для сравнения: калорийность виски составляет 230–250 ккал на 100 мл. Вот только пиво всё-таки пьют не рюмками, а гораздо большими объёмами. Таким образом, даже пара бутылок пенного прибавляет к суточной калорийности рациона около 500 лишних калорий. Это без учёта разнообразных жирных закусок вроде чипсов или картошки фри, — отметил Сергей Лопатин.

Надо отметить также, что слабоалкогольные напитки — это так называемые «жидкие» калории, которые усваиваются значительно проще, чем калории из твёрдой пищи. Также алкоголь стимулирует аппетит и замедляет распад жира в организме, поскольку печень занимается переработкой алкоголя и не может одновременно расщеплять ещё и жиры.

Помимо прочего, чрезмерное пристрастие к коктейлям вредит сердечно-сосудистой системе, повышает риски атеросклероза и сахарного диабета второго типа, болезней почек и печени, нарушения обмена веществ и гормонального фона.

Всем известно, что алкоголь нельзя употреблять беременным и кормящим мамам — это касается и слабоалкогольных напитков. Да и в целом женщинам алкоголем лучше не злоупотреблять, поскольку он нарушает гормональный фон. Также слабоалкогольные напитки лучше не включать в рацион людям с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, нервной системы.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Понятно, что такой набор вредного воздействия заставляет государство, которое беспокоится о будущем поколении, «отрезать» его от лёгкого доступа к слабому алкоголю. Но не заставит ли это молодёжь перейти на крепкий алкоголь — уже без коктейлей?

— Многое зависит от психоэмоционального состояния человека и того, насколько сильна его привычка к спиртному. Если мы говорим о сформированной алкогольной зависимости, то переход к более крепким вариантам действительно возможен. Безусловно, значение имеют и вкусовые пристрастия, — отметил Сергей Лопатин.

Однако если принять за аксиому, что крепкий алкоголь любители коктейлей будут покупать для того, чтобы делать их домашние варианты, это уже не выглядит настолько страшно. Вред от алкоголя, конечно, никуда не денется, однако домашний коктейль предпочтительнее покупного.

— Риски для организма в этом случае будут абсолютно аналогичными. Однако домашний вариант всё же выглядит чуть более предпочтительным. По крайней мере, если готовить коктейль на основе оригинального качественного алкоголя, купленного в проверенном месте. Кроме того, покупные коктейли содержат много сахара и различных добавок: синтетических красителей, консервантов, усилителей вкуса. Дома хотя бы можно использовать более полезные альтернативы: натуральный сок или морс, свежие фрукты, ягоды и так далее, — указал Сергей Лопатин.

Таким образом, можно сказать, что государство повышением акцизов на слабоалкогольные напитки убивает сразу трёх зайцев: повышает отчисления в бюджет, снижает производство слабого алкоголя, в том числе дешёвого и не очень качественного, а кроме того — заботится о будущем молодого поколения.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Правда, акциз на пиво — самый популярный алкогольный напиток в России — по-прежнему составляет 26 рублей за 1 л этилового спирта, и будет ли большая польза от новых ограничений, остаётся под вопросом.

АлкогольНалогиМагазины
Новости партнеров