Остатки не сладки: почему шоколад стремительно дорожает и исчезает с полок магазинов?
Отсутствие шоколада Alpen Gold и Milka в магазинах сети «Лента» петербуржцы обнаружили во второй декаде марта. Пропали и привычные акции и скидки на сладкое, да ещё и цены на него выросли.
Как поясняют участники рынка, в ситуации с продукцией «Мондэлис Русь» (те самые Alpen Gold и Milka) нет никакой политической подоплеки, хотя компания и остановила инвестиции в бизнес в России. Две конкретные стороны просто не смогли договориться о цене вопроса. Другое дело, что шоколад в принципе стремительно дорожает во всём мире.
По данным западных СМИ, это происходит из-за третьего год подряд неурожая какао-бобов. Фабрики в Кот-д’Ивуаре и Гане остановили или сократили переработку сырья из-за его нехватки и дороговизны. В 2024-м прогнозы на погодные условия пока тоже неблагоприятные.
Затяжной неурожай?
Как вспоминает генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов, их компания 15 лет занимается закупками шоколада и всё это время участники рынка постоянно слышат, что опять приключился «неурожай».
— А чтобы был нормальный урожай, такого ещё никогда не происходило. Неурожай — это «явление» перманентное и понятно, что используемое для поднятия цен.
На днях мы получили очередное уведомление о повышении стоимости шоколада на 15% с 1 апреля. При этом, чтобы удержать персонал, мы повышаем ему зарплату, но люди все равно недовольны. Так что затраты растут, а прибыль снижается, хотя в денежном выражении и есть увеличение, — констатировал он.
По мнению Антона Вересова, россияне в принципе без шоколада не останутся. Другой вопрос, сколько он будет стоить. Сейчас начались поставки из Германии и Италии.
— Пока мы такой шоколад ещё не распробовали, но понимаем, что это не продлится долго, так как это всё-таки Европа. Ждём поставок из Африки, на Востоке в принципе какао-бобы не растут, — делится он.
Как предполагает Антон Вересов, конфеты могли пропасть из-за составляющих, например, нуги. Она на 100% поставляется из Бельгии.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин согласен: дело не в неурожае, это лишь повод взвинтить цены.
— Это инструмент ценового влияния на сговорчивость ретейлеров, — уверен он и добавляет, что высококачественный шоколад с большим присутствием какао-бобов теперь можно купить по цене от 200 рублей за плитку.
Требовали скидки — остались без плитки
Отсутствие шоколада Alpen Gold и Milka в «Ленте» эксперты объясняют отнюдь не геополитическими факторами, а элементарными денежными взаимоотношении.
Как пишет в своем telegram-канале Михаил Лачугин, причина простая и, в общем-то, рутинная: не договорились по цене. Это часто бывает, но здесь всем стало интересно, поскольку производитель всё-таки крупный и известный.
— «Лента», насколько мне известно, хотела сохранить для себя большинство акционных преференций на уровне прошлых лет и даже требовала некоторые новые бонусы. Кроме того, проблема оставшихся работать в России иностранных компаний в последние два года — это отсутствие нормальной промо-активности.
На одних бесконечных скидках не выехать, раньше это были не только скидки, но и многочисленные офлайн-мероприятия, реклама, различное брендированное торговое оборудование. Теперь всего этого нет или сведено к минимуму. Понятное дело, что сети этим недовольны, — поясняет он.
Как добавляет Михаил Лачугин, также появляются сильные российские производители, которые стараются для сетей предложить тот же сервис (и рекламу, и промо, и визуализацию в торговых залах и т. п.).
От 100 и выше
Как разъясняют в пресс-службе «Ленты», сеть открыта для обсуждения условий сотрудничества, результатом которого станут справедливые цены для покупателей.
— На сегодня нам не удалось договориться об этом с партнёром. В наших магазинах представлен широкий ассортимент шоколада и кондитерских изделий от других производителей, в том числе российских, стоимость которых приемлема для наших клиентов и соответствуют нашей стратегической цели обеспечивать стабильно низкие потребительские цены, — заверяют там.
По словам совладельца «РеалЪ» Александра Мышинского, в их сети продукция «Мондэлис Русь» уже давно не продавалась, так как её практически полностью скупали крупные федеральные игроки, такие как «Лента» и «Окей». Именно им предлагались самые выгодные условия.
— Так, если нам назначали оптовую цену за условную плитку в 45 рублей, то федералам выставлялось 35. Это же, кстати, касалось всей продукции «Мондэлис Русь» (например, печенья «Юбилейное» и «Ореон»), — рассказывает он.
Как добавляет Александр Мышинский, весь шоколад и всех марок всегда только дорожает. Например, в феврале 2024-го «Особый» вырос в цене на 40%. «Алёнка», «Вдохновение», «Бабаевский», «Победа» — на 25%. За полгода рост составил от 25 до 40%.
— «Алёнка» стоила 59 рублей, сейчас это 80, но скоро будет 89.
«Особый» скакнул с 59 до 89, будет 100.
Ritter Sport стоил 129 рублей, но с 1 января на него подняли цены на 15%, сейчас это 149, будет не менее 160.
На 15% вырастет в стоимости, скорее всего, Alpen Gold и «Россия», так как там при производстве используется крайне мало какао-бобов, — даёт прогноз он.
Как считает Александр Мышинский, к лету нормального шоколада дешевле 100 рублей в принципе не будет.
— При этом люди от сладкого точно не откажутся, так как многие сейчас заедают стрессы и тревожные состояния. Например, когда произошло подорожание «Алёнки» на 15%, то продажи снизились лишь на 5%, — делится он.
Опять всё съели китайцы?
Как делятся на условиях анонимности собеседники 78.ru, договориться «Лента» и «Мондэлис Русь» не смогли, теоретически, по следующим причинам. Ретейлер закупал условные 10 фур. Затем в розницу выставлялась продукция лишь одной из них. Всё остальное, правда по 40 рублей, перепродавалось коллегам. В какой-то момент такая «музыка» производителю надоела, и он решил поставить крест на подобной схеме.
С конфетами проблемы возникли из-за того, что поставщики нашли новые каналы сбыта продукцию, например, в Китай. Теперь они больше не заинтересованы в льготных схемах и скидках для отечественного бизнеса. Но здесь есть и геополитический фактор.
— У той же «Крупской» (входит в кондитерское объединение «Славянка») в последние полгода вообще очень большие перебои с поставками. Работать с ними стало практически невозможно. Они шлют уведомления о повышении цен за два-три дня и на предложение как-то договариваться вообще никак не реагируют. Типа, «это всё ваши проблемы, не хотите на наших условиях, значит, не будет вообще никак», — рассказал участник рынка.
Ещё один собеседник подтвердил, что проблемы у сетей с шоколадными конфетами действительно были, но сейчас они решаются.
Редакция направила запрос в кондитерское объединение «Славянка». На момент подготовки материалы комментарии не поступили. Редакция готова опубликовать позицию компании, если материалы будут предоставлены.