Полигон для испытаний: почему у китайских машин в России столько проблем
Стремительный рывок китайцев в России
Китайские автомобили присутствуют на российском рынке не первый десяток лет. Один из первопроходцев — бренд Chery, пришедший в РФ ещё в 2006 году. Однако до 2022 года и введения европейских санкций популярностью авто из Поднебесной не пользовались: сказывались многочисленные мифы, а также подтверждённые факты, связанные с надёжностью китайских машин. Тем не менее время шло, и когда в 2022 году западные компании стали массово уходить из России, восточный сосед подставил российским автолюбителям своё плечо.
— В России всё больше набирают популярность машины китайского автопрома. В условиях санкций они стали хорошей альтернативой европейским брендам. За 2023 год было продано 482 тыс. автомобилей из Поднебесной, что в 6,2 раза больше, чем за 2022 год. Так доля китайских авто на российском рынке составила 48%, — рассказал в беседе с 78.ru генеральный директор авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Дмитрий Демчук.
Абсолютный лидер среди китайских марок — Chery, за год в России продано более 118 тыс. машин. Второй по популярности - Haval, который продал 111,7 тыс. машин, на третьем месте - Geely с 95,5 тыс. проданных автомобилей. И хотя каждая марка в отдельности не перекрывает российскую Lada (более 324 тыс.), вместе они захватили почти половину автомобильного рынка РФ.
Однако в этом есть как плюсы, так и существенные минусы: владельцы китайских автомобилей столкнулись с непривычными проблемами во время более активной, чем раньше, эксплуатации. Эксперты перечислили для 78.ru главные из них.
Проблема на проблеме
— Говорить о явном превосходстве моделей восточных партнёров не приходится, — констатировал Дмитрий Демчук.
1. Коррозия.
Это самая известная и частая проблема китайских автомобилей. О том, что китайские машины могут буквально сгнить за несколько лет, рассказывают начиная с 2000-х годов, и тогда тому были причины. К сожалению, они сохраняются до сих пор.
— Китайские производители заявляют о передовых технологиях автомобилестроения, но при этом для минимизации затрат используют материалы не самого высокого качества. Слабое лакокрасочное покрытие, неполная оцинковка кузова не выдерживают погодные условия и качество российских дорог. Машины покрываются ржавчиной уже через два—три года эксплуатации, — отметил Дмитрий Демчук.
Он также добавил, что некоторые китайские бренды заявили о замене металла кузова на оцинковочные материалы, однако о качестве покрытия пока судить сложно — это покажет следующее межсезонье.
2. Деформация трубы кардана.
Виноват всё тот же мягкий китайский металл, который не предназначен для больших поперечных нагрузок. В результате деталь деформируется.
— Крестовины механизмов выходят из строя и приводят к неисправности автомобиля, — пояснил Дмитрий Демчук.
3. Цена запчастей.
Непосредственно связанная с предыдущей проблема — рост стоимости деталей для ремонта, которая выросла вслед за ценой самих машин. Так, по данным руководителя отдела внешних коммуникаций сервиса «Автокод» Ксении Тимофеевой, цены на китайские запчасти поднялись в среднем от 20% до 40%.
— Стоимость их зависит от конкретной модели и места покупки — через официального представителя брать запчасти гораздо дороже, чем с разборок или прямых сайтов — придётся подождать несколько недель (а иногда и месяцев), но поможет сэкономить до 50% бюджета. Спрос на запчасти сейчас достаточно высок, т. к. один из главных недостатков «китайцев» — гниющие пороги, которые создавались не под российские погодные условия и дорожное покрытие, — рассказала она.
4. Проблемы с ремонтом.
Сложности с ремонтом связаны с высокой ценой на запчасти, однако не только с ней — есть и другие факторы. Особенно им подвержены модели, которые завозятся «в серую», то есть по параллельному импорту.
— На первый взгляд, они могут быть существенно дешевле машин, которые продают официальные дилеры. Однако дальнейшее обслуживание может потребовать серьёзных затрат. Например, при диагностике компьютеры не могут считать коды ошибок. Есть сложности и в доступности запчастей. Дело не только в отсутствии гарантии на «серые» китайские авто. У автомобилей, созданных для китайского рынка, могут стоять другие комплектующие — их могут заказать и привезти, но они не подойдут по параметрам. В некоторых случаях дилеры просто отказываются проводить ремонт, — констатировал Дмитрий Демчук.
5. Слабая электроника.
Как рассказала Ксения Тимофеева, на неполадки с электроникой жалуются 75% пользователей китайских машин.
— Эта проблема усугубляется с приходом холодов, когда даже автомобили, сделанные под суровый российский климат, начинают «глючить». Особенно сильно это заметно в северных регионах, где спрос на китайские авто значительно отстаёт по этой самой причине, — отметила она.
На электронику в китайских автомобилях действительно много жаловались с наступлением зимы в России: непривычные декабрьские морозы массово выводили из строя самые «навороченные» гаджеты. Причём касалось это не только мультимедийных экранов, но и проводов.
— Помимо того, что у Китая, скажем так, ниже среднего адаптация под Россию этих всех гаджетов, у них не очень качественно изготовлены системы. Прогнившие ломкие провода могут прекращать работать в условиях наших морозов, — констатировал в разговоре с 78.ru автоэксперт Сергей Клоков.
6. Большой расход.
Ксения Тимофеева поделилась ещё одной жалобой владельцев китайских автомобилей: по данным «Автокода», в топ проблем вышел и неожиданно большой расход топлива.
Китайские слабости не эксклюзивны
Тем не менее, несмотря на внушительный список проблем, не нужно считать, что китайские автомобили в этом уникальны, предупредил Сергей Клоков. На самом деле подобные проблемы встречаются практически у всех автопроизводителей, и беда «китайцев» только в том, что они эти проблемы копируют.
— Я всегда говорил, что не стоит выделять китайский автопром в отдельную нишу. На самом деле эти недочёты, мягко говоря, свойственны сейчас практически всем автомобильным концернам. И каждый концерн с ними борется. Но китайские производители — своего рода «изобретатели велосипеда», которые посматривают на изобретение велосипедов в других фирмах. Ничего, собственно говоря, нового китайцы в автомобильную промышленность не внесли, — отметил Сергей Клоков.
К примеру, антикоррозийная обработка кузова — общее слабое место всех автопроизводителей последних лет. Автоэксперт объяснил, что всерьёз этой проблемой занимались и боролись с ней в 1970—1980-х годах, когда это было конкурентным преимуществом для привлечения клиентов. Тогда на машину давали гарантию в 10 лет, сегодня же это не имеет смысла, поскольку, по мнению маркетологов, собственник должен владеть машиной максимум 3–5 лет, а затем менять её на новую.
— Никто сейчас, я ещё раз повторюсь, из автопроизводителей, причём крупных, не уделяет особое внимание этому вопросу. Да, на заводе происходит грунтование, фосфатирование. Но до уровня авто 40—50-летней давности современным кузовам далеко, — констатировал Сергей Клоков.
Что касается «глючащей» электроники, то это проблема, опять же, всех автопроизводителей, которые стремятся насытить свои модели современными технологиями. Предсказуемы были и сложности в морозы: по словам автоэксперта, ждать, что электронное устройство в минус 50 будет вести себя так же, как в плюс 10-20, глупо.
— Это проблема всех производителей, которые внедряют планшеты и другие контролирующие электронные устройства. В том числе компании, которые ушли с российского рынка, убрали техподдержку. У Mercedes и Volvo также начались проблемы с электроникой. W223 Mercedes S-класса, премиум-автомобиль, также сейчас машина проблемная, и дилеры не нашли выход из этой ситуации: нет софта, нет поддержки. Неясно, как устранять поломку в виде самопроизвольно опускающихся стёкол дверей, не выдвигающихся ручек дверей или самопроизвольно складывающихся сидений в таком Mercedes. Причём эта неисправность проявляется периодически: то появляется, то исчезает. И водитель или собственник этой машины эксплуатирует её и гадает, что же дальше произойдёт. Выстрелит ли у него подушка безопасности или преднатяжитель ремня безопасности, или вдруг ни с того ни с сего мультимедийная система отключится. На фоне подобных проблем китайские авто стоят в тени, — считает эксперт.
При этом на «китайцев» немного жалоб, связанных с механическими поломками двигателей, коробки передач, вариаторов, роботизированных коробок. Если сравнить с западными «образцами», китайский автопром движется вполне в общем тренде.
— Вариаторы — это всегда общая болезнь любителей Nissan. Можно поднять историю и выяснить, что роботизированные коробки ломаются массово. Мой знакомый, который работает в VAG концерне в Америке (Volkswagen Aktiengesellschaft), говорит, что эти коробки DSG ходят и работают без поломок до 200 тыс. км. А у нас были случаи, когда 15—30 тыс. и приходилось коробку ремонтировать, — поделился эксперт.
В целом можно констатировать, что пристальное внимание к поломкам китайских автомобилей и демонстративное «разочарование» в них, декларируемое в СМИ и у некоторых блогеров, на самом деле связано с особенностями человеческого восприятия: для нас всегда острее проблемы того, что сейчас на слуху. А китайские автомобили до сих пор для многих в новинку, кто-то колеблется, стоит ли их приобретать, поэтому любые претензии к ним воспринимаются в отрыве от подобных же проблем недоступных ныне западных брендов.
— Сказать, что Китай делает плохие автомобили, я не могу, — резюмировал Сергей Клоков.
Полигон для испытаний
Несмотря на все недостатки, у китайских автомобилей есть и серьёзные преимущества, которые отмечают владельцы — благодаря им, по мнению аналитиков рынка, когда цены на новых «китайцев» стабилизируются, их популярность вырастет ещё больше.
— Из плюсов пользователи новых авто из Поднебесной отмечают в первую очередь дизайн и эргономичность. Следом можно упомянуть о богатом оснащении электроникой, вместительности и доступности (в плане возможности купить), — обратила внимание Ксения Тимофеева.
С тем, что у китайского автопрома большое будущее, согласен и Сергей Клоков. Более того, главную роль в этом будущем сыграет именно выход на российский рынок — правда, не в качестве денежного «трамплина», поскольку покупатели в России хоть и платёжеспособные, но всё же недостаточно многочисленные, чтобы удовлетворить «аппетиты» растущей автомобильной индустрии Поднебесной.
— Я считаю, что цель Китая — господство на мировом рынке. Эта их амбициозная цель складывается из тех показателей, которые они получат при обкатке своей продукции на рынке России. Это очень хороший полигон для испытаний, причём в разных условиях климатических, разных дорожных условиях. Регионы у нас разнообразные, дороги — тоже. Так что лучший полигон автопроизводитель вряд ли может себе представить, — отметил Сергей Клоков.
Китайские производители активно собирают и анализируют данные по обращениям клиентов, по поломкам, с которыми те обращаются в дилерские центры, и — самое главное — устраняют недочёты. Если на первых автомобилях Great Wall или Chery Tiggo владельцы, по выражению Сергея Клокова, «ездили и плакали», то сейчас качество улучшилось на порядок. Уже нет ни «деревянного» пластика, ни непонятного кожзаменителя, который через две-три недели превращался в «драную материю», ни неприятного запаха в салоне. Перспективы у китайского автопрома велики, как и его амбиции.
— Допускаю, что у китайцев будут взлёты и падения, но того, что они уйдут с мирового рынка, сдавшись, не будет никогда. Скорее всего, мы в ближайшей перспективе, может быть, года два—три, увидим, как китайцы потихонечку начинают входить на европейский рынок. Им это будет тяжело, может быть, даже их какое-то время пускать не будут, но предполагаю, что в ближайшем будущем мы увидим их автомобили массово в Европе, — считает Сергей Клоков.
Причина, помимо всего прочего, во внедрении функций, которые по каким-то соображениям европейские производители оставляют «на потом» — автоэксперт считает это картельным сговором. На китайских автомобилях вполне могут появиться системы, которые будут стоять на Mercedes только в 2025 году, при этом в премиальном варианте. А если Китай предложит свои автомобили по более низкой цене, европейских производителей это очень подкосит.
Что же до России, то она останется для Китая ценным рынком — в том числе благодаря своим уникальным «полигонным» условиям. И поскольку два года — слишком небольшой срок, чтобы выявить все недостатки, можно с уверенностью сказать, что и китайские автомобили, и связанные с ними проблемы, останутся с нами надолго.