День шопинга vs. «Чёрная пятница» 2023: помогают ли распродажи сэкономить?
Подготовку ко Всемирному дню шопинга, приходящемуся на фиксированную дату 11 ноября, и тестирование предварительных скидок некоторые маркетплейсы начали уже в конце октября.
«Чёрная пятница»-2023 стартует в ночь с четверга на пятницу 24 ноября. Она «родом» из США и приурочена там ко Дню благодарения. После неё у многих on-line площадок есть и «киберпонедельник».
Один крупный продуктовый ретейлер решил вообще объявить «чёрным» весь последний осенний месяц.
Между тем, по данным аналитиков SuperJob, лишь 11% петербуржцев убеждены, что та же «Чёрная пятница» — это честное снижение цен, а 76% респондентов называют акцию обманом, хотя каждый десятый всё-таки примет в ней участие и потратит в среднем 15 500 рублей.
В топе планируемых покупок бытовая техника, одежда, обувь, гаджеты, товары для дома и мебель. Приобрести еду на таких распродажах намерены в этом году лишь 3% респондентов.
Выясняем, кто участвует в таких акциях, есть ли там настоящие скидки, стоит ли за ними охотиться или лучше подождать пред- и постновогодних распродаж.
По щучьему веленью?
Как признают маркетологи, принципиальных различий между Днём шопинга и «Чёрной пятницей» нет. Всё это было задумано в своё время как способы стимулировать вялые ноябрьские продажи перед Рождеством.
День шопинга появился относительно недавно. В 2009 году такую акцию запустила Alibaba Group из Поднебесной. Она и приурочила мероприятие к 11 ноября, когда в Китае отмечается День холостяка и дата считается красивой.
Как вспоминает президент и председатель Совета гильдии маркетологов Игорь Березин, в Россию «Чёрная пятница» пришла около 15—20 лет назад и отлично прижилась.
— Затем в последние десятилетия это мероприятие опять же по всему миру стало размываться: появились «Чёрные пятницы» буквально в любом месяце, лишь бы число было красивое.
Дело в том, что на уровне законодательства сам термин «Чёрная пятница» никак не урегулирован во всём мире. Любой производитель или ретейлер вправе сам решать, как и когда проводить такие акции и назначать их даты по собственному решению, — пояснил он.
Так, например, летом 2022 года крупные российские on-line ретейлеры вышли с инициативой проводить летом «Белую пятницу». Правда, речь уже шла о периоде со 2 по 6 июня.
Ударный ноябрь?
Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва соглашается с тем, что каждая компания самостоятельно принимает решение, в каком формате и в какие числа проводить подобные мероприятия.
Так, например, Wildberries делает ставку на 11.11, Ozon активно рекламирует скидки на «Чёрную пятницу».
— После февральских событий 2022 был период, когда в ретейле подумывали отказаться от распродаж. Но затем стало понятно, что без скидок уже больше не обойтись. К ним россияне привыкли, sale многие заранее ждут и к нему готовятся. Хотя по традиции у нас большей популярностью всё-таки пользуются предновогодние распродажи. Тогда много покупок совершается на эмоциях, — констатировала она.
Как рассказали в пресс-службе Ozon, в компании ожидают, что в этом году будут обновлены рекорды по ассортименту ключевых распродаж, количеству продавцов и покупателей, а также количеству заказов и обороту площадки.
— В этом году мы перешли к плотному календарю распродаж в течение всего года, поскольку цена становится важным фактором выбора площадки — это общий тренд в ретейле. Тем не менее, «высокий сезон» в ноябре-декабре традиционно остается пиковым в on-line ретейле, где сильно выражена сезональность. Согласно данным исследования Тинькофф, в 2022 году 12% всего оборота электронной коммерции пришлось именно на ноябрь. Так, по данным опроса, 48% покупателей̆ планируют шопинг именно во время распродаж «Чёрная Пятница» и «11.11»,— рассказали там.
Вместе с тем, в компании констатировали: покупатели всё равно ждут привычные осенне-зимние акции.
В «Ленте» ситуацию прокомментировали кратко:
— У нас месяц шопинга — «Чёрный ноябрь», — заявили там.
«Праздник перелицованных цен»?
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что акции постепенно превратились в «праздник перелицованных цен»: то есть стоимость товаров накануне резко поднимается, а затем снижается.
— К сожалению, так поступают многие. Например, в прошлом году мы проводили мониторинг цен на бытовую технику. Так вот реальное снижение на ноябрьских распродажах было только у 10% компаний.
Правда, у нас есть два отличника «боевой и строевой подготовки». Это, во-первых, Wildberries, где мало кто приобретает электронику, потому компания и ставит перед собой сейчас комплексную задачу по вовлечению клиентов за счёт цен.
А на втором месте это «Мегамаркет» от «Сбера», где до 50% скидки можно получить за счёт накопленных бонусов, — констатировал Эльдар Муртазин.
По его мнению, чуть лучше ситуация складывается с предновогодними распродажами. Но здесь надо постоянно мониторить цены, как, впрочем, теперь везде.
— Если действительно хочется сэкономить при покупке бытовой техники, то лучше обратить внимание на модели пошлых лет: 2021—2022 годов. По функционалу они будут не принципиально отличаться от продукции 2023-го, хотя некоторые продавцы и постараются заверить, что товар «морально устарел на несколько лет». В отношении смартфонов, возможно, это справедливо. Но вряд ли может за такое короткое время устареть стиральная или посудомоечная машина, кофеварка и т.д. Другое дело, что и ретейлеры сами стараются побыстрее снять с продаж такой товар, — даёт совет эксперт.
За 10 дней или за месяц?
Продавцы и производители мебели также настоятельно рекомендуют следить за ценами. По словам директора департамента электронной коммерции мебельной компании Lazurit Анастасии Рогачёвой, начинать мониторинг лучше даже за 10 дней до акции.
— Кроме скидок, которые у нас будут доходить до 65%, наша мебельная компания часто дарит покупателям бесплатную сборку или доставку — это тоже очень выгодно, — пояснила она.
Как добавила Анастасия Рогачёва, как показывает практика, удобнее заняться обустройством интерьера в ноябре: тогда Новый год можно встретить в обновлённой квартире. Доставка мебели, приобретённой в период новогодних распродаж, скорее всего, будет произведена уже после праздников.
Генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков отмечает, что традиционно у мебельщиков основной объём продаж приходится на третий и четвертый кварталы года, поэтому основные скидки и акции можно наблюдать в преддверии 1 сентября и Нового года.
— Но, конечно, приятные сюрпризы могут быть и в ноябре, поэтому мы рекомендуем заранее следить за скидками. Иногда бывает выгоднее получить не скидку от базовой цены, а подарок в виде дополнительного предмета мебели или техники, — даёт совет он.
Основатель Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова в отношении одежды ситуацию комментирует кратко: если подходить ко всему грамотно, то купить обувь и одежду на ноябрьских распродажах со скидками в 20—30% в магазинах вполне реально.
— Хотя, конечно, есть и те продавцы, кто «рисует» ценники к акциям. Вот таких торговцев хотелось бы предупредить: именно грамотные покупатели всегда следят за стоимостью и начинают это делать даже за месяц, — подчёркивает она.
Не прокатили?
Примечательно, что в ноябрьских распродажах практически не участвуют… туристические компании. Для них ноябрь — это, как раз, наоборот, провальный месяц. Клиенты либо недавно вернулись из поездок на 4 ноября, или вообще копят на новогодние туры или уже даже на летний отдых.
Как рассказывает генеральный директор турагентства Saut Travel Ирина Туркова, в основном такие акции проводятся в зависимости от ценовой политики отелей и их заинтересованности в подобных распродажах. Например, некоторые гостиницы в этот период выставляют хорошие скидки. Они могут достигать 50%.
— Но там есть определённые условия: конкретные даты бронирования и срок проживания. Они не обязательно должны соотноситься с ноябрём, но именно эти даты и сроки конкретно прописаны.
Иногда туристам предлагают подарочные сертификаты, которые можно использоваться в определённые дни до, во время, и после «Чёрной пятницы», — делится Ирина Туркова.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин вспоминает, как проходила кампания с такими распродажами в период до пандемии.
— Но особенного всплеска интереса никогда не было. Дело в том, что любители путешествий выкладываются на поездки на выходные, связанные с Днём единства. А затем они не успевают уже вернуться в рынок. Потому День шопинга 11.11 и «Чёрная пятница» — это вообще и в принципе не наша история.
При этом в ноябре уже, как правило, открывается ранее летнее бронирование, где скидки могут достигать 20-30% на ту же Турцию. И если делать и «Чёрную пятницу», и ранее бронирование, то можно просто вылететь в трубу. А по нашей компании, например, продажи на 2024-й уже выше, чем на 2023-й, — поделился он.
Впрочем, к 11.11 и 23.11 Сергей Ромашкин даёт совет: стоит поинтересоваться у своей турфирмы, есть ли какие-то специальные предложения.
Купить на следующий год?
Елена Пономарёва отмечает, что для себя приняла решение: покупки будет делать в рамках предновогодних распродаж. Тогда продавцы и производители максимально заинтересованы в том, чтобы расчистить склады под новые коллекции.
— Покупать нужно то, чем точно потом будешь пользоваться, и по той цене, которую человек считает приемлемой. Гнаться за скидками ради самой идеи точно не стоит. И повторю общее мнение: сейчас технологии и возможности позволяют везде сравнить цены и выбрать подходящее для себя. Просто на это надо потратить время, — констатировала она.
Как считает Елена Пономарёва, на распродажах после новогодних праздников разумно купить то, что понадобится в следующем году: искусственные ёлки, украшения для них (здесь будут отличные скидки), алкоголь, тёплую одежду, но опять же, если это действительно нужно.