Поможет ли маркировка фермерских продуктов сделать их популярными у петербуржцев?

14 авг, 17:08
Светлана Коваленко
С 1 марта 2024 года в России может заработать система маркировки фермерских продуктов. Сами фермеры уверены: «ноу-хау» поможет в продвижении их товаров. Эксперты и участники рынка считают, что в идее есть отчасти здравый посыл, но одного его недостаточно.
Коллаж 78.ru: freepik.com/asierromero, Jan Woitas; Anatolii Siryk/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Законопроект о маркировке фермерской продукции уже получил одобрение правового управления Госдумы.

Документ, подготовленный первым вице-спикером Совета Федерации Андреем Яцкиным и главой комитета ГД по аграрным вопросам Владимиром Кашиным, могут рассмотреть в первом чтении уже в осеннюю сессию 2023.

Сама система должна заработать с 1 марта 2024 года и дать чёткое представление покупателю о том, какой он товар приобретает: натуральный или нет.

Как заверяют в «МТС банке» и Ozon Fresh, покупки россиян фермерской продукции как в off-line, так и on-line только растут. Только с начала 2023 года они подросли на треть по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. В топе-5 покупок: свежие овощи, зелень, яйца, фермерский хлеб, мясо.

Фото: Jan Woitas/globallookpress.com

Но петербургские участники рынка и эксперты столь благостную картину мира не разделяют: в городе доминируют крупные торговые сети, а им работать с фермерами дорого, хлопотно и нестабильно в плане поставок.

Выберут дороже, но лучше?

Согласно формулировкам законопроекта, под фермерской предлагается понимать сельхозпродукцию и продукцию её первичной и последующей переработки, в том числе продовольственные товары, произведённые из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и семян.

Изготавливать их должны организации, соответствующие критериям компаний микро- и малого бизнеса, а также самозанятые. Они получат право легально наносить на этикетки надпись «фермерский продукт» и даже указывать регион, где товар был произведён.

Как пояснил президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда, законопроект — это, по сути, результат работы организации с Комитетом по аграрным вопросам Госдумы.

— Мы тогда ещё говорили, что надо отделить фермерскую продукцию от какой-либо другой. При этом если кто-то будет заниматься подделками товаров под фермерские, то за это должно быть наказание. И мы должны чётко понимать, что есть сельскохозяйственный бизнес, который никакого отношения к фермерским хозяйствам не имеет, — подчеркнул он.

По словам Михаила Шконды, фермеры, особенно в Ленинградской области, это микропредприятия, а не даже малые компании с оборотом до 300 млн рублей. Потому важно определиться, как проверить, не подделывают ли недобросовестные игроки своё положение.

— Не должно быть так, что кто-то приходил, заявлял, что имеет общероссийский классификатор видов экономической деятельности как у фермера, поэтому он и есть фермер. Так не пройдёт.
Собственно задача документа это и есть внедрение системы разделений на натуральную продукцию и всю остальную. А уже потом следующим этапом будет внесение ясности с терминами «эко», «био» и т.д, — констатировал президент Ассоциации фермеров.
Фото: Henning Kaiser globallookpress.com
Фото: Henning Kaiser/globallookpress.com

Как он добавил, «ноу-хау» касается, прежде всего, молочной и мясной продукции.

Среди овощей, фруктов и ягод фальсификата намного меньше, хотя все понимают, что натуральные продукты даже такого рода (особенно ягоды) не могут лежать долго.

— Пока покупатель не видит разницу между натуральными продуктами и ненатуральными, он и выбирает то, что дешевле. Мы на неосознанном уровне рассуждаем, что лучше: позаботиться о здоровье или сэкономить. И вот когда разница в качестве не ощущается, побеждает второй вариант.
После маркировки, если всё заработает, покупатель сможет объективно всё сравнить. И некоторые выберут купить более дорогой продукт меньшего количества, но лучшего качества, — констатировал эксперт.

Много или мало фермерских продуктов?

Как подсчитали аналитики МТС Банка, off-line продажи фермерской продукции в июле 2023 выросли на 28% по сравнению с июлем 2022-го. Средний чек вырос на 5% до 400 рублей.

— Количество транзакций в специализированных торговых точках, торгующих свежим мясом, стало больше на 48%, средний чек остался на уровне прошлого года и составляет 745 рублей. Больше всего вырос средний чек на молочную продукцию — на 18% до 330, а её продажи увеличились всего на 3%, — отметили там.

Однако фермерскую продукцию на 5% реже стали покупать в супермаркетах, хотя и так средний чек подрос до 570 рублей.

На треть подросли и продажи фермерских продуктов в Интернете.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

По данным экспертов Ozon fresh, чаще всего у фермеров приобретали свежие овощи и зелень. На них в июле 2023-го пришлось 43% продаж среди всех фермерских продуктов. На втором месте с долей в 15% оказались яйца. По 7% продаж приходится на ремесленный хлеб и фермерские сыры.

— На уровне 4% от общего числа заказов держатся замороженные фрукты и овощи, а также полуфабрикаты из мяса и птицы. Замыкают топ фермерских товаров грибы, свежие фрукты и готовые замороженные блюда, — отметили там.

Между тем, как рассказал совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, фермерской продукции в сетях в Петербурге крайне мало. Это происходит по двум взаимосвязанным причинам. Она дорогая и на неё есть свой спрос, но он очень низкий. Большинство людей если видят, что что-то стоит дешевле, его и выбирают.

— Есть смысл говорить разве что о небольших несетевых магазинах, где есть свои постоянные клиенты.
Мы делали несколько заходов с привлечением фермерской продукции. Самим фермерам мы предоставляли свободные полки и говорили: «Делайте, что считаете нужным». В итоге всё заканчивалось печально, — поделился он.

По мнению Александра Мышинского, главный вопрос заключается в том, как всё будет реализовано на практике. По логике для получения маркировки фермерам надо будет где-то оформлять сертификат. Поэтому и так важно дождаться конкретных и понятных формулировок.

Фермерская продукция не для сетей?

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин оценивает долю продукции фермеров у ретейлеров в 1—5%.

— Это показатели, если мы говорим именно о фермерских товарах, а не тех, что изготовлены крупными производителями, ставящими в названия или рекламу такие термины. А второй вариант случается сплошь и рядом. У сетей эконом-класса процент ниже, у «ВкусВилла» и «Азбуки Вкуса» он будет выше, — подчёркивает Михаил Лачугин.
Фото: Jens Büttner globallookpress.com
Фото: Jens Büttner/globallookpress.com

По его словам, в идее маркировки есть нечто здравое, но для сетей работа с фермерами несёт в себе элемент нестабильности.

— Представим ситуацию: приходит человек в магазин, видит новое молоко от фермера, покупает его, влюбляется в этот вкус. А потом приходит и второй раз покупает — а оно прокисшее или не того вкуса (потому что корову чем-то другим покормили). Или его просто нет на полке. Он больше не купит, — приводит пример эксперт.

По его мнению, фермерскую продукцию не надо продавать через крупные торговые сети. За ней нет никакого контроля ни со стороны ретейлера, ни со стороны самих фермеров, которые, по-хорошему, там жить в магазинах должны и обхаживать каждого покупателя, и продукцию контролировать, но физически не могут разорваться.

Вариантом мог бы стать сбыт через небольшие магазины, где сидит живой продавец в отделе с продукцией и головой отвечает за то, чтобы она не испортилась, который может пообщаться с покупателем и обеспечить нормальный уровень продаж.

Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков вспоминает, что на западе не существует понятия «фермерская продукция». Там оперируют термином органическая и есть пометка «Зелёный лист».

— Тот же фермер, соответствующий всем требованиям микроорганизации, может взять и обработать, например, яблони каким-нибудь химикатом. И о какой натуральности мы тогда будем говорить.
Вот поэтому на западе и существует такой подход с контролем к производителям и продавцам на абсолютно всех этапах.
А у нас же элементарно не хватает лабораторий для исследований. По некоторым позициям таких организаций вообще одна-две по всей стране, — констатировал он.
Фото: Sigrid Gombert globallookpress.com
Фото: Sigrid Gombert/globallookpress.com

По мнению Ивана Федякова, выходом для фермеров могла бы стать кооперация, в которой бы они отвечали именно за свои функции.

Так, например, ушедшая из РФ известная финская компания Valio — это зонтичный бренд, кооператив, объединяющий свыше 12 000 фермеров.

Другое по теме