Экономика
11:4911 августа 2023

Что чаще всего on-line покупают петербуржцы, и чего курьер не принесёт

В целом по РФ торговля on-line продолжает развиваться семимильными темпами. Но в Петербурге в первом полугодии 2023-го продажи в Интернете несколько снизились, подсчитали в АКИТ. Разбираемся, так ли это и что чаще всего покупают петербуржцы, сидя на диване.
Коллаж 78.ru: pngwing.com, pexels.com, Petrov Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/Darius Dan

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объём on-line-продаж в России за первое полугодие 2023-го составил 2,7 трлн рублей. Это на 20% превышает показатели аналогичного периода 2022-го.

Однако в тройке лидеров, куда входят Москва, Московская область и Петербург, произошло, наоборот, некоторое снижение. Так в Северной столице доля снизилась с 7,3% в 2022-м до 6,2% за шесть месяцев этого года.

При этом продукты питания входят в топ-5 самых покупаемых товаров on-line. На них россияне с января уже потратили почти 350 млрд.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Выясняем, что из еды и промтоваров любят покупать петербуржцы в интернете, какие есть новые тренды и что не купить официально даже за любые деньги.

Статистическая ошибка и новая реальность для магазинов?

Основатель и Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что в подсчёты АКИТ для тройки лидеров могла закрасться статистическая погрешность и не вполне корректные данные, предоставляемые ретейлерами организации, плюс сюда наслоились материалы Росстата.

— Никакого падения по on-line торговле нет и не может быть. Это новая реальность, которая навсегда останется с нами после пандемии. К уже существующим драйверам развития добавились и новые.
Например, после ухода западных компаний некоторые бренды можно купить теперь только в Интернете. Это, например, та же IKEA, а если мы говорим о продуктах питания, то и там же есть такой вариант, например, с тем же какао Nesquik, — пояснил аналитик.

По его словам, такая новая реальность и дальнейший рост e-commers объясняется изменившимися потребностями людей.

Так, если до пандемии многие, выбираясь в крупные магазины, старались сделать закупки на несколько дней вперёд, то теперь эта модель меняется, особенно у молодёжи. Многие из молодых людей заказывают вообще еду и продукты на один раз, но по несколько раз в день.

В такой модели потребления отчасти есть свой здравый смысл. В привычных семьях при закупках на будущее «по старинке» портится и в итоге выбрасывается до 20-30% продуктов.

Фото: freepik.com/frimufilms
Фото: freepik.com/frimufilms

И, конечно, покупатели теперь всё больше стремятся избавить себя от ношения всего тяжёлого.

— Собственно, у нас теперь начинает формироваться две корзины покупок: on-line и off-line. В них на 50% перечень позиций может теперь совпадать. Это те же бананы, яблоки, картофель. Но всё остальное будет отличаться.
Для молодёжи вообще характерен переход на порционное питание. Когда они заказывают эту порцию салата, какой-то готовой еды на обед или ужин.
Этот тренд тоже будет только усиливаться, его уже начали перенимать и одинокие люди чуть более старшего возраста, которым просто не выгодно много готовить на одну персону, — поделился эксперт.

По его словам, границы между on-line и off-line шопингом будут стираться всё больше и больше, а ограничения на покупке в интернете постепенно начнут законодательно снимать.

Всё, кроме…?

Как разъяснил руководитель маркетинга «Пятёрочка Доставка» Денис Нуждин, российское законодательство запрещает доставку on-line табачной и алкогольной продукции.

— Все остальные товары из ассортимента мы доставляем. Более того, буквально месяц назад запустили доставку горячего кофе. Пилотный проект стартовал в Петербурге. Далее к нему подключатся все магазины, в которых установлены кофемашины, — поделился он.

По данным Дениса Нуждина, в топ самых востребованных продуктов в доставке входят картофель, сахар, бананы, репчатый лук.

Если смотреть по категориям, то среди бакалейных товаров лидируют сахар, подсолнечное масло, разрыхлитель теста, кукуруза в банках и зелёный горошек.

Среди непродовольственных товаров чаще остальных в корзину попадают наполнители для кошачьего туалета, универсальный грунт и одноразовая посуда.

Реже всего покупают посуду, детские игрушки и товары для творчества. Клиенты не ищут эти предметы на продуктовых площадках, а используют маркетплейсы. В off-line эти покупки являются скорее импульсными.

Как рассказали в пресс-службе «Ленты», самые популярные товары в on-line корзине петербуржцев: бананы, филе грудки и бедра индейки, свинина карбонад.

Всего в ассортименте более 35 тыс. наименований.

— Мы также доставляем крупногабаритные товары (бассейны, дачная мебель, велосипеды) и безрецептурные лекарственные препараты, — отметили там.

Соответственно, лекарства, для которых нужен рецепт, в Интернете купить нельзя.

На условиях анонимности собеседники отмечают, что есть в Петербурге и «список» того, что вряд ли купят дистанционно: это средства контрацепции, интимной гигиены, препараты против похмелья, облысения и «всё самое дорогое, типа той же красной икры и рыбы».

Вопрос «стесняшек» и доверия

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва отмечает, что в ситуации с категорией товаров «контрацептивы» и «гигиена, здоровье» у многих возникает стеснение, или «стесняшки», как выражается молодёжь.

— Никто не хочет, чтобы о нём «что-то такое плохое подумали, что с ним что-то не так». Если в перечне покупок много позиций, то немногие рискнуть «запрятать» такие товары в общей массе. Но если позиций три-четыре, то покупка вряд ли состоится. Это вариант, когда в СССР было стыдно покупать презервативы в аптеке, но теперь сценарий перенесён в Интернет, когда лишний посторонний человек, тот же курьер, может что-то посмотреть и сделать свои выводы, — поясняет она.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

По словам Елены Пономарёвой, в отношении дорогих товаров встает вопрос о доверии тому же магазину и конкретному товару. При этом речь идет о солидных деньгах.

Если опыт был положительным в магазине, то покупка on-line теоретически возможна. Но чем товар дороже, тем больше покупатель все хочет изучить и выбрать сам, анализируя детали досконально, например, того же производителя икры и его фактический адрес.

ЕдаТорговляПродукты
Новости партнеров