К каким сюрпризам приведёт рост утилизационного сбора на авто с 1 августа 2023 года?

Согласно постановлению правительства РФ № 1118 от 7 июля 2023 года, утилизационный сбор будет проиндексирован для легковых и грузовых автомобилей в размере от 1,7 до 3,7 раза с учётом конкретного вида техники и объема двигателя.
Речь пойдёт о новых и поддержанных машинах, произведённых за рубежом и импортируемых в РФ юридическими лицами.
Для россиян, ввозящих авто для личных нужд не чаще одного раза в год, ставки утилизационного сбора останутся прежним: 3400 рублей за новые авто до трёх лет и 5200 за «железных коней» старше этого возраста.
«Ноу-хау» призвано поставить крест на деятельности перекупщиков, которые как частники перегоняют авто из-за границы по заказу или продают его в РФ. Их обяжут платить проиндексированный утилизационный сбор по новым ставкам.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) принятие документа считают несвоевременным с учётом того, что рынок только начинает восстанавливаться после провальных времён пандемии и ухода западных брендов на фоне геополитических событий.
Утилизационный сбор может опять взвинтить цены на машины, дефицит на которые сохраняется, а отечественные производители пока его восполнить не могут, несмотря на все старания.
Между тем, от «ноу-хау» могут пострадать не только автолюбители.
Мнимый рост авто?
Как отметил президент РОАД Алексей Подщеколдин, чиновники могли решить, что автомобильный рынок в 2023 году стремительно «взлетел» на основе не совсем корректных публикаций о таких трендах в СМИ.
В 2022-м отмечался колоссальный провал, на фоне которого рост выглядит внушительным, но по сравнению с предыдущими периодами восстановление произошло лишь наполовину.
Так, в 2021 было продано 1 666 788 авто, или 138 888 в месяц. В 2022-м показатель составил 687 370 и 57 281 штук соответственно. С января по июнь 2023 реализовали 438 056 или 73 009 машин. Потребности же составляют, как минимум, 1 млн «железных коней» ежегодно, раньше доходило до 2 млн.
Из этих 438 056 единиц на 2023 году на китайские авто пришлось 172 671 штук (или 39%), а на отечественных производителей — 176 285 (40%). Остальное — это продажи ушедших марок. При этом у марки LADA было произведено 135 000 авто.
— АвтоВАЗ обещал продать в 2023-м не менее 400 000 машин. Прошло полгода, встаёт вопрос, успеют ли и что мы тогда защищаем? — задался вопросом Алексей Подщеколдин.

По его словам, изначально главной задачей введения сбора ставилось избавить рынок от большого количества машин б/у с большим пробегом, и логично было бы и дальше идти в данном направлении, не распространяя механизм в существующих условиях на авто с конвейера.
Вполне реальное удорожание автомобилей?
Из-за дефицита и ослабления курса рубля цены как на новые авто, так и с пробегом продолжают стремительно расти.
Если в 2021-м средняя стоимость авто составляла 1,99 млн рублей, то в 2022-м речь шла уже о 2,29 млн, а в этом — 2,6-3 млн. При средней зарплате в 70 000 по Росстату копить теперь придётся семь-восемь лет, расходуя из неё половину (35 000) на еду и оплату ЖКХ, или по 400 000 за 12 месяцев. Раньше уходило гораздо меньше времени.
И если пять лет назад новое авто можно было купить за 1,3 млн, то сейчас столько стоят в среднем только машины с пробегом. Именно из-за расценок люди «перетекают» на вторичный рынок, который может в этом году подобраться к планке в 7 млн штук. При этом рынок авто с пробегом на 90% живёт за счет сделок между частниками, часть из которых не платит налоги и сборы, как добросовестные автодилеры.
Средний возраст эксплуатации машин с пробегом уже превысил 15 лет, а ещё два года назад это 12—13.
Сколько в стоимость добавит утилизационный сбор?
По мнению главы РОАД, утилизационный сбор добавит в цену вопроса ещё, как минимум, 100 000 рублей, но всё будет зависеть от конкретной марки, модели, даты выпуска.
Так, например, средний грузовик из-за «ноу-хау» подорожает на 180 000, новый Volkswagen — на 120 000, а поддержанный HAVAL JOLION — на 215 000.
Примечательно, что ещё 100 000 в стоимости для россиян добавляет сертификация иностранных марок, которую проводит НАМИ и затягивает процедуру на месяцы.

Так, у тех же китайских производителей новые модели появляются десятками, у многих компаний есть международные сертификаты, но в России процедуру приходится проходить заново.
Между тем, с Ираном с сентября 2023-го будет действовать соглашение о взаимном признании таких документов, хотя объёмы производств несопоставимы.
Ежегодно в Поднебесной производится до 30 млн машин, за шесть месяцев 2023-м там сошли с конвейера сошли 11 млн авто.
— Треть от этого полугодового количества уже бы закрыла наши потребности. Ещё 30 лет назад Китай не производил и 1 млн машин. Но они тогда пустили на рынок западных производителей, чтобы узнать секреты и освежить кровь.
Теперь иностранные бренды с рынка Поднебесной стремительно уходят. Их осталось 10—20%. Но всё равно там никто не ставит задачу полностью изжить иностранцев.
Нам бы стоило поступить также, — рассуждает президент ассоциации.
Участники рынка на условиях анонимности делятся: прозрачности в механизме подсчёта и перечисления сбора крайне мало, но многих автолюбителей после 1 августа может ждать шок, и 100 000 рублей— это базовые прикидки.
На что ещё повлияет утилизационный сбор?
Алексей Подщеколдин также обратил внимание на то, что утилизационный сбор вводится и для грузовиков и фур, доставляющих, например, продукты ретейлерам. В итоге перевозки могут подорожать на 3—8%, а свои затраты торговля, как это обычно и бывает, поспешит переложить на плечи покупателей.

По словам совладельца сети «РеалЪ» Александра Мышинского, цены на перевозки формируют не более 2—3% стоимости продуктов. Но есть, конечно, разные категории.
— Наиболее затратно перевозки обходятся для овощей и фруктов, особенно дешёвых. Высока себестоимость и транспортных расходов при транспортировке питьевой воды и неалкогольных напитков. Но такие товары, особенно вода, и так уже стремительно подорожали.
Так что повышение цен, если оно и будет, я не могу называть значительным. Так как и сами перевозки тоже уже резко выросли в цене, — делится он.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин напоминает, что сейчас стоит важная задача пополнения бюджета за счёт различных сборов. Потому, даже если эксперты и будут говорить, что в итоге нововведений всё может подорожать, никто их слушать не будет.
— Да, конечно, из-за сбора можно ожидать витка роста стоимости продуктов и товаров, но здесь, скорее всего, всё произойдёт с отложенным эффектом. После увеличения цен ретейлеры и производители опять займутся пересмотром ассортимента и, наверное, не в лучшую для покупателя сторону, — рассуждает он.
Ведущий аналитик агентства Mobile Research Group Эльдар Муртазин подчёркивает: затраты на перевозку товаров входят в их себестоимость, поэтому, естественно, ретейлеры переложат новые издержки на плечи покупателей, и техника в итоге опять пойдёт в цене вверх, пусть и не галопирующими темпами.
— Конечно, мы не говорим о десятках процентов. Но те же смартфоны средней ценовой категории могут подорожать на 500—1000 рублей. Что-то может подорожать и больше, — поясняет он.

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС». Владимир Матягин констатирует, что, если рассуждать объективно, то 100 000 для грузовика это и не такие уж большие деньги при его стоимости при покупке в среднем в 10 млн рублей. То есть, это 1% от неё.
— Потому не думаю, что перевозки подорожают до 8%. У нас очень высококонкурентный бизнес, где на услуги частников приходится до 50% объёмов рынка. И именно они, зачастую работающие по серым схемам, диктуют цены. Даже крупные игроки вынуждены прислушиваться к частникам, а маржинальность перевозок не превышает 3—4%, — рассказывает он.
По словам эксперта, вопрос заключается в другом: а куда идут деньги от этого сбора? В Японии, например, их частично передают тем же автоперевозчикам, чтобы простимулировать покупку новых грузовиков. И именно такой подход заложен в идею российского сбора.
— Но по факту мы получаем, что средний срок службы фур и грузовиков в РФ превышает теперь 22 — 23 года, — приводит данные он.
Так, те же частники купить машину на свои деньги просто не в состоянии. Опять же по логике, технику должны брать в лизинг. Но лизинговая система выстроена так, что за пять—шесть лет эксплуатации за грузовик придётся заплатить уже 25 млн, а не 10, как при покупке. Это тоже никому не нужно.