Белый цвет с жёлтой полосой в ближайшее время может стать не единственной внешней приметой петербургского такси. В общем потоке таксистов также можно будет узнавать по логотипам китайских брендов. До 24 февраля 2022 года в городе работали всего лишь около 100 китайских машин. Это меньше 0,4% от общего количества легальных такси. Зато в 2023 году петербургский таксопарк пополняется новыми автомобилями почти исключительно за счёт продукции китайских заводов.
Доля новых отечественных авто на российском рынке выросла за время санкций, а вот таксисты напротив в последнее время от них отказываются. 78.ru это выяснил, анализируя разные версии публикуемого Смольным реестра выданных разрешений на работу легковых такси. В отличие от Москвы в Петербурге раскрывается заметно больше данных, включающих год выпуска, марку и модель каждого зарегистрированного автомобиля.
Всего последняя редакция реестра, опубликованная 13 июня, содержит описание 27 517 автомобилей такси. В городском парламенте считают, что примерно столько же машин пока работают втёмную. Десятка лидирующих брендов на светлой стороне силы с 24 февраля 2022 года изменилась, но не слишком радикально.
Впереди идут корейцы KIA и Hyundai, следом Volkswagen и Skoda, которая тоже принадлежит немецкому концерну, и на эти четыре бренда приходится более 75% всех автомобилей. Доля китайских автомобилей такси заметно выросла, однако пока не поражает воображение, а Lada, главный российский бренд, вроде бы сохраняет стабильность.
Однако в динамике ситуация выглядит принципиально иначе. Если оставить только машины, выпущенные в 2022 году, то доминирование китайских брендов становится весьма ощутимым, но и Lada откусывает куда большую долю пирога, совершив скачок с 2,7% в реестре от 24 февраля 2022 года до 5,5%.
Однако в 2023-м всё снова меняется. Это видно по зарегистрированным автомобилям такси текущего года выпуска. Всего их 648, и на долю Китая приходятся 612 из них, то есть, почти 95%. При этом в городе появились только 13 новых такси марки Lada. Столько же, сколько автомобилей Chevrolet Nexia, производимых в Казахстане. Есть и один «Москвич 3». Всё остальное находится в границах статистической погрешности, что само по себе является ярким индикатором проблем с параллельным импортом машин из недружественных стран.
Конечно, к этим цифрам можно отнестись с некоторым скепсисом из-за того, что новые машины пока, в основном, приобретали таксопарки (наименование лицензиата указывается в реестре), да и выборка сравнительно небольшая, а предпочтения частников могут немного отличаться.
Однако выявленная динамика в целом повторяет общую логику изменений на рынке легковых автомобилей в России, где Lada сперва на фоне санкций улучшила свои позиции, а в последнее время снова стала отступать под напором китайских конкурентов. Только порядок цифр всё же существенно отличается.
Если посмотреть на лидеров рейтинга самых популярных моделей такси 2022-2023 выпуска, то легко заметить, что все они продаются существенно дороже, чем Lada Vesta и Lada Granta. Заметна и разница в затратах на обслуживание. Так почему между китайскими и российскими автомобилями такой колоссальный разрыв?
Есть версия, что «россияне» чаще ломаются и менее комфортны. Для таксиста поломка — это простой в работе и потерянная прибыль. Впрочем, в «Ситимобил» высказываются более дипломатично, кивая на большое разнообразие доступных моделей.
— В таксопарках много автомобилей иностранного производства, так как выбор марок и моделей авто был значительным. Поэтому количество иномарок в таксопарках объясняется исключительно широтой модельного ряда, а не выгодой в использовании, — заявили 78.ru в пресс-службе компании.
При этом текущий рыночный расклад особенно любопытен на фоне обсуждения идеи обязать таксистов ездить на местных автомобилях с высокой долей локализации. Учитывая, что новый «Москвич» является клоном JAC JS4 и высоким уровнем локализации производства пока не отличается, главный потенциальный бенефициар очевиден.
Депутат Госдумы Дмитрий Гусев рассчитывает, что предлагаемая мера защитит отечественные бренды от натиска из Китая. Однако глава постоянной комиссии петербургского парламента по транспорту и развитию транспортного комплекса Алексей Цивилёв видит ситуацию несколько иначе. По его мнению, обсуждаемые нормы призваны стимулировать китайцев к локализации производства в России.
— По большому счёту, это посыл китайским производителям локализоваться и заниматься хоть какой-то сборкой. Так же, как они сделали с «Москвичом», — заявил 78.ru депутат.
Ежегодные потребности российского рынка такси по разным оценкам могут составлять до 100 тыс. новых автомобилей.
Отметим, что тема локализации неоднократно поднималась в ходе идущего сейчас ПМЭФ-2023. В частности, губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщил о намерении уже к концу года запустить производство электромобилей на базе «Автотора» в сотрудничестве с Shanhai Nuoang Automobile Tehnology. Также известно о планах по запуску производства автомобилей Chery в Калуге. А по словам председателя Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюня, аналогичные переговоры ведут сразу несколько компаний из Поднебесной.