Как подсчитали в «Авито», за шесть месяцев этого года у автомобилистов вырос спрос как на детали для российских и китайских авто, так и для машин западных брендов. Петербуржцы охотно покупали автозапчасти для техосмотра (фильтры, колодки, масла), системы охлаждения, двигателей, электрооборудования и подвески.
По словам участников рынка, проблем с запчастями для массовых народных марок больше нет, дефицит сохраняется лишь в премиум-сегменте, но и там ситуация всё же складывается лучше, чем в аналогичный период 2022-го.
Однако стоимость техобслуживания подросла, особенно для авто из Китая.
До конца года могут подорожать на 30—40% и автозапчасти. Разбираемся, почему так вышло и какие ещё есть на авторынке новые тренды.
Так, по данным «Авито», в первом полугодии 2023-го востребованность деталей для LADA у жителей Северной столицы выросла в 2,5 раза.
— Следующими после LADA по доле в продажах идут другие популярные марки: BMW (рост продаж в 2,5 раза), Volkswagen (2,3), Mercedes-Benz (2), Ford (2), Toyota (+91%), — рассказали в компании.
Именно по динамике спроса на запчасти сейчас в РФ лидируют китайские марки: ZOTYE и HAVAL. Их продажи за год выросли в 4 и 3,5 раза соответственно. Далее следует южнокорейский Genesis (3,2). Также за год удвоился интерес к деталям для «Москвичей». Примечательно, что на новые детали приходится 57% всех продаж.
При этом в 2022-м и начале 2023-го ситуацию с поставкой автозапчастей многие участники рынка оценивали как достаточно тяжёлую. Из-за этого шесть месяцев назад у автолюбителей не сходила с повестки дня тема с крайне проблематичным оформлением ОСАГО.
Как отметил директор по сервису автомобильного маркетплейса FRESH Александр Носко, сейчас для обслуживания автомобилей массового сегмента запчастей достаточно.
Ассортимент состоит как из оригинальных комплектующих, так и качественных аналогов. При этом 90% потребностей российского авторынка обеспечивает продукция частных торговых марок, которая поставляется из Турции и Китая.
По словам Александра Носко, на сегодняшний день дефицит комплектующих испытывают владельцы премиальных авто, таких как Mercedes-Maybach S-класса и других моделей бренда, а также среднего класса, например, Volkswagen Touareg.
— В связи с дефицитом новых авто и ростом их стоимости, тренд на увеличение срока владения имеющимся авто остаётся. Потому повышенный спрос наблюдается и в сегменте запчастей, что может вызвать подорожание комплектующих на 20—40% до конца 2023-го, — поделился прогнозом он.
Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов отметил, что в их сети удалось наладить поставки даже для части люксовых западных брендов, например, BMW, но это произошло за счёт роста стоимости деталей.
По его мнению, она и дальше будет только увеличиваться, потому что против России вводятся всё новые санкции, а логистические цепочки, хоть сейчас уже и налажены, но они рискуют столкнуться с попытками очередных противодействий со стороны недружественных стран.
— Я не могу сказать, что в Петербурге сейчас отмечается повышенный спрос на автозапчасти. Он примерно такой же, как и в Москве.
Другое дело, в наших двух крупных мегаполисах всегда было достаточно большое количество людей, которые рассматривают для себя покупку исключительно новых авто. Часть таких покупателей осознали, что больше не могут позволить себе западные марки, и долго присматривались к китайцам, а с весны начали покупать машины с конвейера из Поднебесной.
Но их всё равно в РФ пока мало с учётом объёмов спроса. И, естественно, отсюда возник и повышенный спрос на детали, в том числе, «про запас», — пояснил представитель ГК «Аксель».
По его предположениям, сейчас наступают решающие полгода, когда владельцы китайских авто примут для себя решение об эффективности своей покупки. И если такие автолюбители придут к выводу, что товар качественный, западным компаниям через эти шесть месяцев уже будет точно не вернутся.
— И пока что «китайцы» привлекают покупателей своими электронными «фишичками», например, возможностью on-line узнать, каково прямо здесь и сейчас давление в каждом колесе.
Но у таких авто есть больше проблем в высокоскоростном режиме с разгоном и торможением, а запчасти в итоге реально стоят дороже, — констатировал Игорь Седов.
Примечательно, что, как подсчитали в сети автосервисов Fit Service, ремонт и обслуживание авто китайских марок сильно выросли в стоимости.
Если ранее автовладельцы платили в среднем 5600 рублей за услуги сервисов, то сейчас затраты выросли до 7000.
Автоэксперт, шеф-редактор порталов об автомобилях Денис Смольянов согласен с тем, что ситуация с поставками автозапчастей для массовых марок действительно в последнее время наладилась. Конечно, детали не приходят за один-два дня, как это было раньше до пандемии, когда запчасти везли из Финляндии, но дождаться их в реальные сроки теперь вполне возможно.
При этом детали сильно подорожали, хотя здесь всё зависит от конкретных изделий. Где-то есть подорожание в два-три раза, что-то увеличилось в стоимости на 20%.
— Прогноз о дальнейшем росте стоимости запчастей на 30—40% основан на ослаблении курса рубля. И если мы имели в начале 2023-го евро и доллар по 70 рублей, то теперь взята планка в 100. И, естественно, с учётом такого тренда, поставщики автозапчастей закладывают для себя страховку в цену, чтобы не прогадать. А вдруг курс опять изменится, непонятно, в какую сторону, — отметил эксперт.
Он призвал прекратить фантазировать и испытывать иллюзий, что для той же LADA Granta или LADA Vesta все автозапчасти производятся исключительно в России. Там достаточно много импортных составляющих. А сам авторынок в принципе на 90% зависит от импорта.
— В отношении китайских авто, которые теперь заполнили улицы, также не стоит строить иллюзий, что всё будет дешёво. Это всё равно иностранные бренды, такие как раньше был Nissan, Toyota и т. д. И иностранцы всегда обходились в техобслуживании дороже, — констатировал аналитик.
Он напомнил, что многие автодилеры из-за экономической ситуации оказались в плохом финансовом положении. Некоторые из них по существу выживают за счёт ремонта и задирают на него цены, чтобы свести концы с концами.
При этом российские автолюбители в большинстве своём пока не приучились искать, где выгоднее пройти техобслуживание. Они по привычке обращаются туда, где была куплена машина. Ну, и, конечно, отдельно имеется ситуация с обслуживанием авто на гарантии. Там к чужакам обращаться нельзя.
Отметим, что с 1 августа в РФ произойдёт повышение утилизационного сбора для импортных автомобилей. Как это отразится на рынке, можно будет узнать из ближайших материалов.