Есть ли шансы у автотуризма в России стать таким же популярным, как на Западе?
До конца 2023 года в России по поручению президента Владимира Путина должна быть разработана концепция развития автотуризма. В её рамках в качестве «пилота» был выбран маршрут от Петербурга с проездом через Москву до Владивостока.
По данным Росстата, в отпуска на автомобилях сейчас отправляются почти 70% российских семей, потому что такие поездки обходятся на 30—40% дешевле.
Однако россияне в среднем всё равно путешествуют на авто гораздо реже, чем европейцы и американцы. Так происходит в силу целого комплекса причин: отсутствия АЗС и приличных мотелей, невозможности арендовать по адекватным ценам автодома, плохом состоянии региональных дорог и их освещённости и т. д.
Участники панельной дискуссии ПМЭФ-2023 разбирались, какие моменты надо учесть в концепции, как можно исправить существующую ситуацию и мотивировать россиян чаще путешествовать на авто.
Проложить маршрут?
Как отметил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, по итогам 2022 года автомобильный поток в стране составил более 500 млн человек в год.
По прогнозам, к 2035-му он может вырасти до 700 млн.
— И даже если какая-то доля из них будет называться автотуристами, то это будет существенный вклад в достижение показатели нацпроекта, по которому у нас к 2030-му должно быть 140 млн туристов. За счёт них сможем выполнить этот амбициозный показатель по увеличению в два раза турпоездок быстрее, — пояснил он.
Помощник президента РФ Игорь Левитин подчеркнул, что надо определиться с самим термином «автотурист». Так, например, пассажирскими поездами дальнего следования перевозится 100 млн пассажиров.
— Но там едут все, в том числе, и туристы. Поэтому мы должны определиться, если хотим для этой категории сделать какие-то особенные правила и дать преимущества. Это всё надо как-то отделить от деловых поездок, — привел пример он.
Чиновник напомнил, что дороги делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Первые привели в порядок, 85% из них отвечают установленным нормативам. Региональные дороги соответствуют только на 60%.
— По муниципальным дорогам я называть цифру не буду, но все всё себе прекрасно представляют. Надо понять, что нужно от федерации, субъектов и муниципальных властей. И если государство берёт на себя трассы, то есть инфраструктуру, то всё, что рядом, это бизнес, и по-другому это не получится. Мы должны только сделать съезд и парковку, — констатировал он.
Проблема в туристическом быте?
Как рассказала председатель комитета Совета Совфеда по социальной политике Инна Святенко, ссылаясь на данные Росстата, 68% россиян всё-таки теперь отправляются в отпуска на авто, это позволяет быть независимым от туроператоров.
Но и такие путешественники сталкиваются с серьёзными проблемами.
— Есть такое слово «караванинг», оно иностранное и нам не подходит. Но мы может пользоваться термином «аренда автодома». У нас только несколько компаний сдают эти дома в аренду. Но цена на том же Черноморском побережье сильно завышена из-за отсутствия конкуренции, — отметила она.
По словам Инны Святенко, развитие таких арендных сервисов надо поощрять, так же и строительство приличных мотелей, где семья могла бы остаться на ночь во время поездки.
— Должна быть ещё и достойная туристическая навигация, которая бы принесла пользу тем, кто путешествует. Сейчас набирает популярность туристическая платформа RUSSPASS, которая такие места и локации показывает. Они должны быть точно определены. Необходимо много платформ, — пояснила она.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина обратила внимание на плохую освещённость региональных трасс и перманентные дорожные работы на магистралях в разгар летнего сезона. Это многих отталкивает от поездок в отпуск на авто.
А надо намного больше?
Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов рассказал об опросе, в котором поучаствовали почти 10 000 водителей, путешествующих на авто. Из них 72% указали на плохое качество региональных дорог, элементарное отсутствие АЗС на адекватных расстояниях.
Как пояснил чиновник, в международной статистике оперируют понятием количество тысяч километров ежегодно на персону.
— Так, показатели по России составляют 848 км. У нас не так много, потому что при всей кажущейся огромной территории люди просто опасаются ездить на длинные расстояния и поступают так из-за небольшого количества АЗС и плохого качества инфраструктуры. В Германии этот показатель составляет 2924, в США — 4006 км, — привёл цифры он.
По словам Максима Лискутова, есть проблемы с многофункциональными зонами дорожного сервиса (МФЗ), где автотурист мог бы получить весь комплекс необходимых услуг: заправить авто, сходить в магазин, привести себя в порядок, переночевать в случае необходимости.
В России насчитывается сейчас 80 МФЗ, они располагаются на платных трассах, на которые приходится лишь 10% трафика путешественников на авто. В США таких объектов 7000, в Великобритании — 105.
По оценкам специалистов, для пилота Петербург — Москва — Владивосток надо 276 точек на сумму в 300 млрд рублей к 2030 году.
Сложности согласований?
По словам Максима Лискутова, проблема заключается в сложном механизме получения землеотводов, тяжёлой схеме выбора инвесторов, и не всегда «ГУ Автодор» (платные дороги) и Росавтодор оперативно включаются в проект строительство МФЗ.
— Экспертиза говорит, что это необязательная инфраструктура, зачем её вообще надо строить. Это можно оставить на потом. А потом снова коммуникаций нет, канализации нет и энергетики тоже. И даже если найдётся инвестор, затраты кратно увеличиваются. И самое просто здесь, на уровне Главгосэкспертизы отрегулировать эти ключевые моменты, — подчеркнул он.
Как резюмировал Дмитрий Чернышенко, всё это и приводит к тому, что на западе на человека ежегодно приходится 8—9 путешествий на автомобиле в год, а в России — 0,5.
Президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов предлагает вернуться к тому, с чего на панельной дискуссии начали: определению «автотурист».
У петербуржцев популярны поездки на автомобиле в Москву. Кто-то едет к родственникам, кто-то ставит своей целью посетить фестиваль, либо какое-то другое мероприятие. Но, в любом случае, речь идёт о перемещении из точки А в Б, а машина — средство передвижения.
Есть второй вариант, при котором путешественник останавливается на ночь в мотеле, минимально вечером знакомится с местным колоритом, где-то ужинает, но он всё равно максимально привязан к трассе и от неё не отклоняется.
При третьем сценарии турист осознанно отклоняется от маршрута и по два-три дня живёт в кемпинге, ловит рыбу, посещает водопады, озёра, местные усадьбы и т.д.
— На мой взгляд, только вот эту последнюю категорию можно называть автотуристами. Для них надо развивать отрасль, прежде всего. Всё остальное — это улучшение сервиса, но никак не туристический продукт. И в концепции все бы эти три направления стоило бы развести, а не смешивать в кучу, — полагает он.
Впрочем, по словам эксперта, появление любой инфраструктуры можно только приветствовать.