Запуск новых направлений речных круизов по РФ в летнем высоком сезоне 2023 многие крупные туроператоры анонсировали еще весной и предлагали тогда бронирование с солидным дисконтом. Как заверяют некоторые участники рынка, самые интересные предложения уже доступны лишь в ограниченном количестве. Это краткие поездки на выходные.
78.ru разбирался, каким круизам и куда отдают предпочтение петербуржцы и во сколько денег может обойтись такое путешествие.
По словам многих участников рынка, самые интересные предложения по соотношению «цена — качество» оказались раскуплены на всё лето ещё весной. Здесь свою роль, кроме повышенного спроса, сыграло то обстоятельство, что новых теплоходов крайне мало. Что-то найти можно, но для этого придётся потрудиться.
Как пояснил генеральный директор Moby SPL LTD Сергей Котенёв, самые востребованные у петербуржцев варианты — это туры выходного дня. Такой круиз занимает двое-трое суток с тем, чтобы путешественник уехал из Петербурга вечером в пятницу и вернулся в город либо поздно в воскресенье, либо с утра в понедельник.
— Так можно сплавать на Валаам, Кижи, Мандроги, в Сортавалу. Но подобные предложения именно на выходные до конца лета 2023-го в основном раскуплены.
В продаже остались короткие туры с отплытием в начале или середине недели, — полагает эксперт.
По его словам, на пять дней можно уехать в круиз в Москву с промежуточными остановками.
При этом у горожан часто пользуются популярностью варианты с отплытием не из Петербурга, а из других городов.
Так, из Москвы, до которой добираются поездом или самолетом, плывут по Волге в Казань. Или, наоборот, отправной точкой становится Казань, куда также приобретают авиабилеты. Здесь путешествие займет неделю.
Есть круизы на Соловецкие острова.
Есть круизы по Енисею, но тогда придется лететь в Красноярский край, а это долго и дорого.
Как подсчитал Сергей Котенев, в среднем один день пребывания в круизе с полным питанием на 1 персону обходится в 12 000 — 12 500 рублей. Но условия у компаний могут быть разные, да и каюты тоже отличаются по комфортности.
Опытные любители круизов приобретают пакеты сразу после новогодних праздников, тогда есть хорошие скидки и акции. Сейчас их мало. При этом сейчас открыты продажи на…лето 2024.
Президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов также отмечает, что привлекательных туров по параметрам «цена — качество» на ближайшие даты крайне мало, либо для брони предлагается несколько кают не в лучших локациях на теплоходах.
— У «Инфофлота», например, осталось всего несколько кают на рейс «Москва — Казань — Чебоксары» на 17 июня. Раньше этой даты ничего нет. Плавание с полноценным питанием по маршруту продлится 10 дней и обойдется 2 пассажирам, разместившимся в 1 каюте, в 113 000. То есть, на 1 пассажира это 5650 за 24 часа.
Также надо понимать, что за алкоголь и перекусы между завтраком, обедом и ужином придется доплачивать, — отмечает Андрей Гаврилов.
По его словам, из экзотики есть круиз на атомном ледоколе «Северный полис» из Мурманска с заходом на остров Чамп на архипелаге Земля Франца-Иocифа, посещением Северного полиса и возвращением в Мурманск. За путешествие в 2 недели с 1 пассажира возьмут 30 000 долларов или почти 2 500 000 рублей.
Вице-президент Ленинградской Торгово-промышленной палаты Елена Дюкарева считает, что люди разбирают в первую очередь самые короткие круизы нет от хорошей жизни, а из-за их более низкой стоимости. Впечатление же можно получить такие же, как за более длительные поездки. Потому и более обеспеченные клиенты все-таки предпочитают недельный круиз.
По ее данным, цены на пакеты в 2023 выросли по сравнению с аналогичным периодом 2022 на 20% и будут и дальше только увеличиваться.
— Остановить такой рост возможно лишь при закупке операторами дополнительных судов и вовлечением их в оборот.
Круизы популярны потому, что они дают возможность посмотреть сразу несколько городов или территорий за одну поездку, при этом не надо думать, где останавливаться на ночь. Сейчас есть, например, аналоги Золотого и Серебряных колец по воде. В обычные путешествия «по земле» многие уже съездили, а это будет что-то новое, новый опыт, — поясняет эксперт.
Генеральный директор туроператора ООО «Индивидуальный туристический сервис» (ITS) Виктория Шамликашвили считает, что вернее говорить не о существенном росте спроса на круизы, а о перераспределении в целом туристических потоков.
Как и раньше, активно путешествуют (по стране, в том числе) в среднем 10 —15% россиян, этот показатель не вырос, к сожалению, до 25 или 30 %.
Но теперь люди переместили географию поездок из южных регионов в более северные субъекты, Урал, Алтай, по разным, но понятным всем причинам.
— Возможно, в круиз теперь отправятся те, кто раньше стабильно ездил в Крым или на курорты Краснодарского края, те же Анапу, Геленджик. Добираться туда сейчас стало неудобно, так как авиасообщение ограничивается Сочи (Адлером), — поясняет эксперт.
В круизы охотно отправляются из Москвы и Казани, потому что там более удобная логистика транспортных перемещений туриста.
Как добавляет Виктория Шамликашвили, что касается базовых цен круизов, то еще в допандемийные времена существовала градация по условной стоимости суток пребывания в круизе на человека. Так, пребывание 1 персоны в 3* оценивалась в 100 — 200 евро, 4* — 250 — 300, 5* — от 500 и до бесконечности. Но с тех пор многое изменилось.