Судя по контексту заявления самого народного избранника, под «чёрными отельерами» Николай Валуев и понимает «гостевые дома». По его мнению, к ним предъявляются заниженные требования по безопасности и «прочим статьям». При выборе таких предложений турист должен знать, что его может ожидать на отдыхе.
Между тем, по подсчётам одного из участников рынка, только в Краснодарском крае насчитывается 2500 официальных гостиниц и 2000 гостевых домов.
Но, кроме официального гостевого бизнеса, в РФ есть и «серый» полулегальный, показывающий лишь часть своих доходов.
Эксперты признают: с качеством обслуживания в некоторых гостевых домах дело обстоит не лучшим образом, встречаются и откровенные обманы.
Но полностью запрещать такие объекты тоже нельзя: для того же экологического или сельского туризма строить огромные отели просто не рентабельно.
По мнению большинства участников рынка, ставить знак равенства между «чёрными отельерами» и гостевыми домами ни в коем случае нельзя.
Под первым термином логично понимать тех недобросовестных представителей бизнеса, которые уходят от уплаты налогов, не регистрируются в принципе.
Как поясняет президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов, есть ещё «серые схемы», когда владельцы отелей частично в размере 50—70% от реальных декларируют государству свои доходы и поток клиентов.
Как вспоминает эксперт, история с гостевыми домами, рассчитанными на 5—10 номеров, возникла в рамках подготовки и проведения летней олимпиады в Сочи в 2014-м.
Тогда начался бум их строительства.
— Потому крупные гостиницы требовали масштабных инвестиций, а проживание в них обходилось для туристов на 30—40% дороже. Проблему тогда было решать оперативно.
Сейчас этот показатель по цене сохраняется примерно на таком же уровне. Дело в том, что такой бизнес зачастую оформляется как ИП, что позволяет снизить налоги, — пояснил Андрей Гаврилов.
Генеральный директор «Петротур» Игорь Мазулов обращает внимание на то, в гостевых домах расценки также ниже, так как они оформляются как частный жилой сектор. Соответственно, и платят собственники таких объектов за электроэнергию, воду, газ как частники, а не бизнес, по тарифам для населения.
— В итоге комнату, например, в Краснодарском крае от таких «предпринимателей» можно снять на 30% дешевле, чем номер в отеле, и он может обойтись в 3000 рублей в сутки в 2023-м. В итоге гостевые дома оттягивают клиентов у официальных отелей.
Аналогом «чёрных и серых» гостевых домов можно называть в Петербурге нелегальные микро-отели в МКД. От таких лихачей страдают жильцы.
При этом контролировать такую деятельность практически не представляется возможным, — полагает эксперт.
По оценкам генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, отдых в гостевых домах стоит в среднем в два раза дешевле, чем в сертифицированных гостиницах.
— Но надо понимать, что условия там рискуют оказаться спартанскими. Может не оказаться даже элементарного завтрака. Естественно, всё это надо выяснить заранее. Хотя, в некоторых случаях не факт, что сработает. По существу, человек получает лишь спальное место в здании.
Часто здесь вообще не заключается между клиентом и отелем никаких договоров. Отсюда и отсутствие всяческих гарантий и частый обман. Например, отельер может заявить, что сдаёт комнату площадью 30 метров, а по факту площадь окажется намного меньше: метров 10 — 15. А семья приедет на отпуск в полном составе с детьми и пожилыми родственниками.
Может на «месте» выясниться, что заявленное расстояние до моря или достопримечательностей, да даже торговых точек, мягко говоря, не соответствует действительности, — предупреждает эксперт.
По данным Сергея Ромашкина, всего в Краснодарском крае насчитывается 2500 отелей и 2000 гостевых домов.
— Но здесь надо понимать, что для Сочи актуальны и гостевые квартиры. Многих это привлекает, так как они получают отдельное жильё без соседей и в привычном городском формате, в котором на кухне готовят еду. Это уже десятки тысяч объектов. Как их контролировать, некому не понятно, — добавляет он.
На условиях анонимности, собеседники поясняют: гостевые дома — это чуть усовершенствованный аналог отдыха в жилом секторе «юга СССР и у бабушек, которые больше не стоят с бумажными объявлениями около вокзалов».
Если с хозяином жилплощади установились дружественные отношения и соотношение «цена — качество» устраивает, это может стать выходом из ситуации. Но ехать куда-то наобум и действовать по принципу «на месте разберёмся», точно никто не рекомендует.
Генеральный директор туроператора ООО «Индивидуальный туристический сервис» (ITS) Виктория Шамликашвили считает, что люди не от хорошей жизни выбирают самые дешёвые варианты отдыха и если бы могли достаточно зарабатывать, то выбирали бы что-то получше.
— С другой стороны, страсть некоторых «бизнесменов» не платить налоги носит катастрофический и патологический характер.
По моему мнению, наверное, лучше отдохнуть пять дней в хорошем, качественном месте, чем провести 10 суток, неизвестно где и с каким качеством проживания, — делится она.
Игорь Мазулов полагает, что гостевые дома, наверное, нужны там, где нет возможности построить отели, или это не кажется прибыльным. «Ноу-хау» подходит для экологического и сельского туризма, полностью на гостевых домах «крест» ставить нельзя. Но навести какой-то порядок в отрасли давно пора.