Даже в премиум-сегменте: как могут измениться продуктовые сети для петербуржцев?

19 апр, 14:04
Светлана Коваленко
В апреле Петербург попрощался со старейшей фруктовой сетью премиум-класса. Ещё один игрок, обещавший торговать качественными отечественными продуктами, заморозил проект. А у топовых ретейлеров продолжает сужаться ассортимент.
Коллаж 78.ru: pexels.com, Bulkin Sergey/globallookpress.com, flaticon.com

Первой в 2023-м году список потерь в продуктовом ретейле в Петербурге пополнила в январе премиальная «Лэнд». О её крахе говорили давно, что закономерно вылилось в иск к компании о банкротстве.

В апреле из Северной столицы ушла «Фруктовая лавка», работавшая с 2011 года. Также стало известно, что в городе заморожен проект магазинов прилавочного типа ГОСТ, где хотели торговать качественными продуктами российских и белорусских производителей.

Зато количество дискаунтеров, начавших экспансию ещё в 2021 году, продолжает стабильно расти.

На этом фоне в Петербурге пытается перезапустить свой формат обновлённый Eurospar, открывший в марте точку в здании, где располагалась раньше часть бывшего головного офиса «Ленты» на Савушкина, 119.

78.ru вместе с экспертами и участниками рынка разбирался, как теперь будут трансформироваться магазины для горожан, к каким новым реалиям приведут такие изменения и что будет с качеством продуктов.

Всё очевидно?

Как считает генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков, уход «Фруктовой лавки» и заморозку проекта ГОСТа можно объяснить вполне очевидными причинами.

Последнее десятилетие доходы населения снижались. Даже по официальной статистике они упали на 8% по сравнению с 2013-м. В итоге 85% респондентов при выборе товаров считают ключевым фактором цену, а проекты, ориентированные на премиум и средний класс, оказываются невостребованными.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
— Мы видим, что это всё менее и менее востребовано, когда у населения просто не хватает средств на даже банальные потребности. Конечно, мы скатываемся в дискаунтеры, в маргинализацию торговли.
То есть магазины ноу-нейм, появляющиеся сейчас, могут себя чувствовать относительно уверенно по сравнению с крупными магазинами. Такие безыменные игроки получат преимущества за счёт нюансов фискальной нагрузки, работы без НДС и других налогов. Но и очевидно, что такие точки являются каналами для продажи контрафакта, в его самом плохом смысле — подделок, — констатировал эксперт.

По словам Ивана Федякова, подобные тренды не красят торговлю и Северную столицу. Но это тот факт, который уже нельзя не замечать и игнорировать.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин оценил апрельские потери в своем Telegram-канале.

— Не могут быть утопические проекты реальным бизнесом. Либо открывать какие-то магазины (или что угодно) как хобби, получая от этого кайф, либо заниматься бизнесом и открывать то, что будет приносить доход, — поделился он своим мнением.

Как припомнил аналитик, в 2020 году в руководстве «Фруктовой лавки» планировали менять концепцию, но при этом хотели оставить всё как есть (то есть, заведомо неудачный формат).

— В итоге закрылись: «элитные» локации серьёзно просели после оттока из города платёжеспособной аудитории, а поддерживать дорогой ассортимент, продавать литр молока по 200 рублей и сыры по 5000 за килограмм — это полнейший бред. Поэтому неудивительно, комментировать даже нечего, — подчеркнул он.

Кто уйдёт, кто придёт?

Как полагают все без исключения эксперты и участники рынка, тренд на тотальную экономию ставит, прежде всего, под удар премиальный сегмент ретейлеров, где вряд ли в ближайшее время в городе возможен приход новых игроков. Они могут появиться только в жёстком эконом-классе.

Фото: Petrov Sergey globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
— Запускать проекты типа «ВкусВилл», тем более «Азбуки Вкуса», считаю, что это, мягко говоря, странно. Сейчас надо такому бизнесу просто затаиться и ждать лучших времён. А какие-то сети эконом-сегмента, магазины прилавочного типа, возможно, получат дополнительное развитие.
Что касается тех, кто может уйти, тут надо понимать, что чем премиальнее сегмент, тем сложнее ему теперь будет. И если в стране будут происходить какие-то потрясения, то он будет страдать, потому что его целевая аудитория будет сокращаться и экономить, так что закрытия не исключены, — рассуждает, в частности, Михаил Лачугин.

Во «ВкусВилле» настаивают: в 2023 году в Петербурге и Ленобласти сеть, в которой здесь 200 точек, продолжит развитие.

— Сейчас мы открываемся более точечно. Например, в новых районах и жилых комплексах. Расширяемся там, где это нужно, а также обновляем уже действующие точки. В январе первый магазин «ВкусВилл» появился в Киришах. Про новые формат магазинов мы пока думаем. Возможно, это могут быть маленькие «ВкусВиллы», но пока это всё на стадии тестирования, — рассказали в пресс-службе компании.

Как считает независимый консультант, полностью из Петербурга «Азбука вкуса» не уйдёет, но это возможно при негативном развитии событий.о. Ранее там заявляли, что две точки в городе были закрыты в рамках оптимизации бизнеса.

Как считает независимый консультант, полностью из Петербурга «Азбука вкуса» не уйдёт, но это возможно при негативном развитии событий.

— Те точки в центре города, которые ретейлер закрыл, они, действительно, не пользовались популярностью. И это явно не те магазины, которые определяют перспективы. Сеть в разгар пандемии закрывала точку и на Невском проспекте. Сейчас стало меньше иностранных туристов, которые в такие магазины ходили. Сейчас в принципе стало меньше трафика на улицах в центре Петербурга, на той же Рубинштейна, Марата, где всегда раньше было много молодёжи, — пояснил он.
Фото: vk.com Азбука вкуса
Фото: vk.com/Азбука вкуса

Не верит эксперт и в то, что из России и Петербурга, в том числе, уйдёт сеть Auchan. Ею сейчас владеет французская семья Мюлье, в чей частично собственности находятся гипермаркеты спортивной одежды Decathlon. О продаже этого непродуктового бизнеса в России французы заявили в конце января.

— Auchan и Decathlon — это разные сегменты. Первый несёт в себе гуманитарно-социальную направленность. На это его руководство всё время и напирает, когда отбивается от нападок, почему не уходят из России. Возможно, ведутся разговоры о том, чтобы передать Auchan под управление местного менеджмента. Но я думаю, что если ситуация не будет ухудшаться, ретейлер в России сохранится. На эту сеть завязано большое количество логистических и производственных цепочек, — рассуждает Михаил Лачугин.

С таким мнением согласен совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский. В его сети запланирован запуск пока трёх-четырёх новых точек, но ряд магазинов переформатируется под дискаунтеры.

Крупные участники рынка о своих планах предпочитают говорить с максимальной осторожностью. Так, например, ещё осенью прошлого года руководство «Ленты» говорило о возможности запуска одного-пяти гипермаркетов в год, но по факту в 2022-м открылся лишь один такой объект и не в Петербурге, а в Томске.

X5 Retail Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток») весной прошлого года анонсировала запуск «в скором времени» в Северной столице жесткого дискаунтера «Чижик». Но пока этого не произошло.

Загадка для бизнеса или ставка на молодёжь?

На фоне таких трендов в Северной столице запустилась точка сети среднего плюс класса Eurospar в Приморском районе на улице Савушкина, 119, где раньше располагалась часть головного офиса «Ленты».

Фото: vk.com Мой SPAR
Фото: vk.com/Мой SPAR

Здесь стоит отметить, что эта сеть, возникшая на почве обанкротившегося Spara от «ТД Интерторг» и работавшего в России по франшизе, уже пыталась заходить в Петербург в 2020-м. Тогда ретейлер открыл 10 магазинов, а четыре в итоге к настоящему времени закрыл.

Ситуацию с Eurospar участники рынка называют «загадкой для бизнеса» и «феномен с точки зрения экономической логики».

— Обновлённый Eurospar всегда делал большую ставку именно на готовую еду, это было их коньком. Их красивой европейской историей. И историей, в том числе, про молодёжь — ключевого потребителя готовой еды. Но цены там стремительно растут. А люди, в свою очередь, теперь нацелены на товары по низкой стоимости, а не красивые истории. Вот и выходит, что Eurospar — это сеть красивых европейских магазинов, но больше они россиянам не нужны, — делится один из собеседников на условиях анонимности.

По мнению Михаила Лачугина, локацию для Eurospar на улице Савушкина, с одной стороны, можно назвать интересной.

— Район не бедный, и по самой магистрали многие едут в Курортный район. И не все тут любят заезжать в «Ленту», потому что она неудобно расположена, и надо разворачиваться. Но там рядом ещё «Окей» и три «Перекрёстка». Не могу однозначно сказать, что что-то получится. Но тот факт, что Eurospar не махнул на Петербург рукой и пытается развиваться, заслуживает уважения, — считает эксперт.

Рост жалоб в перспективе?

Ещё одна проблема, как рассказывают участники рынка, заключается в нехватке оборудования, в том числе холодильного, и запчастей к нему. Так, например, та же «Азбука вкуса» при запуске супермаркете в Garden City летом прошлого года использовала б/y технику, потому что не было возможности оперативно привезти новую.

Фото: Petrov Sergey globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

По словам Александра Мышинского, сейчас многие переходят на белорусские и отечественные аналоги. Но при этом существенно удлинились сроки поставки.

— Если раньше оборудование привозили в течение 30 дней, то теперь сроки сдвинулись до 45 — 60 суток. В принципе, это решаемые проблемы. Они не так критичны, как в автопроме, но они объективно есть. У тех же холодильников летят, например, в основном компрессоры. Починить это не трудно. В общем, будет всё не так красиво и надёжно, как раньше, но работать это как-то сможет. Опять же хороший вопрос — сколько. Сложнее всего придётся крупным сетям, где имеется большое количество точек, — прогнозирует он.

По словам руководителя экспертной службы Общества потребителей Петербурга и Ленинградской области Татьяны Суетовой, пока, несмотря на переход ретейлеров на более дешёвые продукты, количество жалоб на них в целом по городу не увеличилось. Зато появились отдельные категории, претензий к которым стало намного больше. Это, прежде всего, мясо, рыба и молочные продукты.

— Это то, что наиболее выросло в цене и стало объективно меньше продаваться, а потому и дольше лежит на полках в холодильниках. Люди, действительно, экономят. И предпочитают, вдобавок, закупаться впрок, когда есть скидки. Что тоже не способствует сохранению качества продуктов, — поясняет она и не исключает, что в 2023 году жалоб всё-таки станет больше.

Эксперт потребительского рынка Максим Черниговский констатирует: очевидно, что если качество продукции будет снижаться, то будет автоматически рост жалоб на магазины продуктов.

— В ситуации с претензиями к качеству мяса, поставки которого в РФ были невысоки, за исключением разве что, говядины, можно высказать одно предположение. Затраты растут у всех: и у ретейлеров, и у производителей. Но все стремятся удержать цены. Что и сказывается логично на качестве, — подчёркивает он.
Фото: Anton Belitsky globallookpress.com
Фото: Anton Belitsky/globallookpress.com

При этом Максим Черниговский успокаивает: цены всё же пока не растут теми галопирующими темпами, как предсказывали некоторые эксперты летом 2022 года. Зато в магазинах теперь резко выросло количество краж.

Другое по теме