Пауза, стагнация, инфляция: что будет с ценами на мебель и стройматериалы для петербуржцев
Согласно данным опроса Avito, в 2023 году 33% жителей Северной столицы планируют заняться ремонтом жилья. В 2022-м таких было только 25%. Весной прошлого года стоимость мебели и стройматериалов стремительно взлетела из-за обвала курса рубля и геополитических событий. Затем в мебельной отрасли наметилось снижение цен и возвращение их по многим позициям на отметку начала 2022 года. Хотя трафик покупателей у многих и просел.
Для рынка строительных материалов ситуация развивалась по другому сценарию. В августе прошлого года глава Минстроя Ирек Файзуллин отчитался в том, что в России подешевели арматура, металлические листы и древесина. Но их стоимость так и не вернулась к уровню первой половины 2020 года. Уже 10 января 2023 года глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский обвинил, в том числе, производителей стройматериалов в накрутке цен. По словам чиновника, после ряда проведённых расследований были возбуждены дела в отношении металлургов, а также производителей материалов из древесины, газобетона и стекла.
78.ru опросил участников рынка и аналитиков, каких теперь сюрпризов ждать от цен на мебель и строительные материалы в 2023 году.
Кроме кухонь?
Как рассказала член Совета директоров «Максидом» Мария Евневич, наиболее заметный скачок цен на мебель случился весной 2022 года из-за курса валют. По её словам, уже к концу года цены на мягкую мебель снизились до прежнего уровня, а на спальни — даже стали ещё ниже. Повышение закупочных цен на кухни достигало 20%, и они пока что не откатились до прежнего уровня.
— Это связано, в первую очередь, с тем, что в кухнях гораздо больший процент фурнитуры, чем в мягкой или спальной мебели. Часть этой фурнитуры — импортного производства, поэтому на её стоимость продолжают влиять удорожание фрахта и удлинение логистических цепей. Ряд европейских производителей остановил прямые поставки на российский рынок, однако фурнитура их производства по-прежнему доступна для отечественного покупателя по параллельному импорту, — пояснила Мария Евневич.
Генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков также подтвердил, что пока цены на мебель вернулись на уровень начала 2022 года.
Генеральный директор, основатель компании «Мебель. Инвестиции. Ритейл» (МИР) Алексей Лопухин отметил, что к концу прошлого года в среднем по рынку цены снизились на 20% после весеннего роста. Больше всего уменьшилась стоимость корпусной мебели из ЛДСП: шкафов-купе, гостиных, спален. Это было связано с падением поставок в Европу производителей ЛДСП и сужением рынка. При этом у фабрик стали падать заказы и продажи, это сильнее всего отразилось на эконом-сегменте.
Ожидали худшего?
Как подчеркнул Алексей Лопухин, мебельная отрасль «закрыла» декабрь без особых успехов.
— То есть, все ожидали сезона, а он не наступил, немногие компании показали хорошую динамику, — констатировал он.
Так, в мебельных магазинах эконом-сегмента трафик упал на 34%. Как пояснил Алексей Лопухин, сами мебельщики ожидали даже более худшего сценария со снижением до 50%.
— У 24% участников нашего опроса трафик сохранился или даже вырос, но продажи упали. Мы планируем, что рынке продолжатся те же тренды, если не будет форс-мажорных обстоятельств. У 64% продажи упали на 48%, у 19% продажи не изменились или даже выросли на 15—30% , около 17% у нас аналитику не ведут, — поделился Алексей Лопухин.
Он также раскрыл секрет, как так вышло, что, по данным Росстата, крупные федеральные игроки показали рост.
— Дело в том, что федеральные компании, такие как Mr.Doors, «Любимый дом», «Мария» и т.д. действительно демонстрируют положительную динамику с ростом до 20%. Они подрастают, а малый и средний бизнес, на который приходится до 95% рынка, сейчас сворачивается. А именно такие компании участвуют в наших опросах, — отметил Алексей Лопухин.
Как подтвердил генеральный директор Mr.Doors Сергей Шихов, трафик в ТЦ в 2022-м напрямую зависел от геополитических обстоятельств, как и в период локдаунов в 2020 году.
— Это абсолютно ожидаемо, ведь люди не готовы совершать покупки, когда они не понимают, что готовит завтрашний день. При этом я хочу отметить, что на выручке это не отразилось, а средний чек даже увеличился по отношению к 2021 году, — заверил он.
На нишу IKEA?
Примечательно, что крупные игроки постарались занять для себя хотя бы частично нишу ушедшей IKEA и усилить свои позиции в этом плане в 2023-м.
Как отметила Мария Евневич, ещё в 2022 году в ассортимент «Максидома» начали заводить товары, часть которых является полными аналогами или же идентична моделям ушедшего шведского бренда и представляет собой те же самые товары от тех же поставщиков, хоть и под другими названиями.
— У нас нет цели по-быстрому «снять сливки» после ухода бренда — мы работаем с долгосрочным планированием ассортимента и, заводя очередной товар как в IKEA, стараемся удержать ценник на привычном для покупателей уровне, — рассказала Мария Евневич.
Так, в компании в этом году планируем расширение ассортимента кухнями из ЛДСП. Их цена за погонный метр пока в расчёте, но ожидается, что она будет ниже на 25—30%, чем у МДФ.
Александр Шестаков сообщил, что в их компании стали присматриваться к бюджетному сегменту рынка, поэтому внедрили в производство модульные кухни «ЛАЙТ» — это нескольких десятков совместимых друг с другом типовых кухонных модулей.
Исполнительный директор компании «Ангстрем» Вадим Чернушкин открыто признаётся, что с уходом IKEA запрос на формат интерьерных решений вырос ещё больше. Поэтому компания не только представила новые коллекции в скандинавском стиле, но начала изменять концепцию салонов, переведя их в интерьерный формат.
Вместе с тем, как констатирует Алексей Лопухин, пока в России нет отечественных компаний с таким же гигантским оборотом в сотни миллиардов рублей в год, как это было у IKEA.
— У нас есть Hoff с несколькими десятками миллиардов рублей. Есть компании, где речь идёт о нескольких десятках миллиардов рублей. Но это всё равно не уровень IKEA, — полагает он.
Осторожные прогнозы
Отметим сразу, что участники мебельного рынка крайне осторожно комментируют перспективы изменения стоимости позиций.
— Производство мебели во многом зависит от внешних факторов: курса валют, ситуации на рынке стройматериалов. Поэтому ситуация с ценами в 2023 году непрогнозируема, — поясняет Мария Евневич.
Александр Шестаков полагает, что изменения стоимости будут зависеть от валютного курса, а не от определенной категории продукции.
— Если цены на импортную фурнитуру и химические комплектующие вырастут, то это отразится на всех категориях. Сейчас мы видим, что курс колеблется, поэтому, несмотря на то, что мебельщики будут стараться удерживать цены, на стоимости мебели это скажется. При такой зависимости довольно трудно предсказать, как будут происходить изменения, поскольку на это влияет множество факторов, — рассуждает он.
Алексей Лопухин считает, что в 2023 году отрасль ждет стагнация, если не произойдет каких-либо новых потрясений или геополитических событий.
— Мы готовимся к снижению спроса и покупательской способности , только если не будет новых событий. Так, например, рост доллара всегда стимулирует резкий рост продаж. Мы планируем, что рынок буде стагнировать, — сказал он, в частности.
Разогреть цены на мебель может и широко обсуждаемый в отрасли запрет на ввоз иностранной мебели в РФ, если инициатива дойдет до воплощения в жизнь 78.ru подробно рассказывал об этом.
По мнению Алексея Лопухина, это предложение исходит от крупных федеральных игроков.
— Они чувствуют острую конкуренцию с той же Турцией, с Китаем. Они переживают, а мелкий и средний бизнес такой конкуренции не ощущает. Чиновники пока выступают против инициативы, так как они понимают, что повлияет на цены и ограничения скажутся на конечных потребителях. Хотя, конечно, объективно отрасли в части крупных игроков запрет бы помог, — подчеркивает он.
По словам Марии Евневич, приостановка отгрузок от ряда европейских брендов сейчас является их личной инициативой. В случае, если же такое случится, то ситуация коснется, в первую очередь, премиального сегмента рынка. При этом в их компании уже давно работают с российскими производителями.
Когда лучше покупать в 2023 году?
Александр Шестаков не исключает, что в связи с нестабильной экономической ситуацией прежних распродаж может не быть. Но другие участники рынка такую позицию не разделяют.
Сергей Шихов отмечает, что у всех продавцов регулярно появляются те или иные акции: какие-то краткосрочные, какие-то на более долгий срок, и тут важно следить за предложениями, мониторить.
— В прошедшем году себя традиционно хорошо показала «Черная пятница», и я не вижу причин, чтобы и в этом году не принимать в ней участие. Стратегия по выбору товаров для sale у всех разная: кто-то предлагает товары- лидеры продаж, кто-то наоборот хочет поддержать аутсайдеров ассортимента, — поясняет он.
Алексей Лопухин рекомендует потенциальным покупателям присмотреться к периоду конца зимы — начала весны.
— Это самое сладкое время для покупателей. После новогоднего подъема, которого в этом году, напоминаю, не было, у всех падают продажи, на рынке начинается демпинг. Сначала мебельные фабрики снижают оптовые цены, затем подключаются розничные магазины. Заказная мебель «проваливается» летом, потому что идет сезон отпусков. В мае также можно поймать хорошие скидки с учетом страта дачного сезона и праздников, — советует он.
По крайней мере, на уровень инфляции
Как отмечает Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов, в отличие от мебельной отрасли расценки на строительные материалы увеличились с весны на 10 — 20% и так и держатся примерно на том же уровне.
— Когда мне говорят, что-то по ценам вернулось на прежний уровень, того же старта 2022 года, то мне остается только развести руками. У нас только официальная инфляция по итогам прошлого года составила 12%. В разы подорожали перевозки по логистическим цепочкам, поднялась «коммуналка», а еще в производстве качественных стройматериалов используется зачастую импортное оборудование, по которому надо выплачивать кредиты, и не в рублях, и поддерживать его в работоспособном состоянии. Поэтому мебельщикам можно только позавидовать, что они могут позволить себе игнорировать маржу в 12%. Мы, строители, такого себе позволить не можем. И, конечно, в 2023 году цены опять будут только расти, как минимум, на уровень инфляции, — подчеркнул Алексей Белоусов.
Он отметил, что есть, например, продукция, которая непринципиально выросла в цене, но это все же произошло. Так, в Петербурге работает «Российская стекольная компания», которая обеспечивает стеклопакетами весь Северо-Западный федеральный округ. Там цены поднялись несущественно.
По словам генерального директора ГК Grace Кирилла Бунчука, подешевела древесина. Ранее российские компании поставляли за рубеж до 90% такой продукции или около 5 млн. кубометров.
Алексей Белоусов готов парировать: за границу, в основном в Финляндию, из СЗФО, шла необработанная древесина. Та же, которая используется при изготовлении панелей для жилья, опять же обрабатывается на иностранном оборудовании и подорожала в разы.
Основатель и генеральный директор ООО «Дальпитерстрой» Александр Скоров согласен с оценкой роста стоимости стройматериалов в 10 — 20% и «не слышал, что бы что-то дешевело».
В пресс-службе OBI ситуацию прокомментировали кратко:
— Поставщики не вернули цены, так как стоимость компонентов не упала, кроме того, логистика стала сложней, — пояснили там.
Здесь стоит добавить, что Максим Шаскольский уже пообещал производителям стройматериалов продолжить расследования.
Как отметили в пресс-службе Avito, в Петербурге в 2022 году спрос на монтажные работы по теплоизоляции вырос на 209%, на установку систем вентиляции — +121%, на установку натяжных потолков — +90%. В топ востребованных услуг также вошла помощь мастеров по штукатурным работам. Здесь рост составил 33%.
Также в 2022 году на 57% вырос спрос на услуги сантехников. К электрикам обращались на 32% чаще, а к мастерам по сборке и ремонту мебели — на 31%.