Чем обернутся новые правила парковки машин во дворах для петербуржцев зимой?

15 нояб, 15:11
Светлана Коваленко
Чиновники Смольного работают над инициативой, которая, по их логике, минимизирует проблемы с уборкой снега во дворах. Для этого парковку там хотят запретить в определённые дни и часы. 78.ru разбирался, во что вырастут благие намерения для горожан.
Коллаж 78.ru: Komsomolskaya Pravda; Jan Woitas; G. Czepluch/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Масштабные преобразования в уборке внутриквартальных территорий Петербурга от снега вице-губернатор Анатолий Повелий анонсировал ещё начале 2022 года. Предполагалось, что «ноу-хау» с отказом от частных подрядчиков и переходом к крупным государственным структурам заработает с 1 января 2023 года.

Теперь городские чиновники решили зайти с другой стороны и озаботиться тем, как сделать так, чтобы уборке не мешали сами горожане, зачастую бросающие машины во дворах, из-за чего туда не может попасть техника. Для этого специальные щиты и объявления будут сообщать петербуржцам, когда автомобили и на каких территориях оставлять нельзя. Нарушителей ждёт «административная ответственность», которая в переводе с бюрократического языка зачастую означает штрафы. Какими они будут, пока неизвестно, так же, как и непонятен пока сам механизм эвакуаций.

Фото: Jan Woitas/globallookpress.com

Между тем, как считают эксперты, от новшества пострадают больше жильцы крупных городских новостроек, нежели центра. Там с 1 января на ряде территорий изменится схема выдачи разрешений на платную парковку на городских магистралях.

Замкнутый круг

Как пояснили 78.ru в пресс-службе Комитета по градостроительству и архитектуре, речь идёт о готовящихся изменениях в городские правила благоустройства. В рамках корректировок вводится новый термин «эксплуатационная маркировка», определяются требования к её размещению и содержанию. Также прописываются случаи, когда её проектирование не является обязательным.

На землях общего пользования размещать маркировку будут чиновники, отвечающие за уборку. На частных участках этим займутся УК, ТСЖ, ЖСК и сами собственники. Что подразумевается под этим термином, всё же не совсем понятно.

Также проектом вводится ещё один вид наружной информации: уборочный стенд или щит. На них будут публиковать график уборки, детальное описания территорий, где она проводится в конкретный день недели и время и какие действуют ограничения на этот период. Под последними и следует понимать, прежде всего, запреты на парковку. Также такие данные разместят в Интернете.

«Ноу-хау» позволит горожанам узнать «вводные» и заранее переставлять машины, чтобы они не мешали уборке. Нарушителей обещают привлекать к «административной ответственности», правда, в чём она будет состоять, пока чиновники не раскрывают.

Фото: Hauke-Christian Dittrich globallookpress.com
Фото: Hauke-Christian Dittrich/globallookpress.com

Здесь стоит отметить, что брошенные и не переставленные вовремя автомобили и стали отчасти причиной скандалов в городе с уборкой снега и вывозом мусора в обильный снежный зимний период 2021 — 2022 года. Средняя и крупная техника просто не могла долгое время заехать в забитые дворы. Получался порочный замкнутый круг: некоторые горожане активно высказывали недовольство, но и сами же предпринимали действия, чтобы оно возникло.

Пока только проект?

В КГА заверяют: речь идёт только о проекте, инициативу ещё обязательно обсудят с горожанами, впереди и общественные слушания.

Как добавляет начальник отдела комплексной уборки дорог Комитета по благоустройству: Елена Мизгулина, дни и время работ будут выбирать крайне тщательно с учётом располагающихся по соседству школ, детсадов, больниц.

— Там важно, чтобы в будние дни, в рабочие часы таких заведений парковку бы никто не запрещал. При этом должна быть возможность припарковаться на соседней улице в рамках квартала, — подчёркивает она.

Предполагается, что сроки уборки в зимний период не должны превышать четыре часа в сутки с 10:00 до 18:00, два рабочих дня в неделю с понедельника по пятницу.

Договоримся или…?

В Жилищном комитете возлагают надежды не на карательные меры, а на то, что люди смогут договориться между собой и место в итоге найдётся для всех.

Фото: Komsomolskaya Pravda globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
— У нас есть задача добиться того, чтоб мы сами убирали машины, когда видим такие ограничения. И если повесили объявления, то приехали бы тракторы и люди и убрали бы этот снег. И здесь такой общественный договор будет самым эффективным инструментом, — полагает глава ведомства Олег Зотов.

Между тем, в Петербурге с 1 ноября впервые был изменен механизм выдачи разрешений на платную парковку на городских магистралях. Такие документы в Адмиралтейском районе стали действовать только в пределах муниципального округа. 78.ru об этом подробно рассказывал. С 1 января это «ноу-хау» применят и для жителей Центрального района. Это новшество уже привело к тому, что стремящиеся сэкономить на парковки соседи даже между собой начали битвы за места во дворах. Если же и их будут частично перекрывать, то такие конфликты и скандалы могут усугубиться.

Директор УК (обслуживает дома в Василеостровском районе) Денис Хрусталёв заверяет, что люди, проживающие, особенно, в старых небольших МКД, где от 20 до 100 квартир, всё-таки способны договориться. Многие жильцы хорошо знают друг друга, владеют контактами соседей.

— Но если мы имеем огромный дом на тысячи квартир, где 100 квартир — это даже не подъезд, где у каждого члена семьи по автомобилю, и все разобщены, то там, наверное, возникнет больше проблем, чем у нас в центре, — рассуждает он.

Вопрос синхронизации

Денис Хрусталёв обращает внимание на другой важный аспект для центра города: уборку снега из дворов необходимо как-то синхронизировать с вывозом наледи, сбитой с «опасных», двускатных крыш, иначе толку не будет.

Фото: Carsten Leuzinger globallookpress.com
Фото: Carsten Leuzinger/globallookpress.com
— Получается, что убирать снег будут крупные государственные организации, а сбивать сосульки с кровель обязаны ТСЖ, ЖСК, УК. При этом есть норматив, согласно которому наледь должна быть убрана через какое-то время после снегопада. Ту же сброску с крыши запрещено, например, делать в тёмное время суток. Нельзя же подстраивать природные явления под какой-то график. Вот и встаёт вопрос согласованности таких действий. Наледь-то собьют, а успеют ли службы всё вывезти в тот же день? — задаётся вопросом Денис Хрусталёв.

Он напоминает также об известной проблеме «подснежников» и существовании определённого типа асоциальных личностей, которые даже если объявление и прочтут, то машину всё равно не уберут из принципиальных соображений.

— Иногда мы закрывали глаза на закон, и мои дворники автомобиль откатывали, потом закатывали на место. Но на это должна быть какая-то нормальная реакция, что мы не можем машину эвакуировать законно, — пояснил Денис Хрусталёв.

Будут косяки?

Эксперт в сфере ЖКХ Алла Винник комментирует инициативу кратко:

— Я не понимаю, как это может работать. Нам удавалось выгнать все машины только с помощью охраны, и мы работали сутки над этим. Всех выпускали и никого не впускали. При этом всегда оставались какие-то автомобили, чьи хозяева уехали и убрать транспорт было невозможно. А щиты и объявления вообще никто не читает, — резюмировала она.

Адвокат, консультант Комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО Анна Горбенко вспоминает известную юридическую формулировку: «незнание закона не освобождает от ответственности».

Фото: пресс-служба Жилищного комитета Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Жилищного комитета Санкт-Петербурга
— Если человек не увидел объявление, и был выписан штраф, то это будет вина собственника автомобиля. Другой вопрос, что я не понимаю, как можно легализовать механизм эвакуаций с тех же частных территорий. И, конечно, нас впереди ждут косяки, как это было и есть с платной парковкой. Я сама как-то долго крутилась на одной из улиц, пытаясь припарковаться по всем правилам и с учётом запрещающих знаков. Затем увидела, что все оставляют машины, решила поступить также, а в итоге получила штраф, — поделилась она.

Переключили режим

Ранее выписыванием штрафов и эвакуацией машин, неправильно припаркованных во дворах (на газонах, около мусорных контейнеров, перед входом в дома), занимались подведомственные ГАТИ структуры. Как напомнили в пресс-службе организации, наказание рублём составляло от 3000 до 5000 рублей с физических лиц, от 5 до 40 тыс. — для должностных и 150 до 500 тыс. — для юридических.

Однако в марте этого года было принято постановление правительства РФ №336 по снижению административной нагрузки. В этом документе структуру ГАТИ (теперь она называется Управление по мониторингу в автоматическом режиме) освободили от возможности ручных проверок и эвакуации машин. Теперь контрольные мероприятия проводятся исключительно с помощью специальных аппаратно-программных комплексов.

Соответственно, нет больше и практики изъятия «железных коней».

Фото: Tobias Hase globallookpress.com
Фото: Tobias Hase/globallookpress.com

Не исключено, что с новыми правилами парковки в зимний период полномочия вернутся к ГАТИ, но в её пресс-службе это не комментируют, ссылаясь на то, что механизм ещё не утверждён.

Другое по теме