С 1 ноября этого года платная парковка в Петербурге пришла на 153 улицы в Адмиралтейском районе. И впервые с момента её создания в далёком теперь 2015-м местным жителям начали выдавать разрешения в пределах исключительно муниципальных округов. С 1 января 2023 года такой принцип будет распространяться на все территории, где в будущем планируется создать новые платные места. С этой даты «ноу-хау» ждёт и жителей Центрального района, где пока разрешения действуют на территории конкретной зоны, куда может попадать несколько округов.
Тем временем, активисты Адмиралтейского района всерьёз бьют тревогу: из-за новых подходов подорожала доставка мебели и крупногабаритной техники; соседи, стремящиеся сэкономить, вынуждены биться друг с другом и чужаками во дворах за места; начали ощущать отток посетителей и демократичные заведения общепита, где многие раньше любили посидеть по вечерам после работы. Впрочем, отмечают горожане и то, что найти место для автомобиля в центре стало легче, исчезли с улиц и хаотичные парковки в два — три ряда, провоцирующие аварии.
О том, что с 1 января следующего года разрешения местным жителям будут выдаваться в границах муниципальных округов, впервые в беседе с корреспондентом 78.ru упомянул директор Городского центра управления парковками Петербурга Михаил Курдяев.
Как пояснили в пресс-службе Комитета по транспорту Смольного, такой подход действительно изначально был заложен в городской нормативно-правовой документации.
— Ввод в эксплуатацию зоны платной парковки в Центральном районе происходил в рамках пилотного проекта, расширение осуществлялось поэтапно — в 2021 и 2022 году. Для удобства жителей города было принято решение на время реализации пилотного проекта распространить действие парковочных разрешений на всю зону, — подчеркнули там.
При этом по результатам мониторинга чиновники выявили, что люди в основном перемещаются на машинах от своего дома до парковочных мест в пределах пешей доступности либо в рамках непродолжительной поездки на общественном транспорте.
— При поездке на большее расстояние за пределы границ муниципального образования конечной точкой с наибольшей концентрацией запаркованных автомобилей являются станции метрополитена, бизнес-центры, учебные учреждения. Таким образом, одна из ключевых задач создания зоны платной парковки (увеличение пропускной способности улично-дорожной сети), не достигается и её эффективность снижается, — констатировали в пресс-службе ведомства.
Этот опыт чиновники и учли при создании новых парковочных мест в Адмиралтейском районе.
— С 1 января следующего года аналогичный порядок будет применён и в Центральном районе. Парковочные разрешения, выданные ранее, переоформлять не придётся, их действие будет автоматически ограничено территорией муниципального образования, — отметили в пресс-службе комитета.
Напомним, в настоящее время стоимость разрешения в Петербурге составляет 1800 рублей для одного автомобиля за год. Предполагается, что в дальнейшем она будет одинаковой для всех новых территорий. В 2023 году платная парковка должна заглянуть в Петроградский и Василеостровский районы.
Как обращают внимание в пресс-службе Комитета по транспорту, в Петербурге время бесплатной парковки составляет 15 минут.
— Этого достаточно, чтобы, к примеру, высадить/забрать ребёнка из учебного заведения или объекта здравоохранения, сходить в магазин и т. д., — уверены чиновники.
Некоторые желающие сэкономить на разрешениях жители Адмиралтейского района с такими заявлениями не согласны. Активисты обсуждают свои проблема на странице ведомства в социальной сети «ВКонтакте».
— Я — житель Адмиралтейского района, МО Измайловское. С 1 ноября 2022 жизнь жителей района стала невыносима. Мы не может больше передвигаться по своему району. Все социальные объекты, а так же парки, театры, метро, даже ЖЭУ находятся за границами МО. На остановках останавливаются НЕВИДИМЫЕ автобусы. Машина обходилась в копейки плюс наш комфорт. Автобус обходится дорого!!! В автобусе дышать нечем, в мире бушует куча заболеваний, — эмоционально высказывается пользовательница под ником Елена Николаевна.
Она обращает внимание, что также из-за изменений схем движения и превращения многих улиц в односторонние с введением платной парковки в округи начали образовывать пробки там, где их раньше никогда не было. На это жалуются достаточно часто.
— Поликлиники, образовательные учреждения и все социально значимые объекты находятся в этом же районе, но в других округах. То есть, чтобы приехать в школу к ребёнку или отвезти его в поликлинику, где мы точно не находимся 15 минут, мы должны платить деньги, — отмечает Александра Васильева.
Ирина Сурикова обращает внимание на то, что раньше на Большой Конюшенной улице машины бросали на «аварийке» вторым рядом, теперь этого нет.
— Но мне тоже не нравится вся эта история с платным центром. Особенно, когда метро закрыли рядом с домом. Доставка из мебельного теперь ещё плюсует стоимость парковки к стоимости доставки, — делится она.
С аналогичными проблемами сталкиваются и те, кто заказывают крупногабаритную бытовую технику, которую надо после доставки ещё осмотреть и проверить на работоспособность, наличие всех документов и т. д.
Отдельный виток дискуссий посвящён тому, что между соседями участились конфликты за бесплатные места во дворах, куда норовят теперь все чаще пробраться и чужаки.
— Я молчу, что теперь парковок стало вдвое меньше, а значит все те, кто ранее стоял на улицах — стоят в два-три ряда в наших дворах. И по утрам, с. а, они гудят друг другу, чтобы разъехаться! — возмущается Александра Васильева.
Ирина Сурикова рассуждает, «что это ещё везёт, когда можно в соседний двор».
— У нас, если поставишь, тут же прибегает кто-нибудь и истерику устраивает, что место чужое занял, — рассказывает она.
Любовь Шалимова приводит пример Лермонтовского, 50, где «даже под арки загоняют авто».
В Комитете по транспорту на такие жалобы предлагают собственникам организоваться и установить на въезде во двор шлагбаум или ограждение.
— Так во дворе стоит помойное пухто, закрывать двор не дают, — парирует Любовь Шалимова.
Некоторые пользователи уже замечают, что в небольших кофейнях и столовых по вечерам стало меньше посетителей. Трудящиеся на крупных предприятиях люди теперь сразу едут домой, а не засиживаются в общепите. Зато в выигрыше те крупные заведения и ТЦ, где есть своя парковка.
— Удивительно, но и в выходные теперь нужно платить за парковку! Хотя, в Москве, например, парковка по выходным бесплатная. Мы что, богаче, чем москвичи? И интересно, что будет с кафе, магазинами и т.п.? Ведь это может сказаться и на их доходах. Раньше после работы могли остаться выпить кофе, пообедать в центре. Теперь все стремятся побыстрее уехать, чтобы не платить лишних денег, — рассуждает Наталия Савельева.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар рассуждает, что дальнейшее расширение зоны платной парковки может привести к появлению новой услуги в общепите: заведения за свой счет будут её оплачивать, но затем хотя бы частично включать в стоимость блюда.
— Давайте рассуждать честно. Если у человека есть деньги на ресторан или бар, то найдутся и средства на платные места. Тем более, что особенно в барах без употребления алкоголя у большинства не обходится. А садиться в таком состоянии за руль — это уже проступок, поведение, угрожающее собственной, а главное, чужой безопасности, — напоминает он.
Между тем, в сети уже ходят петиции, в которых некоторые активисты Адмиралтейского района требуют от чиновников признать эксперимент неудачным и заморозить его в округах до того, как не будет выработана устраивающая всех система. Но далеко не всего горожане поддерживают такие громкие заявления.
— Платные парковки — тенденция для густонаселенных районов и городов, — констатирует Максим Шалькин.
Примечательно, что горожане также активно обсуждают создание системы квот или субсидий для работников крупных градообразующих предприятий.
Как рассказали в пресс-службе Комитета по транспорту, такие меры пока не предусмотрены, но в 2023 году начнётся работа над неким аналогом московского личного кабинета для оплаты парковки юридическими лицами.
Этот механизм в столице позволяет бизнесу вносить деньги за сотрудников, но при этом устанавливать определённые условия: в каком конкретно месте может стоять машина, сколько по времени, в какие дни, часы и т. д. Дело в том, что в Москве в отличие от Петербурга нет единого тарифа по территориям, он, зачастую, динамический и определяется с учётом загрузки конкретных улиц.
Например, на престижном Арбате за парковку попросят заплатить деньги и выходные. Так, с 08:00 до 21:00 с понедельника по воскресенье это удовольствие обойдется в 450 рублей в час, с 21:00 до 08:00 — в 200 рублей. Накажут рублём за неоплату на сумму в 5000 рублей, а не 3000, как сейчас в Петербурге. При этом необходимость внесения оплаты предусматривается с пятой минуты, после того, как машина была оставлена. Арбат считается одной из наиболее востребованных зон, потому там абонементы в принципе не действуют. Есть и такие территории в Москве.
Для абонементов по юридическим и физическим лицам предусмотрены три зоны. За парковку по таким документам на внешней стороне Садового кольца до границ Москвы возьмут 15 тыс. рублей в месяц и 150 тыс. рублей в год. Абонементы от внешней стороны Бульварного кольца до границ Москвы обойдутся в 30 тыс. рублей в месяц и 300 тыс. рублей в год. Удовольствие припарковаться на всех улицах Москвы (за исключением наиболее востребованных) будет стоить 37 тыс. рублей в месяц и 370 тыс. рублей в год.
Для местных жителей, для которых также действует окружная схема, парковка является бесплатной с 20:00 до 08:00. Но если они хотят оставить машину на улице, например, днём, то также надо оформлять абонемент. Это стоит 3000 рублей в год.
О том, что в Петербурге также может со временем появиться динамический тариф, петербургские чиновники уже упоминали. Но пока дело до этого не дошло.