Поверяй, но проверяй: начал действовать новый ГОСТ поверки счётчиков

В России начал действовать новый ГОСТ поверки счётчиков воды. Теперь такие работы могут проводить только специалисты из аккредитованных организации. Самое важное — изменилась и сама процедура поверки, что по идее должно помочь жильцам избежать мошенничества, передаёт корреспондент 78.ru.
— Каждые полгода у нас появляются такие извещения, поэтому вешаем для наших жильцов объявления, чтобы они обращали внимание и не велись на эту мошенническую схему, — объясняет председатель ТСЖ «Наш дом» Анна Бугаева.
Председатель ТСЖ дома на Замшиной улице ведёт войну с коммунальными аферистами. В каждом почтовом ящике она находит по несколько писем о фиктивной поверке с названием компании, датами и даже ссылками на законы, вероятно, для устрашения. Но все эти листки отправляются в урну.
— Одна жительница попалась на эту удочку. У нас прописано всё в квитанциях — у кого когда кончается и начинается поверка, а здесь же предлагают провести поверку всем и указывают даже даты, в какие дни они конкретно проводят, — сетует Бугаева.
Звоним в организацию, которая рассылает объявления о поверке.
— Один счётчик 1300? — Один счётчик 1300. — Дорого что-то… — Дорого, потому что цена такая, и только аккредитованная организация занимается поверками и стандарты меняются, — говорят по телефону.
Поверка счётчиков воды у аккредитованных организаций стоит в среднем 650 рублей. Аферисты берут в два, а то и в три раза больше, причём никаких квитанций не выдают. Нередко даже портят прибор учёта, чтобы заменить его за деньги. Провести полноценную и достоверную поверку могут только специалисты.
— Такие работы должны выполнять обязательно штатные метрологи — с образованием, с соблюдением необходимых требований. С наличием необходимого оборудования, а это мобильный проливочный стенд и, соответственно, необходимое дополнительное оборудование, — отмечает генеральный директор компании по поверке и установке счётчиков воды Алексей Ерёмин.
Мобильный проливочный стенд — небольшой чемоданчик, который при помощи шланга соединяется с водопроводным краном. Прибор фиксирует объём протекающей воды, а специалист сопоставляет результат с показаниями счётчика — и делает вывод.
— Ваш счётчик непригоден к эксплуатации по причине превышения допустимой погрешности. Она составляет 22,82%. Данный счётчик подлежит только замене, — сообщает метролог результат хозяину жилья.
По словам специалистов, каждый десятый счётчик на поверку оказывается неточным — выходит за рамки допустимой погрешности, которая составляет более 5%. Причём ошибается прибор, как правило, не в пользу потребителя воды. Так что, контролировать прибор учёта — в интересах жителей, в противном случае придётся переплачивать. Ну, а чтобы быть уверенным не только в счётчике, но и в контролирующей организации, имеет смысл проверить данные в реестре аккредитованных компаний.

Наличие соответствующей лицензии отображено на сайте Россаккредитации — достаточно внести название организации. Если компания действительно выполняет услуги по поверке счётчиков в соответствии с принятыми стандартами, то в верхнем углу экрана будет пометка «действует». Если же аккредитация недействительна, стоит метка «приостановлено». Сейчас в реестре аккредитованных компаний значится 271организация.
Результаты настоящей поверки всегда фиксируются документально. Владельцу счётчика выдаётся протокол, где прописаны сроки следующей поверки — через четыре года для прибора учёта горячей воды, через шесть лет — для холодной.
— И все эти данные после выполнения процедуры должны в срок максимум 40 дней заноситься в единый информационный реестр «Аршин». Это обязательное требование, которое должно быть исполнено в любом случае, — добавляет Алексей Ерёмин.
Штрафы, о которых так любят писать аферисты в своих объявлениях, с тех, кто просрочил поверку, не взимаются.
— В том случае, если прибор учёта не поверен, хотя сроки прошли, то управляющая организация обязана начать начислять такому гражданину оплату по среднему значению, исходя из предыдущих месяцев эксплуатации прибора учёта, — поясняет юрист Николай Тямшанский. — Если после шести месяцев он всё ещё ничего не сделал — не поверил прибор учёта, то дальше уже идёт начисление по нормативу, который, как мы знаем, существенно завышен. И вы столько, поверьте, не потребляете.
По сути поверка приборов учёта — личное дело каждого. Просто игнорировать это правило себе дороже. А вот навязывание услуги — верный признак мошенничества. Сроки поверки всегда указываются в паспорте счётчика, а также прописаны в платёжках. Всё остальное — выдумки аферистов, которые можно смело отправлять в урну.
Видео: 78.ru