Эксперты рассказали, какое будущее ждёт авторынок Петербурга и Ленобласти в 2022 году
В Петербурге и Ленобласти во второй пандемийный 2021 год продолжает сжиматься рынок новых автомобилей. Спрос на нём падает, так как машины уже давно продают только по предзаказу и не все готовы ждать месяцами, а цены только растут со стремительным вымыванием самых бюджетных вариантов до 1 млн рублей. Теперь уже «средний чек» смешается к сумме 1— 1,5 млн рублей. Относительно уверенно себя чувствует только премиум-сегмент, который тоже только дорожает. Не лучшим образом складывается пока и обстановка на рынке автомобилей с пробегом, с одной стороны «перегревшимся» в этом году, а с другой — резко теряющим в Северной столице и 47-м регионе частных продавцов. В этих условиях укрепляют свои позиции автодилеры, как раз и являющиеся драйверами подорожания «железных коней». Эксперты и участники рынка обсудили, какие появились в пандемию тренды на первичном и вторичном рынке автомобилей в СЗФО, будут ли они набирать силу в 2022-м году и есть ли шанс, что рост цен хотя бы когда-то замедлится.
Даже обогнали Москву?
Как отметил директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов, всего за 10 месяцев этого года в СЗФО было зарегистрировано 152 тыс. новых автомобилей. Из них в Петербурге — 83 107 (55%), в Ленобласти — 16 663 (11%).
При этом на рынке новых автомобилей за 10 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го цены в среднем по России выросли на 17%, для Северной столицы и 47-го региона этот показатель составил 14,3% для массового сегмента.
В премиум-классе цены увеличились в среднем по стране на 14,3%, а в городе на Неве — на 12,5%. Примечательно, что покупателей дорогих машин в городе больше, чем в других регионах, даже, чем в Москве. Так, на автомобили премиум-класса в Петербурге приходится 15,3% рынка, на массовый сегмент — 84,7%.
— В целом же по стране этот показатель составляет 10,5% и 89,5% соответственно. Это говорит о том, что финансовые возможности в регионе выше, чем у других, — констатировал Сергей Удалов.
По его словам, есть у петербуржцев и жителей 47-го региона свои предпочтения в выборе брэндов. Так, в топ-10 (по мере убывания популярности) в целом по России входят: Lada, KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Skoda, Volkswagen, BMW, Nissan, Mercedes- Benz. Жители города на Неве и Ленобласти, в свою очередь, отдают предпочтения: KIA, Lada, Hyundai, Renault, Skoda, Volkswagen, Toyota, BMW, Mercedes-Benz, Mitsubishi.
— То есть, Петербург выбирает другие автомобили. При этом в городе нет доминирования лидеров-производителей, как это чётко прослеживается по всей стране, где на первую тройку в топе приходятся основные продажи. Доля между марками в Северной столице распределена равномерно, — констатировал аналитик.
Или всё-таки вторые?
Аналитик «Авито Авто» Алексей Ткачук отметил, что Петербург занимает вторую позицию после Москвы по количеству размещённых объявлений о продаже новых автомобилей на портале. При этом машины с конвейера дороже в Северной столице на 25%, чем в других регионах за исключением Москвы.
Так, по данным эксперта, в городе, по сравнению с октябрем прошлого года, средняя стоимость выросла на 5% и сейчас составляет 2,29 млн рублей. Но это «общая «температура по больнице».
— Так, например, стоимость KIA Rio выросла на 54% за последние два года. И если в октябре 2020-го модель можно было приобрести за 809 тыс. рублей, то сейчас это 1,2 млн рублей. Volkswagen Tiguan подорожал на 55% — с 1,6 млн рублей до 2,6 млн рублей, но предложения по этой марке снизились на 70%. Хотя в целом премиум-сегмент чувствует себя совсем не плохо, — привёл примеры аналитик.
Как особо подчеркнул Алексей Ткачук, в этом году доля предложений новых автомобилей до 1 млн рублей в Петербурге упала до 10%, а ещё в 2020-м на такие варианты приходилось до трети рынка.
— Новым бюджетным вариантом теперь стал сегмент 1—1,5 млн рублей. То есть, рынок становится более дорогим, и мы видим перераспределения в основном в сегменте от 1 до 3 млн рублей, — констатировал эксперт.
По его словам, из-за роста цен спрос снизился на 26%. Это также произошло из-за того, что уже давно новые машины приходится брать по предзаказу и ждать месяцами. О причинах этой ситуации 78.ru подробно рассказывал. В итоге бывшие покупатели «первички» перекочевали на вторичный рынок, чем и перегрели его в этом году.
Намотали пробег и просели классом?
По словам Сергея Удалова, из-за дефицита новых машин поднялись на 24% в среднем по России цены и на б/у.
— Самые свежие автомобили до трёх лет увеличились в цене на 34%, автомобили от трёх до шести лет — на 35%, автомобили старше восьми лет — на 16%, — привёл свои данные аналитик.
Алексей Ткачук указывает на то, что Петербург по количеству объявлений о продаже на «вторичке» скатывается уже на четвёртое место по стране.
— При этом в городском топе рынок неизменно сужается год к году. Москва потеряла 2% рынка за год. Петербург снизился на 7%, Ленобласть просела на 10%, — констатирует он.
Как вспоминает Алексей Ткачук, в 2019 году больше всего предложений было Ford Focus III (2011—2015 годы) с пробегом свыше 100 тыс. км. Машина стоила в среднем 488 тыс. рублей. В октябре стоимость доросла до 496 тыс. Пробег вырос на 27 тыс. км, а число предложений снизилось на треть. В октябре 2021-го цена подскочила до 505 тыс. Пробег увеличился до 163 тыс. км, а число объявлений снизилось вдвое.
— То есть, если подытожить, мы остались условно в том же бюджете, в том же классе автомобиля, но машина постарела, у неё увеличился пробег, а ценник не только не снизился, но и вырос, — пояснил Алексей Ткачук.
По его словам, такая же непростая ситуация складывается и в среднем, а также премиум-классе.
— Если пойти дальше и представить себе ситуацию, что у нас есть 1,5 млн рублей, и мы хотим себе купить небольшой внедорожник, то в 2019 году это был бы Toyota Rav 4 IV (2015—2019 годы) за 1,52 млн рублей с пробегом 50 тыс. км. В октябре 2020 года Toyota Rav за эти деньги мы уже купить не можем и смотрим на Mitsubishi Outlander (2015 — 2019) за 1,49 млн рублей с пробегом в 60 тыс. км. Снова наступает октябрь 2021 года, и мы уже глядим только Hyundai Greta I (2016 — 2020) c побегом 48 тыс. км за 1,46 млн рублей. То есть, мы имеем тот же бюджет, но уже спускаемся до Hyundai Greta и просели в классе автомобиля, — эмоционально высказался Алексей Ткачук.
Как уверен аналитик, в премиум-сегменте за всё это время покупатель остался бы в том же классе, но с «более поезжанными машинами». Всего же год предложение снизилось, как минимум на 8%, несмотря на все колоссальные попытки автодилеров налечь на закупку поддержанных автомобилей.
Поедем по регионам?
Экспертов крайне беспокоит то, что с рынка поддержанных автомобилей Петербурга и Ленобласти в этом году начали активно «вымываться» частные продавцы, а машины у них становится выкупать все сложнее.
— Год назад частников в Северной столице было 53%, сейчас 49%. То есть, речь опять идёт о снижении базы и её сужении. С другой стороны, это сигнал о том, что рынок становится более профессиональным, раз всё переходит в руки профессиональных продавцов и автодилеров. Но если мы говорим, что частников в Петербурге становится меньше, то возникает вопрос, где покупать автомобили? По числу таких частных лиц сейчас лидирует Краснодарский край, Ростовская и Московские области. Там на частников приходится 67% предложений от всего рынка. Там дилеры и будут покупать машины с перегоном, либо же этим могут заняться сами водители, обратив внимание на другие регионы, — рассуждает Алексей Ткачук.
По данным Сергея Удалова, в Петербурге дилеры чувствуют себя совсем неплохо.
— В РФ насчитывается 3134 дилерских сетей. За год было открыто 184, закрыто 251. Итого мы потеряли 67. В Петербурге работают 216 сетей, было запущено 11, ликвидировано 15. То есть Северная столица потеряла четыри сети, что не так много для большого города, — отмечает он.
Примечательно, что ведущий интернет-маркеолог ГК «Рольф» Александр Федак анонсировал запуск компанией в декабре этого года в Петербурге ещё одного нового шоурума с зарубежным брендом.
При этом, как признает Алексей Ткачук, именно автодилеры являются драйверами роста стоимости автомобилей и уходят всё больше в премиум-сегмент.
Руководитель направления автомобили с пробегом «Аксель Групп» Никита Марголин рассказывает, что в 2019-м за 10 месяцев с января по октябрь компанией было выкуплено с улиц 1830 машин, за 10 месяцев этого года — 2972.
— То есть, выкуп с улицы мы увеличили на 61%. Уже занялись выкупом из других регионов, чего раньше никогда не было. В 2020 году все осознали свою зависимость от продажи новых автомобилей, бросились срочно выкупать и создавать соответствующие отделы. Теперь их активно наращивают. Рост конкуренции увеличился кратно, — констатировал он.
Главное — не падать ещё ниже?
Прогнозы на будущее участники рынка дают крайне осторожно, потому что все уже надеялись, что ситуация изменится к лучшему уже к концу 2020 года, но этого так и не произошло.
Сергей Удалов настроен пессимистично. По его словам, в 2022 году рост цен как на «первичке», так и «на вторичке» только продолжится.
— Сегодня праздник на улице тех, кто купил автомобиль в начале этого года. Машину уже можно продавать с хорошей наценкой. Летом 2022 года праздник придёт к тем, кто приобретёт автомобиль до конца 2021-го, — мрачно прогнозирует он.
Алексей Ткачук уверен, что рост цен на «первичке» из-за снижения спроса замедлится.
— Но это произойдёт только тогда, когда машины появятся в дилерских центрах, и мы перестанем жить историей под заказ. Этого точно не стоит ждать в течение ближайшего года, — констатирует он.
По словам аналитика, главной задачей для авторынка Петербурга и Ленобласти на следующий год остаётся удержать хотя бы те показатели по спросы и предложению и количеству частников, которые есть сейчас.