Прямой эфир

Дорожают в пробеге: почему петербуржцы массово скупают подержанные дорогие машины?

Светлана Коваленко
9 ноября 2021, 13:06
В Петербурге продолжает расти спрос на автомобили с пробегом, особенно премиального класса. Горожане готовы буквально сметать полюбившиеся Mercedes-Benz и BMW. При этом цены на вторичном рынке автомобилей растут быстрее, чем на «первичке».
Фото: pexels.com

С начала года автомобили с пробегом подорожали как в Петербурге, так и в целом по России почти на треть. Цены на новые машины также подросли на четверть, но за ними выстаиваются очереди в дилерских центрах. 78.ru опросил экспертов и участников рынка Петербурга, почему так происходит, что будет с ценами дальше и когда наконец ситуация начнёт меняться к лучшему.

Всё набирающий обороты тренд

Как рассказали в «Авито Авто», в третьем квартале 2021 года в Петербурге и Ленобласти продажи автомобилей с пробегом премиальных брендов в возрасте до трёх лет выросли на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 7,8% по сравнению со вторым кварталом этого года. Цена машин в среднем сейчас составляет 3,55 млн рублей, что почти на 30% выше, чем в аналогичный период 2020-го. В компании, в частности, изучали данные о продажах таких марок, как Genesis, Infiniti, Jaguar, Volvo, Porsche, Land Rover, Mercedes-Benz, Audi, BMW, Cadillac, MINI, Lexus.

Как констатировали эксперты «Авито Авто», в целом продажи поддержанных машин увеличились на 7% по сравнению с предыдущим кварталом, однако в премиум-сегменте этот показатель подскочил на 16%.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

По словам аналитиков компании, тренд на покупку премиум-автомобилей в качестве инвестиции наметился ещё в 2020 году на фоне сразу нескольких факторов: пандемии, колебаний курсов валют и инфляции. При этом спрос на автомобили премиум-сегмента по итогам прошлого года увеличился на 6% по сравнению с 2019 годом. Это произошло несмотря на то, что средняя цена элитных машин в России была в среднем в 10 раз выше, чем стоимость других авто с пробегом.

Самой любимой маркой премиум-класса у петербуржцев и жителей 47-го региона оказался Mercedes-Benz E-класс, подорожавший за год на 29,1%. Вторым по предпочтениям стал BMW 5 серия. Бронзу горожане и жители Ленобласти отдали BMW 3 серия, четвёртое место они «присудили» BMW X3.

— Замыкает топ-5 Mercedes-Benz C-класс, который обходится покупателям в среднем в 2,53 млн рублей, — отметили эксперты.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов с выводами аналитиков согласен. По его словам, Mercedes-Benz и BMW наиболее часто хотят приобрести клиенты, а спрос на премиум-сегмент всё только набирает обороты.

В тотальном дефиците

Как поясняют эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», из-за нехватки новых автомобилей у дилеров покупатели теперь всё больше внимания обращают на вторичный рынок.

— А учитывая тот факт, что он примерно в четыре раза крупнее первичного, и то, что цены здесь заметно ниже, есть широкий выбор для покупки, в том числе и среди премиальных машин. То есть, человек собирался купить новый автомобиль массового сегмента, но его нет в наличии, а ждать поставки долго, то он находит сопоставимое по деньгам предложение на «вторичке», но уже машины премиум-сегмента. К тому же в периоды нестабильности премиальный сегмент чувствует себя лучше массового, в том числе и на вторичном рынке, — поясняют в «АВТОСТАТ» и добавляют, что, например, дефицит новых машин образовался, в том числе, из-за глобального дефицита микрочипов.

По оценкам экспертов агентства, на «первичке», впрочем, отмечается более медленный рост цен: +25% с начала этого года.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Эдуард Маркман, курирующий направление Renault в ГК «Автопродикс», подчёркивает, что нехватка автомобилей на первичном рынке — это мировой тренд, а далеко не исключительно российский или петербургский. В целом же на Северную столицу приходится 10% от российского рынка.

— Здесь речь идёт не только о микрочипах, но и о тех же комплектующих, вплоть до элементарной нехватки контейнеров для их перевозки. В портах они могут стоять по три-четыре месяца из-за проблем с логистикой. Серьёзно вырос в цене и алюминий. Так, если раньше в год в мире производилось свыше 90 млн автомобилей, то в этом году это только 72—75 млн машин. При этом заводы везде работают в авральном режиме. Как только комплектующие появляются, все тут же принимаются за сборку. Потом конвейер снова останавливается, и эта ситуация абсолютно непредсказуемая и никак непрогнозируемая, — пояснил Эдуард Маркман.

С оценкой такого положения вещей полностью согласен Игорь Седов.

— Мы уже боимся что-то обещать своим клиентам. Новые машины действительно есть в городе только по предварительному заказу. Формально это два-три месяца, но когда всё придёт, никто ничего гарантировать вообще не может. Потому люди и обращаются на вторичный рынок, где уже и готовы покупать премиальные автомобили, — констатировал он.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Как добавляет заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов, опытным автолюбителям хорошо известен и тот факт, что как только новый автомобиль выезжает из салона, то тут же дешевеет на 15—20% и переходит в раздел «вторички». При этом, как добавляют в «АВТОСАТе», в существующих теперь реалиях совершенно непонятно, по какой цене придётся брать машину с конвейера.

Худшее впереди?

Все опрошенные эксперты и участники рынка единодушно говорят о дальнейшем росте цен как на «вторичке», так и на «первичке», и склоняются к мнению, что ситуация не улучшится, как минимум, до середины 2022 года.

Как поясняют в «АВТОСТАТе», с учётом имеющейся динамики, можно предположить, что в целом по 2021 году легковые автомобили (новые и подержанные) в среднем подорожают на 30—35%.

— Цены, естественно, будут только расти в этой ситуации. По моим прогнозам, они увеличатся на треть по итогам этого года. Потому, что момент, когда отыграны все новые затраты, далеко не наступил. И вся эта ситуация полной неопределённости будет длиться до середины следующего года, — подчёркивает Эдуард Маркман.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Игорь Седов настроен менее оптимистично. По его оценкам, положение дел может не улучшиться и до конца 2022 года.

— Я согласен с тем, что ситуация продлится, как минимум, точно до середины следующего года, а, возможно, что и до конца 2022-го. В начале первого локдауна мы надеялись, что всё исправится к лету 2020-года, затем — к 2021-му году, потом — к лету 2021-го. А теперь мы имеем то, что имеем, — констатировал он.