Как жара и пандемия раскалили летние распродажи в ТЦ Петербурга?

18 авг, 16:08
Светлана Коваленко
Из-за аномальной жары петербуржцы скупали в июле в ТЦ лёгкую летнюю одежду, шорты, майки и купальники. При этом посещаемость комплексов по-прежнему не может выйти на уровень аналогичного периода 2019 года, но ситуация лучше, чем в «закрытом» 2020-м.
Фото: Asad/Xinhua/globallookpress.com

Как подсчитали эксперты Watcom, посещаемость торговых центров Петербурга в период летних распродаж упала на 15% по сравнению с аналогичным периодом доковидного 2019 года. Свою роль сыграли запрет на работу в городе фуд-кортов, сезон отпусков, отсутствие иностранных туристов и аномальная жара. Но сюрпризы погоды обернулись отчасти и на руку fashion-ритейлерам: у них сметают с полок одежду в пляжном стиле или beach wear. В ней горожане уже даже готовы ходить в офис, если не работают на удалёнке. Многие присматриваются и к новым осенним коллекциям. Зато в магазинах of-line снизился спрос на косметику, парфюмерию и средства ухода за собой.

Постепенное восстановление

Свои данные аналитики Watcom приводят на странице компании в сети Facebook. Речь идёт об июне месяце, по июлю ещё цифр нет, но именно на него приходится разгар летних распродаж. Так, в московских ТЦ по сравнению с летом 2019 года падение составило 13,4%, в петербургских — 14,4%. Хуже ситуация обстоит в обоих городах с крупными комплексами в центральных локациях. Там снижение может составлять и до 20%.

Как отмечают аналитики компании, фуд-корты и развлекательные зоны в торговых центрах в среднем генерируют 20-25% трафика, поэтому их закрытие оказало значительное влияние на посещаемость ТЦ. Напомним, что и наполняемость кинотеатров в городских ТРК не должна превышать 50%.

Фото: Cesar Conventi/globallookpress.com

По словам директора по управлению объектами и коммерциализации департамента управления недвижимостью Colliers Ольги Лесиной, действительно, цифры Watcom за указанный период верны.

— Стоит отметить, что изменение показателя на 15-20% по сравнению с 2019 годом нужно оценивать как постепенное восстановление трафика к уровню прошлых лет. Если после локдауна и окончания периода отложенного спроса в 2020 году разница в трафике составляла 25-30%, нынешняя разница в 15% доказывает, что люди возвращаются к привычной жизни и покупательская активность восстанавливается, — отмечает аналитик.

Как считает Ольга Лесина, в наибольшей степени снижение трафика почувствовали объекты, у которых были проблемы ещё до закрытия торговых центров в прошлом году. В то же время, точки с чётко выверенной концепцией, профессиональным управлением и качественным пулом арендаторов остаются всё так же стабильны вне зависимости от размера.

Вздохнули с облегчением

Участники рынка также с цифрами в целом согласны, но отмечают, что ситуация обстоит значительно лучше, чем летом 2020 года, «когда вообще всё было в принципе закрыто».

Фото: Amir Nabizadeh Tt globallookpress.com
Фото: Amir Nabizadeh/Tt/globallookpress.com

По словам гендиректора торгового дома «Пассаж», партнёра Jensen Group Дмитрия Абрамова, часть трафика продолжает теряться из-за отсутствия в городе иностранных туристов. Приехавшие на Евро-2020 болельщики из других государств ожидаемо ритейлерам кассы не сделали.

— Отечественные туристы предпочитают походам в магазин в такую погоду прогулки по рекам и каналам, поездки по пригородам. Ну, а у самих горожан разгар отпусков, которые традиционно многие проводят на югах, — поясняет он.

Генеральный директор ТРЦ « Галерея» Дмитрий Зубков тоже считает, что отрасль вздохнула с некоторым облегчением. Так, падение оборота в прошлом году в этот период оценивалось у арендаторов в 40%. Всё держалось только на on-line продажах.

«А что ещё в жару покупать?»

Как отмечает Дмитрий Абрамов, в дорогом ценовом сегменте средний чек практически не изменился по сравнению с летом 2019 года, но он снизился в среднем и бюджетном. Здесь люди стали покупать более дешёвые вещи, но позиций за счёт этого больше.

— Объяснить это можно просто. Доходы мало у кого растут, — констатировал Дмитрий Абрамов.
Фото: Marijan Murat globallookpress.com
Фото: Marijan Murat/globallookpress.com

По словам Дмитрия Зубкова, зато в аномальную жару у петербуржцев резко вырос спрос на лёгкую летнюю одежду из льна.

— Спросом пользовались купальники, пляжные принадлежности, майки, шорты, шлепанцы. Такое ощущение, что люди готовы уже в этом ходить в офис. С весны есть стабильный спрос на бытовую технику. Зато сильно просели продажи косметики, парфюмерии, товаров по уходу за собой, — признаёт Дмитрий Зубков.

В ответ на это Дмитрий Абрамов задаётся риторическим вопросом: «А что еще в жару покупать?». Вместе с тем, по его словам, уже у покупателей есть и интерес к осенним коллекциям, которые начали появляться.

— В прошлом году все боялись, что новых коллекций не будет из-за остановок производств, но это был для всех особенный год. Хорошо, что этого не случилось. Могу успокоить: коллекции есть. Проблем с этим не будет, — заверил Дмитрий Абрамов.

Как сообщили 78.ru в пресс-службе Melon Fashion group (бренды Zarina, befree, Love Republic и Sela), в компании действительно зафиксировали повышенный спрос на летний ассортимент и одежду в светлых оттенках, это было связано с совокупным влиянием жаркой погоды и активной фазой распродажи.

— Средний чек и конверсия действительно выросли. Люди стали более осознанными и теперь идут за покупками целенаправленно: в конкретный магазин, за конкретными вещами, а не просто погулять по торговому центру, — констатировали там.
Фото: Henadz Zhinkov globallookpress.com
Фото: Henadz Zhinkov/globallookpress.com

«За собой следить не перестали…»

Омбудсмен Ассоциации предприятий индустрии красоты Ляля Садыкова успокаивает: петербуржцы не стали меньше следить за собой. Просто пандемия научила многих покупать косметику on-line.

— Если взять, например, тот же «Рив Гош» или «Л’Этуаль» то в магазинах продавцы плачутся, что никого нет. Зато продажи этих компаний в Интернете подскочили в разы. Многие ушли и на такие площадки, как Wildberries или Ozon. За счёт меньших затрат и логистики там, а также скидок постоянным покупателям и всяческих распродаж там и цены значительно ниже, а качество везде примерно одинаковое, — поясняет она.

Многие сначала приобретают пробники, если товар им ещё не знаком. Часто люди и сами специально идут сначала в магазин, а потом приобретают уже продукцию в Интернете.

Фото: Guo Cheng globallookpress.com
Фото: Guo Cheng/globallookpress.com

Между тем, на маркетплейсах тоже фиксируют взрывной рост покупок летней одежды, шлёпанцев, панамок.

Как сообщили в пресс-службе Ozon, спрос на категорию за июнь вырос вдвое, если брать во внимание штучные продажи и сравнивать их с июнем прошлого года. Особенно часто на летние вещи тратились в конце месяца — во время, когда температура в городе доходила до 35 градусов.

— Чаще всего из одежды в Петербурге покупали майки, купальники и футболки (спрос по сравнению с прошлым годом вырос вдвое). Особенной популярностью пользуются спортивная одежда — на спортивные сланцы и влагоотводящие майки спрос вырос в 2,5 раза. На одежду горожане тратят в среднем около 1500 рублей — дешевле всего из списка оказались майки (на них тратят около 600 рублей), дороже всего — купальники, средний чек на которые составил порядка 1500, — рассказали там.

В пресс-службе Wildberries сообщили, что с мая по июнь 2021 года жители Северной столицы приобрели раздельных и слитных купальников на 467% в штуках больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На плавки спрос вырос на 167%, на парео — на 341%, на босоножки и шлепанцы — на 72%.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Для того, чтобы защитить себя от солнца, горожане приобрели панам на 202% больше, бейсболок — на 96%, солнцезащитных очков — на 51%, вееров — на 370%.

Пик спроса впереди

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва считает, что спрос на летнюю одежду продолжится до начала осени.

— Такое жаркое лето мало кто может припомнить. Потому такие товары, естественно, будут пользоваться популярностью. При этом стиль одежды у петербуржцев действительно становится всё более и более casual. В достаточно крупных компаниях, где нет жёсткого дресс-кода, уже можно встретить женщин в платьях в стиле baby-doll. А шорты чуть выше колена уже официально признаны рабочей одеждой во многих компаниях для представительниц прекрасного пола. Очень многие работодатели идут на послабления. В «Пятёрочке», например, продавцам разрешили ходить в футболках с коротким рукавом. Потому иначе при температуре на рабочем месте выше +28 градусов работники могут поставить вопрос о сокращённом рабочем дне. С другой стороны, там, где есть дресс-код, там есть и кондиционеры. Имеется и любопытная тенденция, что в таких компаниях люди в жару стали приходить раньше на работу и уходить позже, — пояснила Елена Пономарёва.
Другое по теме