Прямой эфир

Без тотал-марафета, но с сауной: как петербуржцы готовятся к сезону летних отпусков

Светлана Коваленко
12 мая 2021, 12:50
Весной петербуржцы, как и все россияне, старались привести себя в форму для сезона летних отпусков. Пандемия изменила представления горожан, как надо и можно выглядеть на отдыхе, особенно отечественном. Мужчины склонны теперь чаще запускать себя.
Фото: pexels.com

На весну прошлого года пришёлся пик ограничительных мер, в Северной столице были закрыты салоны красоты и фитнес-центры. К отпускному сезону петербуржцы готовились исключительно самостоятельно. В 2021 году часть ограничений продолжила действовать, но многие были сняты. Горожане потянулись салоны красоты и спортзалы, но, как признают участники рынка, «не так охотно, как планировалось и хотелось бы». Из-за падения доходов многие больше не могут позволить себе привычный набор косметических процедур и занятий фитнесом. А некоторые считают, что тотал-марафет и вовсе не требуется для отдыха на отечественном юге. Мужчины больше склонны экономить на себе, чем представительницы прекрасного пола.

Между тем, впереди летний «мёртвый» сезон, грозящий на фоне экономической обстановки в стране массовыми банкротствами индустрии красоты и спортзалам.

Аll inclusive нужен только для заграницы?

Как рассказала 78.ru омбудсмен Ассоциации предприятий индустрии красоты Ляля Садыкова, волна закрытий салонов в годе уже идёт. Об этом свидетельствуют объявления о продаже готового бизнеса на портале Avito.

— Так, не пережили две волны пандемии до 100% моностудий-«островов» в торговых центрах города, — подчеркнула Ляля Садыкова.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

По её словам, пострадали все виды бизнеса в целом.

— Так, в пандемию многие люди поняли, что им достаточно стричься не раз в три-четыре недели, как раньше, а раз в три-четыре месяца. Некоторые вообще решили проводить стрижки и окрашивания дома с привлечением подруг. Многие отказались от покрытия ногтей гелем-шеллаком из-за страха заболеть коронавирусом и необходимости делать потом сатурацию, — привела пример омбудсмен.

По данным эксперта, падение есть и в эконом-сегменте, чего никогда не наблюдалось в прошлые кризисы. При этом очень сказывается снижение доходов населения, даже люди обеспеченные стремятся отложить деньги на чёрный день и не так охотно тратят их на красоту, как раньше.

— Своё дело сделало и закрытие Турции. Многие за несколько дней до поездки наводили тотал-марафет: наращивали ресницы, ногти, волосы, делали депиляцию и т. д. по всей программе. Теперь же предлагается и рекламируется отдых на отечественном юге. Такой полный комплект не будут брать ради отечественных курортов. За исключением 2020 года, когда всё было в это время закрыто, у нас впервые нет забитых предмайских бронирований, — подчёркивает Ляля Садыкова.

Генеральный директор сети «Ола» Максим Николаев с омбудсменом согласен: ради отдыха в Сочи, Крыму или Краснодарском крае никто выкладываться на 100% не будет, потому что «и так сойдёт».

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва тренд объясняет просто: люди вообще не уверены, что хоть куда-то этим летом в принципе поедут и к планированию отпусков теперь научены подходить крайне рационально. Всё «дополнительное» делается в самый последний момент.

— Сейчас многие в принципе пересматривают свои отпускные планы. Становится всё более очевидно, что даже роскошный пятизвёздочный, но большой отель — это не гарантия защиты от коронавируса. И вместо того же Сочи многие выбирают отдалённый Алтай, где раздеваться придётся редко, да и красоваться особо не перед кем, — подчёркивает маркетолог.

До 40% участников рынка?

Владелец сети салонов красоты Paul Mitchell в Петербурге Дмитрий Лавров также подчёркивает: многие в этом году в майские праздники намечали отдохнуть в Турции.

— Теперь они отправились, например, в Сочи. Или полетели в Турцию через Минск, а это в два раза дороже. Естественно, люди сократят свои расходы по всем направлениям, — уверен он.

По словам Дмитрия Лаврова, никакого весеннего всплеска, который всегда отмечался до пандемии, в этом году не наблюдается.

Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com
— Кто-то заявляет, что отрасль успела восстановиться и вернуться к прежним оборотам. Я такую точку зрения не разделяю. Например, до пандемии у нас было семь точек, осталось только четыре. Фактически мы согнали в них всех своих клиентов. Так что по факту обороты снизились на 30% с аналогичным периодом 2019 года. Также надо понимать, что впереди ещё лето, когда и так на рынке наблюдается спад из-за отъезда горожан в отпуска. Так что к осени с рынка может уйти ещё 40% участников, на фоне того, что поставщики постоянно увеличивают цены на материалы и инструменты, — прогнозирует Дмитрий Лавров.

Основатель сети салонов «Апельсин» Вячеслав Фёдоров такие мрачные прогнозы не разделяет. По его словам, весь честно работающий бизнес получил поддержку государства и неоднократную. Деньгами не смогли воспользоваться те, кто работают по серым схемам.

— У нас всё прошло намного лучше, чем в Европе и США. Более того, сейчас запускаются новые форматы, например, контейнеры, где можно постричься за 300 рублей, — подчёркивает Вячеслав Фёдоров.

По его словам, цены в пандемию выросли в среднем по сети на 100—200 рублей, но дальнейшее увеличение стоимости услуг пока не планируется.

Надеются на лучшее

Собственники сетей фитнес-центров чувствуют себя чуть более уверенно, чем владельцы салонов красоты.

Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com

Директор по развитию фитнес-клубов «Легенда», «Молот» и Fitness Family Денис Горнев оценивает падение по оборотам в 25% по сравнению с 2019 годом. Но, по его словам, отрасль начинает заметно оживать.

— По всем нашим клубам поступают звонки, так как в пандемию очень многие набрали лишний вес и понимают, что больше откладывать решение проблемы нельзя. Я был бы исключительно оптимистично настроен, если бы не предстоящий летний простой. Июнь, июль, август — это месяца, когда клиентов традиционно мало, — поясняет Денис Горнев.

Ранее в сети в апреле всегда делали подушку безопасности, чтобы пережить этот непростой период. В этом году пришлось взять кредит.

— Мы, как крупный игрок, трудности переживём, но клубы с одной точкой такую нагрузку могут не пережить. По таким объектам можно ожидать волну банкротств в июле. Собственно, выживу те, кто её минует. Сентябрь, вместе с тем, по прогнозам должен быть очень хорошим месяцем для нас — люди вернутся с отдыха и реализуют отложенный спрос. По тому до тех пор цены поднимать никто не будет, но в октябре они вырастут, и мы, надеюсь, вернемся к допандемийным показателям, — прогнозирует Денис Горнев.

Как он отмечает, коронавирус никак не повлиял на любовь горожан к бассейнам и саунам.

Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com
— Спрос здесь никак не поменялся, хотя я сам ожидал оттока из-за боязни заразиться. Но любовь россиян к воде и усталость от запретов с невозможностью у некоторых выехать на море сделали своё дело, — констатирует Горнев.

Все — на реабилитацию?

Генеральный директор Fithess24 Анатолий Соломонов оптимистичного настроя коллеги не разделяет.

— Идёт вялотекущий процесс. Люди приходят, но гораздо меньше, чем хотелось и планировалось. Что будет дальше, прогнозировать сложно, как и всё теперь. Замечу также, что при обзвоне клиентов никто из них не сказал, что не хочет продлевать абонемент из-за боязни заразиться коронавирусом. Все говорят просто: у меня больше нет денег на фитнес, — признаётся он.

Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселёва считает, что какая-то часть заведений может закрыться как раз в связи с большой расходной частью. Хотя участники рынка и старались максимально оптимизировать затраты, чтобы выйти на прежние показатели прибыли, но их расходы всё же превысили показатели аналогичных периодов в среднем на 15-20%. Кроме того, летний период для фитнес-клубов — это традиционно низкий сезон. Однако в ассоциации рассчитывают, что «волны банкротств» не произойдёт и участники рынка выстоят.

По словам Ольги Киселёвой, сейчас многие вернулись к привычному сочетанию сухих тренировок с бассейном, спа и сауной. Посещаемость мокрых зон не стала меньше, так как люди так же, как и до коронавируса, нуждаются в релаксе.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Большим спросом стали пользоваться программы постковидной реабилитации, а также комплексы, направленные на включение в тренировочный процесс после длительной паузы в занятиях спортом, — отмечает Киселёва.

Теряем мужчин?

Примечательно, что и представители индустрии красоты, и владельцы спорт-клубов отмечают тенденцию по снижению количества клиентов-мужчин.

— У нас десятилетиями было соотношение: 60% женщин и 40% мужчин. Теперь это 70 на 30. Соотношение продолжает смещаться в сторону женщин. Мы теряем из залов мужчин, они заняты сейчас заработком средств на существование для себя и своих семей, а не собственным здоровьем, — делится Денис Горнев.

Максим Николаев поясняет тренд просто: у представителей сильного пола потребность в красоте и уходе за собой на психологическом уровне ниже, чем у женщин, особенно с учётом российского менталитета.

Елена Пономарёва подчёркивает: салоны красоты и до пандемии не были первостепенной потребностью мужчин, а спорт у сильной половины человечества всегда связывался с практическими результатами.

Фото: Rober Solsona/globallookpress.com
Фото: Rober Solsona/globallookpress.com
— У женщин всё связано с эмоциональными моментами. Поход в салон или спортзал — это больше уход от стресса, который женщины переносят намного сильнее, общение, чем просто получение услуг. Естественно, мужчины избавляются от того, что им первостепенно не нужно и средства отдают в семью, — поясняет Елена Пономарёва.

Всё-таки на продажу?

О всплеске интереса петербуржцев к салонам красоты и фитнес-залам городские СМИ рассказывали в начале апреля этого года. Между тем, многие заведения действительно выставлены на продажу.

Как рассказали в пресс-службе Avito, в период с начала 2021 года по середину апреля на портале в Петербурге количество объявлений о продаже салонов красоты упало на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена такого бизнеса на сайте в городе составила 800 тыс. рублей, что на 10% ниже, чем в прошлом году. На сегодняшний день на Avito в городе размещено около 300 активных объявлений о продаже салонов красоты.

В то же время количество объявлений о продаже фитнес-клубов снизилось ещё заметнее: на 44% по сравнению с прошлым годом. В отличие от салонов красоты, фитнес-клубы в городе стали продавать на 39% дороже, чем в 2020 году: в среднем за 1,8 млн рублей. На данный момент на сайте в городе размещено около 40 активных объявлений о продаже фитнес-клубов.