Обратный эффект: почему цены на продукты только растут для петербуржцев?

12 июл, 17:07
Светлана Коваленко
Российские производители молочной продукции угрожают повышением цен на неё по осени. В СЗФО небывалая засуха этого лета может погубить урожай. 78.ru разбирался, что будет с ценами на продукты питания и чем пора запасаться петербуржцам.
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com

Многие жители Северной столицы едва отошли от шокового роста цен на куриное мясо и яйца по весне. Теперь тревогу забили производители молочной продукции. Резко подорожали корма, а впереди предстоят колоссальные затраты на обязательную маркировку товаров. Между тем, из-за засушливого лета производство и так упало, коровы вяло едят и дают мало молока. А что будет с качеством силоса, которым кормят животных, на следующий год, никто не знает. Предрекаемая в СЗФО засуха может отразиться и на урожае овощей и фруктов. Но даже в прошлом не таком аномально жарком году их произвели по всей стране недостаточно, из-за чего пришлось закупать импортные. Это и стало причиной, почему бананы оказались теперь дешевле картофеля, как объяснил на последней прямой линии с населением президент РФ Владимир Путин. При этом ближе к концу лета — началу осени, моменту домашних заготовок, всегда стремительно дорожает сахар, а иногда даже пропадает с прилавков. Сев сахарной свеклы в этом году начался позже обычного, а, значит, и урожай соберут позже. Между тем, чиновники постоянно твердят о своих попытках обуздать стоимость продуктов.

78.ru опросил экспертов, на какие ещё продукты могут вырасти цены к осени в Петербурге и не переложат ли ритейлеры затраты на вакцинацию персонала от коронавируса, которая сейчас проводится во всех крупных сетях, на плечи покупателей.

От корма до мигрантов

О росте цен на молочную продукцию участники отрасли говорили ещё весной. Но тогда причиной тревоги был вводимый с 1 января 2022 года экосбор на тару или обязанность производителя полностью её утилизировать. Речь шла о повышении стоимости товаров на 10 — 15%.

Фото: Martin Schutt/globallookpress.com

Теперь переполох в отрасли начался из-за резкого роста цен на корма и вводимой обязательной маркировки товаров. Это ещё 7 — 10% прибавки в стоимости продукции.

Как рассказал 78.ru заместитель генерального директора Пискарёвского молочного комбината Георгий Житмарев, рост цен на корма составил от 20 до 50%.

— Это очень много. И сегодня производители сырого молока ждут от переработчика повышения цен на молоко, чтобы хоть как-то компенсировать свои убытки. А у переработчиков выросли цены на упаковку пластиковую, алюминиевую и т.д. Это связано с ростом биржевых цен. Кроме всего прочего, нас ожидает в этом году введение маркировки, — подчеркнул он.

Только на подготовку к этому процессу завод уже потратил 75 млн рублей. Но проблема заключается в том, что теперь такие отчисления будут постоянными. Речь идёт о затратах примерно в 1 рубль на одну единицу упаковки любой вместимости из-за необходимости нанесения знака.

— Жаркое засушливое лето привело к тому, что коровы не едят, и они дают меньше молока, а трава, которую мы должны заготовить в виде силоса, она не набрала достаточной энергии. И какие корма мы получим в следующем году, тоже сейчас непонятно. Таким образом, сформировался целый ряд факторов, которые ведут к росту себестоимости молочной продукции, которые можно компенсировать только повышением цен. С другой стороны, молочники очень не хотели повышать цены, потому что обострилась конкуренция на молочной полке, — констатировал Георгий Житмарев.
Фото: Rafael Bastante globallookpress.com
Фото: Rafael Bastante/globallookpress.com

Так, в прошлом году в России произведено молока на 850 тыс. тонн больше, чем в 2019 году. Прирост производства молока в 2021 году планируется 650 тыс. тонн, как отчитывается Минсельхоз.

— Это огромные и хорошие цифры. При этом Белоруссия превышает согласованные Минсельхозом квоты для российского рынка. В этих условиях повышать цены невыгодно. Надо понимать также, что в условиях пандемии покупательский спрос не растёт. Напротив, мы видим падение спроса из-за снижения доходов определённой части населения. Кроме того, есть проблема с мигрантами. Ранее на постоянной основе работали не менее 1 млн человек из других регионов и государств. Снизился турпоток, это тоже были наши покупатели, — подчеркнул Георгий Житмарев.

Держаться до последнего

Президент Северо-западной ассоциации промышленников, предпринимателей и сельхозпроизводителей Денис Щебетов напоминает, что цены на корма выросли не в один момент, а увеличивались последние два-три года. Теперь всё подошло к той грани, когда терпеть уже невозможно.

В ассоциации также заверяют: цены поднимать никто не хочет, все готовы терпеть до последнего, но, тем не менее, такой сценарий вполне возможен.

— Люди терпели весь 2020 год, а потом уже не выдержали. При этом в СЗФО ситуация ещё лучше, чем в других субъектах. В нашем предприятии мы до конца года цену не будем поднимать. Это будет сделано за счёт внутренних ресурсов, — поясняет Денис Щебетов.
Фото: Christoph Schmidt globallookpress.com
Фото: Christoph Schmidt/globallookpress.com

При этом в ассоциации всерьёз опасаются, что вместо нормального продукта на рынок теперь проникнут дешёвые и вредные для здоровья суррогаты.

Участки рынка на условиях анонимности признают: те, кто работал по серым схемам, так и продолжат делать, им от введения маркировки не будет «ни жарко, ни холодно», а вот добросовестным производителям придётся искать выходы.

Руководитель пресс-службы ГК «Лосево» Янина Булгакова отметила, что в их компании также взят курс на сохранение текущих цен, сколько это в принципе возможно. Сейчас на предприятии проводится кампания по снижению издержек

— Мы также понимаем, что рост цен на сопоставимую продукцию неизбежен. Речь идёт о кормах, топливе и т.д. Потому мы наблюдаем за ситуацией на рынке и будем принимать решения в соответствии с экономической обстановкой, — подчеркнула Янина Булгакова.

Высокие или умеренные риски?

В аномальной жаре этого года смог убедиться лично каждый петербуржец. Прошлое лето таким жарким не было, но осенью 2020 года отечественные фрукты и овощи впервые за долгие годы сезонно не подешевели. Зато цены на эти товары резко рванули вверх в феврале 2021-го и продолжают расти. Традиционно к осени дорожает и сахар.

Аналитики успокаивают: риски с дальнейшем ростом цен на фрукты и овощи оцениваются как умеренные. А вот ситуация с сахаром в этом году может сложиться весьма напряженно.

Фото: Aleksander Polyakov globallookpress.com
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com

Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк уверен, что, несмотря на климатические «сюрпризы» этого года можно ожидать наибольшего снижения в августе и начале осени цен на картофель, помидоры, лук, огурцы, морковь. В меньшей степени могут подешеветь капуста, яблоки.

— В текущем году многое будет зависеть от объёмов сбора сахарной свеклы и сроков сбора, так как ожидается, что из-за позднего начала сева, эти сроки также сдвинутся. Впрочем, правительством разрабатывается целый ряд мер поддержки рынка, происходит отказ от прямого регулирования путём установления предельных цен в опте и рознице. Осенью будет возможность вновь отменить ввозные пошлины на сахар в случае возникновения дефицита на внутреннем рынке. Помимо этого, начало формирования фонда запаса сахара создаст возможности бесперебойных поставок, — подчёркивает Евгений Миронюк.

По словам эксперта «БКС Мир инвестиций» Михаила Зельцера, факторы ценообразования стоимости фруктов и овощей сейчас подвержены уже скорее глобальной биржевой тенденции вверх, чем климатическим изменениям.

— Тем не менее, есть инструменты из разряда регуляторных, способных сгладить даже негативные сезонные последствия. Риски изменения стоимости овощей, фруктов, хлеба оцениваем как умеренные, — делает прогноз аналитик.

По его словам, в отношении цен на сахар, потребительская инфляция может сохраниться несколько дольше, чем факторы со стороны производства возымеют действие, надавив на цены.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
— Дисбаланс спроса и предложения, как раз и приводящий к взлёту кривой инфляции, по-прежнему актуален. Принимаемые решения по стабилизации цен на основные продукты питания сработали бы лучше, если бы не сама производственная инфляция. Скачок цен наблюдается повсеместно — от сырьевого сектора, влияющего на транспортные расходы, логистику и энергоснабжение предприятий, до удобрений. Как бы не звучало тривиально, придётся запастись терпением, — даёт совет Михаил Зельцер.

Вакцинация не причем

Эксперты и участники рынка успокаивают: ритейлеры вовсе не стремятся переложить расходы на вакцинацию персонала от коронавируса на плечи покупателей.

Как отмечает Евгений Миронюк, руководители организаций, индивидуальные предприниматели в период эпидемии обязаны обеспечить проведение вакцинации работников. При этом работодателю не обязательно договариваться с частным медцентром об отправке выездной бригады для проведения вакцинации. Начальство предприятий, сталкивающихся с финансовыми трудностями, может провести беседу с сотрудниками о законодательных последствиях отказа от вакцинации и отправить их в ближайшую поликлинику.

Как напоминает Михаил Зельцер, во-первых, сама вакцинация бесплатна, а во-вторых, противоэпидемиологические мероприятия, хоть и значимы, но не должны серьёзно надавить на рентабельность глобальных сетей. Так, в I квартале 2021 года чистая прибыль основных игроков рынка взлетала в два-четыре раза относительно метрик 2020-го, а операционная рентабельность достигла 12%.

Другое по теме