Петербургский экопроект помогает беречь планету, занимаясь творчеством

Спасая недооценённую стеклотару
Две молодые девушки из Петербурга — Настя Селезнёва и Женя Зарукина — вывезли за год из городских ресторанов около 140 тонн стеклотары. Делают это они бесплатно, в рамках собственного экологического проекта For memory challenge. Часть этой тары отправляется в студию Green Glass, где мастер по стеклу Светлана Черемисина бесстрашно разбивает бутылки молотком вручную, затем собирает осколки, запекает их в муфельной печи — и создаёт сверкающие мозаики и наборы для творчества.
Проект петербурженок был выдвинут на премию «Я берегу планету» журнала National Geographic — и уже вошёл в short-лист в номинации «Своими руками». А началось всё, когда Анастасия Селезнёва обнаружила, что компании, работающие со вторсырьём, практически не хотят связываться со стеклом.
— Мы заметили, что переработчики уже работают с пластиком, картоном и другими фракциями, которые наиболее ценны на рынке, а стекла избегают, — вспоминает Настя. — Мы подумали, что это надо как-то исправлять, тем более, что в ресторанной индустрии очень большой объём стекла образуется и идёт на свалки. И мы решили это изменить.
Вместе с подругой Женей Зарукиной, бартендером бара El Copitas, Селезнёва заявила о старте собственного проекта For memory challenge, в рамках которого девушки начали вывозить стеклотару из баров и ресторанов Петербурга. Тара направлялась на заводы по переработке — но желающих связываться со стеклом, действительно, оказалось мало.
— Начав работать, мы поняли, что стекло и вправду очень дешёвое сырье, — призналась Анастасия. — За него мало кто берётся из переработчиков не случайно. Но отступать уже было некуда, потому что к нам присоединилось, откликнулось на нашу инициативу уже много ресторанов. И мы стали думать, что делать с этим стеклом дальше.
В поисках решения этой задачи девушки познакомились с мастером по стеклу Светланой — и вместе запустили проект Green Glass.
— В своём проекте мы хотим показать, что стекло может быть классным материалом, и из него можно создавать классные красивые вещи, повышая его стоимость как сырья, — рассказала Селезнёва.

Панно из запечённого стекла
Что же делает в своей мастерской с ненужной стеклотарой Светлана?
— Сначала стекло поступает в мастерскую, я бутылки отмываю, сушу, подготавливаю к запеканию. Всё остальное зависит от того, что мы будем делать дальше с бутылкой. Это либо блюдо, либо заготовки под мозаику, либо сейчас мы начали тестировать новые технологии с объёмными формами. Либо мы сразу кладём бутылку в печь, либо мы её бьём и измельчаем на кусочки, — рассказала мастерица.
В муфельной печи битое стекло запекается при температуре 850 градусов в течение пяти часов. После этого нужно подождать ещё 36 часов, чтобы печь остыла — и можно извлекать из неё идеально гладкие, словно морская галька, обкатанная волной, стеклянные камушки. Теперь это будущие элементы мозаики, которую каждый может собрать сам.

Основной продукт мастерской, который идёт на продажу, — наборы для творчества.
— В набор входит стекло для мозаики, основа из оргстекла разных форм, у нас есть на выбор квадрат и шестигранник — в принципе, человек может и любой свой рисунок использовать, мы просто даём направление, — рассказывает Светлана. — Также входит клей, деревянная палочка и бечёвка, чтобы можно было повесить (готовую работу). Когда это всё собрано, на солнце это очень красиво играет. И очень красиво выглядит в итоге.
Сама идея стеклянной мозаики из запечённых осколков появилась у мастерицы после довольно специфического творческого опыта:
— Всё началось с проекта для фестиваля «Завтра», мы там в первый раз делали масштабную мозаику диаметром два метра. После этого возник вопрос, как сделать так, чтобы она была безопасной? Потому что та мозаика состояла просто из колотых кусочков стекла, и когда дети подходили к инсталляции, мне было немного не по себе, потому что они любят всё потрогать. И я решила запечь. После этого возникла идея домашних наборов, чтобы люди сами могли собирать и клеить.

В мастерской правят бал два основных цвета: зелёный и синий. Но на первом месте, конечно, все возможные оттенки зелёного — их почти безграничное количество благодаря разнообразию сырья, призналась Светлана. Используется и прозрачное стекло — как правило, для оформления фона мозаики.
Время экологической осознанности
Анастасия Селезнёва по образованию — инженер-эколог. Отучившись в Горном институте, девушка отправилась в Финляндию, где закончила магистратуру по направлению «Устойчивое развитие и бизнес». После этого она вернулась в родной город с «огромным желанием внедрять у нас эту концепцию устойчивого развития»:
— Так как мой диплом был связан с раздельным сбором отходов в Петербурге, естественно, я видела сырьё в виде вторичных отходов во всех процессах города и очень хотела внедрить практику переработки у нас. Где-то четыре года я искала, как это сделать, и пробовала себя в разных сферах как инженер. Но в итоге поняла, что мне интереснее всего именно рассказывать про то, как привлекать внимание к проблеме — с одной стороны, а с другой стороны рассказывать, какие решения есть. Но, естественно, не только говорить. Мне всегда было важно что-то делать, показывать своим примером, как можно решить проблему.

Экология когда-то была для Насти хобби, но позже стала основной профессией. Девушка уверена, что делать социальные и экологические проекты на профессиональной основе значительно эффективнее, чем просто будучи волонтёром.
В данный момент её экопроект делится да две части: некоммерческий For memory challenge, в рамках которого девушка вывозит из ресторанов и сдаёт на переработку стеклотару, и коммерческую студию Green Glass, производящую те самые творческие наборы и другие прекрасные вещи из стекла на продажу.
К тому моменту, когда страну накрыла пандемия коронавируса, к некоммерческому проекту Селезнёвой присоединились уже порядка 40 ресторанов. Большему количеству заведений помочь с утилизацией бутылок девушки не могли физически. Сейчас ресторанный бизнес работает «на малом ходу», но, тем не менее, даже в этих условиях у общепита образуется стеклянная посуда на выброс.

— В летнее время это обычно минимум бутылок 30-40 в день. Понятно, сколько может накопиться за неделю. Зимой поменьше, но, всё равно, много, — рассказала Софья Цветкова, управляющая одного из петербургских ресторанов, сотрудничающих с проектом For memory challenge. — Сейчас мы готовим еду с собой, но у нас есть вода в стекле, которую мы продаём, и какие-то продукты, которые у нас приходят в стекле. Я бы сказала, что раз в неделю у нас точно накапливаются полные наши баки (стеклотары), штук 50 за неделю.
Софья подчеркнула, что сейчас все стремятся к большей осознанности в потреблении:
— Невозможно уже было смотреть на то количество стекла, зная, что в мире много всего придумано, что можно с ним сделать. Это было счастье найти ребят, и, конечно, мы сразу же подхватили эту идею!