На работу в тапочках: сколько в Петербурге фрилансеров?
Всеобщий трудовой опыт
Тридцать лет назад самого понятия «фриланс» в нашей стране не существовало. Наши родители в большинстве своём всю жизнь работали на одном и том же месте, а если и случалось кому-нибудь «пофрилансить» в свободное время — такой заработок именовали «халтурой» и как постоянный не рассматривали. Ведь обязательно нужно где-нибудь числиться, чтобы не получить клеймо «тунеядца»!
Сегодня статьи о тунеядстве не существует, а возможностей для «свободных художников» становится всё больше. Но так ли популярен фриланс на самом деле, чтобы разрабатывать для самозанятых отдельные законы?
Как показывает статистика, фрилансеры у нас не переводятся — напротив, их становится всё больше и в России в целом, и в Петербурге в частности.
— По результатам опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter в начале 2019 года, среди трудоустроенных петербуржцев 33% работают дистанционно: 15% — фрилансеры, еще 18% трудятся удаленно, числясь при этом в штате компании, — рассказала 78.ru Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу.
При этом, каждый пятый петербуржец, работающий в офисе на данный момент, имел опыт работы на фрилансе. А опыт удалённой работы и вовсе есть у 57% офисный тружеников Петербурга.
Пугает ли перспектива навсегда уйти из офиса наших горожан? Ничуть. На удалённую работу в будущем, по данным аналитики, согласно подавляющее большинство жителей Петербурга — 81%. Из них 21% опрошенных готовы перейти из штата на фриланс.
Заработал? Заплати!
С 1 января 2019 года в России стартовал эксперимент по добровольному сбору налогов с фрилансеров. Согласно закону, подписанному Владимиром Путиным осенью 2018 года, каждый самозанятый в рамках этого эксперимента может самостоятельно платить налоги без регистрации ИП — правда, только в том случае, если его доход не превышает 200 тысяч в месяц, или 2,4 млн в год.
Специально для фрилансеров Федеральная налоговая служба разработала мобильное приложение «Мой налог», с помощью которого можно платить подати государству, не являясь в госконторы лично и не разбираясь в кипах бумаг. Фрилансер просто отправляет чек за каждую выполненную работу в электронном виде, а в конце месяца приложение само посчитает, какую конкретно сумму из своих кровных он должен отдать государству.
Если сознательный работник сотрудничает только с физлицами, его налог составит всего 4%. А если фрилансер оказывает услуги компаниям и ИП, придётся отдать 6% заработанного. Эксперимент по сбору налогов с фрилансеров продлится в нашей стране десять лет. Правда, честно отдать дань государству можно сейчас не на всей территории страны, а только в Москве и Московской области, Калужской области и Татарстане.
При этом, несознательных фрилансеров предложено жестоко штрафовать. В том случае, если «свободный стрелок» попадётся на работе, не обложенной налогом, в первый раз, ему придётся отдать 20% дохода. Во второй раз государство отберёт у фрилансера весь неучтённый доход полностью.
Нужно отметить, что уплаченные государству таким образом налоги работнику не вернутся в виде пенсии — пенсионные отчисления фрилансеру придётся платить самому. На проведение такого «налогового эксперимента» в стране выделено более двух миллиардов рублей. Правда, пока массового выхода фрилансеров «из тени» не наблюдается.
«Удалёнка» — примета времени?
Впрочем, несмотря на подобные эксперименты, количество фрилансеров в стране всё равно растёт год от года. И даже кризис пятилетней давности и падение курса рубля, заставившее многих петербургских дауншифтеров вернуться из Таиланда на родину, не повлияло на эту тенденцию.
Каждый год в Петербурге растёт и количество вакансий с удалённым графиком работы.
— В 2015 году количество подобных предложений о работе выросло на 39% по сравнению с 2014 годом, в 2016 году рынок вакансий пополнился за год на 56% к 2015 году, в 2017 году – на 29% к 2016 году, а в 2018 году прирост к 2017 году составил 45%, — поделилась данными Ирина Жильникова.
По России также наблюдается тенденция роста, хоть и с другими цифрами: в 2015 количество «удалённых» вакансий увеличилось на 39%, в 2016 — на 56%, а в 2017 — на 29%. Но, конечно, не все «удалёнщики» — фрилансеры, среди них всегда есть определённый процент постоянных, официально оформленных сотрудников, работающих из дома.
Перевод работников на «удалёнку», как и поиск фрилансеров, — «примета времени» для многих компаний.
— Тренд пока нельзя назвать массовым, однако определённые подвижки в этом направлении есть, — поделилась представительница HeadHunter. — Опрос представителей бизнеса, проведенный Службой исследований HeadHunter, показал: 64% компаний привлекают к работе удалённых сотрудников. При этом 39% опрошенных отметили, что количество специалистов, которые работают в удалённом режиме, не превышает 5% от общей численности персонала. У трети респондентов нет такой практики в компаниях вовсе.
Если же говорить исключительно о фрилансерах, их компании привлекают, как правило, под конкретные проекты и задачи.
— Это удобный формат взаимодействия как для работодателей, так и для соискателей, учитывая, что компании таким образом могут привлекать специалистов из других городов и даже стран, — отметила в беседе с 78.ru Ирина Жильникова.
Кто он — фрилансер и удалённый работник?
Удалённая работа, судя по цифрам аналитиков рекрутинговой платформы, относительно демократична. Так, большая часть позиций из разных профобластей по стране доступна для работников без опыта (63%). 27% вакансий на «удалёнку» подходят кандидатам с опытом от года до трёх лет, и лишь 1% вакансий с удалённым графиком доступны соискателям с опытом работы более шести лет.
Отметим, что история о том, будто на «удалёнке» меньше платят — чистый миф. Так, в Петербурге средняя зарплата удалённого сотрудника составляет 50 тысяч рублей. По России в целом эта цифра меньше — 34 тысячи рублей. Правда, тут нужно отметить, что работа работе рознь. К примеру, той зарплате, за которую москвич работать в офисе не согласится, фрилансер из Миасса, к примеру, может быть очень даже рад.
Правда, на фрилансе можно зарабатывать и очень неплохие деньги. Конечно, с тем условием, что ты — отличный специалист. По данным HeadHunter, 62% работников на «удалёнке» в России может зарабатывать от 30 тысяч рублей, 31% — от 55 тысяч, 11% — от 80 тысяч. В 7% вакансий на удалённую работу предлагается зарплата от 110 тысяч, а 4% таких предложений о работе предполагают вознаграждение от 135 тысяч рублей.
Кто же он — современный отечественный фрилансер?
— Рассматривают фриланс-занятость чаще всего ИТ-специалисты – 16% от всех резюме с удалённым графиком работы, открытых в России на hh.ru с марта по май 2019 года, — рассказала Ирина Жильникова.
Кроме того, часто фриланс ищут студенты (15% на сайте), соискатели из профобластей продаж, маркетинга, рекламы, PR (по 8%), бухгалтерии и управленческого учёта (по 7%), административный персонал (7%), представители производственных профессий, сфер искусства и медиа, строительства и недвижимости (по 5%).
В Петербурге ситуация выглядит схожим образом. Чаще всего удалённую работу ищут представители сферы ИТ (17%), а также соискатели без опыта (16%). Специалисты из области маркетинга, рекламы и PR заняли нишу в 9%, по 7% приходятся на представителей искусства, медиа, а также сферы продаж, по 6% — бухгалтеры, административный персонал и специалисты из областей строительства, недвижимости и производства.
— Что касается конкретных профессий, в основном это менеджеры по продажам и по работе с клиентами, программисты, дизайнеры, бухгалтеры, юристы, системные администраторы, аналитики, редакторы, SMM-менеджеры и интернет-маркетологи, логисты, моушн-дизайнеры, — уточнила в беседе Ирина Жильникова.
А кого ищут на удалённую работу собственно компании? Отвечает представитель HeadHunter:
— Если говорить в целом, работодатели ищут на удалённые позиции менеджеров по продажам и по работе с клиентами, операторов call-центра, переводчиков, дизайнеров, журналистов и копирайтеров, разработчиков и программистов, редакторов, SMM- и контент-менеджеров, специалистов в области HR, системных администраторов, инженеров-проектировщиков, бухгалтеров, интернет-маркетологов, SEO-специалистов, личных помощников, преподавателей языков, рекламных агентов, верстальщиков и даже картографов.