Успехи и неудачи беспилотных автомобилей по всему миру кажутся нам новостями из мира фантастики – придуманного и не имеющего отношения к реальности. Где-то там пустые машины бороздят чужие шоссе, а у нас свои проблемы: маленькая зарплата, кредиты, подработки, долги и прочая «реальная жизнь».
Но специалисты уверяют: будущее ближе, чем нам кажется. Так, в середине января глава представительства компании Singularity University в Москве Евгений Кузнецов заявил, что в число самых быстро роботизируемых специальностей в мире входят именно профессии продавца и водителя. По мнению Кузнецова, роботы совсем скоро вытеснят людей с рабочих мест с узким спектром обязанностей, требующих средней квалификации. И продавцы с водителями – на передовой этой «бойни». Так ли это?
Как отмечают аналитики компании интернет-рекрутмента HeadHunter, за последний год в структуре рынка вакансий России произошли весьма интересные (хоть и небольшие на первый взгляд) изменения. Тройка лидеров среди профессиональных областей по популярности у работодателей выглядит так же, как и прежде: на первом месте продажи, кроме того, широко востребован рабочий персонал и ИТ-специалисты.
Но если в 2017 году доля сферы продаж составляла 35% от общего количества вакансий, то в 2018 году она сократилась до 30%. Неужели в сфере продаж намечается стагнация? Здесь всё не так просто. На первый взгляд, работникам продаж совершенно не о чем беспокоиться:
– Количество вакансий для продавцов в России в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилось на 65%, в Петербурге – на 73%, – рассказала 78.ru Ирина Жильникова, глава пресс-службы компании HeadHunter.
Количество предложений о работе в сфере продаж только растёт, но вот ёмкость рынка продаж при этом не увеличивается.
– Можно прогнозировать дальнейший рост спроса на менеджеров по продажам в сегменте b2b и продавцов-консультантов, чего нельзя сказать о продавцах-кассирах с учётом тренда на автоматизацию, – отмечает эксперт.
А значит, «девушкам на кассах» всё же есть, о чём беспокоиться. Менеджеры по продажам, безо всякого сомнения, будут востребованы ещё много лет – когда требуется найти и уболтать покупателя, нужны особое чутьё и талант. А вот справиться со сканированием штрих-кода может и автомат. Да, пока внедрение таких систем проходит не особо гладко и не везде успешно, но и первые компьютеры были крайне непривычны для простых людей…
А вот водителям беспокоиться пока не о чем – по крайней мере, в нашей стране в ближайшие годы. Специалисты «от баранки» сейчас исключительно востребованы.
– Количество предложений о работе для водителей в 2018 году по сравнению с 2017 годом в России увеличилось в два раза, – поделилась информацией Ирина Жильникова. – Растёт и средний уровень предлагаемых заработных плат: с 42,5 тысяч рублей до 49 тысяч рублей.
Количество предложений от соискателей на позиции водителей на отечественном рынке труда близко к норме – и даже чуть-чуть ниже этой планки. По данным HeadHunter, на одну вакансию приходится, как правило, 4-5 соискателей на сайте. Нормой на рынке труда, при этом, считается 5-6 соискателей на одну позицию.
– С серьёзным дефицитом кадров сталкиваются работодатели, находясь в поисках продавцов, – отмечает специалист.
В данный момент «hh.индекс» (количество резюме на одну вакансию) для профессии продавца составляет 2,5 пункта – что ниже нормы более чем в два раза. И если в целом сфера продаж сокращается, и в будущем кассиры будут нужны всё меньше, то в данный момент продавцы по-прежнему востребованы. Более того, на сегодня именно продавцы и водители больше всего востребованы в Петербурге из «линейных» работников. И даже более того:
– На данный момент на рынке труда наблюдается «бум» на специалистов, попадающих под категорию массового подбора. Это грузчики, официанты, водители, продавцы, курьеры и т. д., – рассказала глава пресс-службы HeadHunter.
Линейного персонала как в стране, так и в Северной столице не хватает. И это влияет на условия трудоустройства:
– Учитывая нехватку персонала, работодатели чаще всего не предъявляют серьёзных требований к опыту работы таких специалистов, – отмечает Ирина Жильникова. – На позиции продавцов, грузчиков, операторов call-центров и курьеров петербургские компании в 70% вакансий в 2018 году готовы были привлекать соискателей без опыта работы.
В половине случаев официантов у нас также готовы принимать безо всякого опыта. А вот к водителям требования чуть выше: 45% предложений о работе – только для соискателей с опытом от одного года до трёх лет «за профессиональной баранкой». А в 27% случаев на работу готовы принять только водителей с опытом работы от 3 до 6 лет.
Тем не менее, современные тенденции и курс на «диджитализацию» заметны и у нас. И хоть профессии тех же продавцов не исчезают – но параллельно им уже давно и успешно функционируют их новые «онлайн-версии».
На сегодняшний день «в двух разных форматах»: онлайн и оффлайн – существуют самые разные профессии, рассказала Ирина Жильникова:
– Продавец-консультант в обычном розничном магазине и онлайн-консультант в интернет-магазине, учитель по языкам, который может преподавать и очно, и дистанционно, менеджер по продажам, способный поддерживать клиентов, не встречаясь с ними лично, рекрутёры, набирающие персонал и проводящие собеседования удалённо, личные помощники и т.п. В целом, этот тренд в России только начинает развиваться, в отличие от того же Запада.
Среди удалённых работников больше всего востребованы, как и в оффлайне, сотрудники в сферу продаж – 29% вакансий именно из этой области. Кроме того, на удалённую работу в наше время часто ищут административный персонал (21%), ИТ-специалистов (18%), различных консультантов и специалистов в области маркетинга, рекламы и PR.
Наблюдается и другая тенденция:
– С развитием технологий, автоматизацией процессов, цифровизацией, переходом бизнеса в «онлайн» появляется всё больше профессий, связанных с продвижением бренда и улучшением имиджа компаний, выводом новых продуктов на рынок, увеличением продаж, исследованием рынков, в том числе и конкурентной среды, – поделилась Ирина Жильникова.
Всё более востребованы становятся специалисты в сфере SMM (продвижения в социальных сетях), контент-менеджеры, трафик-менеджеры, e-mail-маркетологи, тренд-вотчеры (специалисты, отслеживающие тенденции на определённом рынке товаров), интернет-маркетологи, медиабайеры, IT-аналитики и баннермейкеры – специалисты, которые отвечают за разработку и создание креативных концепций для десктопа и мобайл-баннеров.
Но какие требования к специалистам, перешедшим в онлайн, предъявляют работодатели? Ведь наверняка существование в новой форме предполагает новые навыки и умения.
– Развитие технологий и автоматизация процессов влияют на востребованность навыка программирования, – рассказала глава пресс-службы HeadHunter. – Причём речь идёт не только об ИТ-специалистах, но и о представителях совершенно разных сфер: от маркетинга до HR.
Под «навыками программирования» в данном случае подразумевается не только собственное умение писать код, но и способность разбираться в чужом коде.
Кроме того, всё больше работодателей требуют от специалистов аналитические навыки: работник должен уметь анализировать, самостоятельно выстраивать логику работы и находить причинно-следственные связи.
– Кейс, когда работодатели ищут грузчиков или комплектовщиков с развитыми аналитическими способностями и указывают это в требованиях, это не выдумка, а реалии сегодняшнего дня, – поделилась Ирина Жильникова.
Конечно, чем выше должность, тем больше требований предъявляется к специалисту. Так, от руководителей среднего звена сегодня ждут менеджерских навыков: умения управлять командой, эффективно организовывать работу подчинённых и так далее.
– Работодатели заинтересованы в привлечении кандидатов, способных гибко встраиваться в новую систему координат: адаптироваться к новому коллективу, задачам, бизнес-процессам, технологиям и т.п., – отмечает представитель HeadHunter. – Адаптивность – один из важных навыков для работников разного уровня из разных профобластей. С одной стороны, соискателям важно быстро набирать недостающие компетенции, с другой стороны – быть готовыми учиться новому.
Так что в наше время без постоянного самообразования и обучения не обойтись – по крайней мере, если хочешь сохранить работу, и уже тем более, если мечтаешь продвинуться по карьерной лестнице.
Кроме того, по данным hh.ru, работодатели всё чаще упоминают среди требований ответственность, стрессоустойчивость, исполнительность, аккуратность, коммуникабельность и целеустремленность. Всё это в целом собирательно именуется термином soft skills.
– Значимость soft skills, безусловно, растёт. И это мировой тренд, поскольку можно научить специалиста базовым вещам, связанным с функционалом, но как он подходит к выполнению задач, как взаимодействует с коллегами, как общается с клиентами, способен ли креативно подходить к решению вопросов – это уже совсем другая история, – пояснила Ирина Жильникова.
Исключительно много появляется сейчас и ультрановых, никогда ранее не существовавших профессий. Причём больше всего перспективных специализаций рождает сфера IT. Основных причин такой плодовитости две. Во-первых, дело в бурном развитии технологий и повальном распространении гаджетов. А во-вторых, современное «цифровое» общество требует новых подходов к старым отраслям. Так, появляется потребность в специалистах на стыке IT и маркетинга, IT и HR и так далее – то есть людях, которые смогут «обновить» эти отрасли.
Вместе с потребностью в новых специалистах из сферы ИТ растёт и средняя зарплата в этой области. По данным аналитики HeadHunter, среднее предложение по России от работодателя в области высоких технологий составило в 2018 году 88 825 рублей. Что значительно выше средней зарплаты в целом по стране.
Другой сферой, рождающей множество новых современных профессий, связанных с интернетом, стала область маркетинга, рекламы и PR. Но здесь требования растут вместе с возможностями – в геометрической прогрессии.
– В каждом маркетологе должно быть немного от финансового директора, аналитика, психолога и программиста. Продвигать бренды и выводить новые продукты на рынок становится все сложнее, но тем и интереснее, – отмечает Ирина Жильникова.
Так, потребность в тщательном исследовании конкурентной среды породила профессию пресёчера – специалиста конкурентной разведки. Бренд-амбассадор занимается «умным» продвижением товаров и услуг, а тренд-вотчер отслеживает тенденции на конкретном рынке. Интересно, что последняя профессия и вовсе относится к сверх-новым: она, по наблюдениям аналитиков hh.ru, появилась у нас лишь в 2014 году.
Возникают новые профессии и в сфере медицины. Конечно, в первую очередь спрос на них можно наблюдать в Москве и Петербурге. Так, работодатели ищут сегодня нейробиологов, вальвеологов и геронтологов. Как отмечает представитель HeadHunter, возникновение подобных специальностей продиктовано стремлением к здоровому образу жизни.
– К числу новых и перспективных профессий можно отнести и wellness-консультанта – менеджера по продлению жизни, разбирающегося в медикаментах, новых приборах и технологиях, – отмечает глава пресс-службы компании.
Активно переходит в онлайн и сфера образования – уже сегодня можно найти бесчисленное количество онлайн-школ и самых разных курсов, для разного уровня учеников и кошелька.
Заметны тенденции к диджитализации также в области психологии и HR:
– Работодатели уже ищут специалистов по геймификации, экспертов по эргономике, медиаторов, работников по социальной адаптации (Social «networking» worker). Все эти профессии созданы для решения проблем, связанных с ускоряющимся темпом жизни, синдромом «выгорания», растущим уровнем эмоциональности (и, как следствие, конфликтов), мотивацией и адаптацией персонала.
Более широкое распространение получают и «профессии мечты» – такие, как оператор беспилотного летательного аппарата или инженер по тестированию в команду беспилотных автомобилей. Впрочем, пока их не слишком много, отмечает представитель рекрутинговой компании:
– Счёт таких предложений о работе в России пока идёт на десятки, однако уже в ближайшем будущем ситуация может измениться. При этом соискатели, претендующие на позиции, связанные с управлением БПЛА, тоже встречаются. Спрос есть, но он небольшой. Но предложение ещё меньше – в среднем 1,3 резюме на вакансию в декабре.
А значит, самое время «ловить волну», обучаться новому – и искать вакансию из будущего!