«Они будто в песочнице делят лопатки»: как избежать конфликтов и сохранить любовь в семье?

14 фев, 19:02
Маргарита Звягинцева
Непонимание, ссоры и бесконечное соперничество – к несчастью, очень распространённый сценарий развития семейных отношений. Впрочем, иногда на смену яркой любви приходит просто равнодушие. Как этого избежать? Разберёмся с семейными психологами.
Фото: globallookpress.com

«Бабочки в животе» против реальности

Сегодня юные парочки тратят последние деньги на воздушные шарики и подарки в честь Дня влюблённых. Семейные пары отправляются в рестораны или готовят ужины дома – но далеко не все. Для многих супругов, проживших в браке уже много лет (а то и десятилетий) праздник влюблённых не значит ничего. Потому что нет давно ни любви, ни тепла в отношениях.

Французский писатель Фредерик Бегбедер заявил в своём романе, опубликованном в 1997 году, что «любовь живёт три года». Так ли это на самом деле? Сам герой романа не смог решить, прав он или не прав. Как отметила в интервью 78.ru петербургский психолог Александра Левина, три года – это «максимальный срок годности «розовых очков»:

– Через три года, но чаще раньше, очки («гормональная влюбленность») спадают, и приходится сталкиваться с реальностью.
Фото: unsplash.com

Все мы подчиняемся гормонам, но когда поток дофамина ослабевает, приходится, по сути, строить отношения заново. И на этот раз – уже не с мифическим «принцем» или «принцессой», образы которых были созданы нашим собственным сознанием, а с реальным человеком – со всеми его недостатками, привычками и предпочтениями.

И это нормально. Прожить всю жизнь в состоянии перманентной влюблённости невозможно.

– Влюблённость – своего рода стресс для организма. «Бабочки в животе», «биение сердца как автоматная очередь» – мало кто выдержит такой градус всю жизнь. С эволюционной точки зрения, влюбленность сопутствует притяжению полов. Запланированный результат такого притяжения – деторождение, – рассказывает Александра Левина. – Влюблённость помогает на первых этапах, потом происходит столкновение с реальностью. Дальше выбор: принятие этой реальности вместе с сопутствующим партнёром и работа над отношениями или расставание.

Борьба за семейное одеяло

Семейный психолог Юлия Красикова поделилась в беседе, что главная проблема, с которой сталкиваются супруги в Петербурге в наше время, исключительно проста: «он (она) меня не понимает». Ни измены, ни проблемы сексуального характера, ни какие-то другие причины не встречаются так часто. Кроме того, те же измены и отсутствие секса чаще всего являются лишь следствием неспособности понять супруга.

– Это именно отсутствие понимания друг друга и такая жёсткая борьба, как будто они в песочнице делят лопатки. Кто из них важнее, кто главнее, кого надо понять больше и за кем ухаживать больше, – рассказывает Юлия Красикова. – Всё сводится к очень простым вещам: женщина не понимает, любит ли её мужчина, он не понимает, как она хочет, чтобы это происходило.
Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Пока женщина страдает от отсутствия той формы любви, которая ей так нужна, мужчина мучается из-за недостатка уважения, холодности в семье, а также непонятных требований супруги, которые он никак не может перевести на свой, «мужской» язык.

– Почти все идут с этим: они не знают, как друг друга любить и как это показывать, – отмечает семейный психолог.

При этом, очень часто люди готовы «терпеть», пытаться решить свои проблемы и сохранить семью ради детей. Но друг для друга они зачастую уже ничего не хотят делать – ни работать над собой, ни пытаться понять другого.

«Полечите ей голову!»

Кто же чаще всего пытается сохранить семью? Здесь статистика у специалистов разнится. По опыту Александры Левиной, мужчины и женщины обращаются за помощью с одинаковой частотой. А вот у Юлии Красиковой наблюдается перекос в личной статистике: инициатором визита к ней как к семейному психологу чаще являются мужчины. Юлия отмечает, что мужчины, по её наблюдениям, более решительны, когда речь доходит до решения семейных проблем.

– Но мужчины приводят своих женщин, как правило, с одной целью: «Пожалуйста, полечите ей голову, чтобы она успокоилась». Это тоже классика, – рассказывает Красикова.

Конечно, цели у каждой пары, которая решила работать над своими отношениями, разные:

– Есть клиенты, которые хотят, чтобы психолог помог им улучшить коммуникацию между собой. Есть клиенты, которые стремятся снять с себя ответственность за взаимоотношения и найти виноватого (партнёра) в семейных сложностях, – рассказывает Александра Левина.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Бывает, что люди уже готовы развестись – но слишком боятся озвучивать это внутри семьи. И идут к семейному психологу, чтобы страшные слова прозвучали в присутствии специалиста.

Чаще всего люди всё же хотят «полечить» свои отношения, отмечает Красикова. Но для этого нужно попытаться измениться самому.

– Чтобы сохранить тёплые отношения – их надо развивать! – уверена Александра Левина.

Система с неизвестным количеством факторов

Значит ли это, что нужно подстраиваться под партнёра, ломая и меняя себя под его «неровности и сколы», особенности характера, привычки и требования?

– Категорически ни под кого ломаться не надо! – отвечает Юлия Красикова. – Мы всё равно начинаем с себя. Часто девочки и женщины говорят: «Как же так, я и так всё делаю [для отношений], сейчас я ещё и меняться буду, чтобы что-то начало происходить!» Но это действительно так. Сложно рассчитывать на другой результат, если я делаю всё так же, как и раньше. Если я что-то начинаю менять в себе (не в партнёре – это невозможно), если я начинаю быть добрее, нежнее, ласковее, легче к чему-то относиться, партнёр, как система, начинает реагировать. Так не бывает, чтобы ответные изменения не происходили.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Психолог Александра Левина также уверена: фундаментами «взрослой» любви, остывшей от накала гормонов, являются осознанные отношения, дружба и партнёрство.

– Отношения – это система с неизвестным количеством факторов. Но если один элемент начинает меняться, вся система меняется. Просто иногда люди не дожидаются, когда всё начнёт меняться – объясняет Красикова. – Нужно подождать.

Семейный психолог отмечает, что реальные личностные изменения человек претерпевает примерно через полгода после начала работы над собой. В семьях, впрочем, этот процесс происходит быстрее – в силу того, что сама система динамичнее.

Но, как бы то ни было, Юлия подчёркивает: чтобы сохранить отношения, надо начинать с себя. Если первые шаги в ваших отношениях делают, как правило, гормоны, то после их ухода приходится «брать власть в свои руки». Если же пустить брак на самотёк, не разбираясь в конфликтах и не пытаясь понять друг друга, результат, чаще всего, предсказуем – и он не самый позитивный.

Понять себя

Однако иногда проблема состоит не столько в том, что близкие когда-то люди не могут договориться, сколько в том, что брак изначально был выбран не как осознанный жизненный путь, а как способ решить другие задачи.

Для некоторых настолько невыносимо одиночество, что они соглашаются поставить штамп, даже чувствуя, что будущий супруг – не совсем «их» человек (а чаще – даже не разбираясь). Другие не могут избавиться от собственных штампов в голове и просто пытаются выскочить замуж побыстрее, дабы избежать осуждения родителей, подруг и тётушки из Мурманска, которая может «неправильно понять».

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Бывает, что люди, у которых были слишком сложные отношения в родительской семье, пытаются построить свою – чтобы получить, наконец, недополученные любовь и тепло. Но делают это они на старом, «родительском» фундаменте, установках, принесённых из детства. И новое здание предсказуемо рушится.

– Я, наверное, ничего нового не скажу, но вообще каждому человеку положена психотерапия, когда он выходит во взрослую жизнь, – отмечает Юлия Красикова. – Прежде всего необходимы работа над собой и понимание того, чего ты хочешь. Но очень трудно понять, чего ты хочешь, в 18-20 лет, на фоне бушующих гормонов и стереотипов, которые заложила семья.

Поэтому, в первую очередь, каждый человек должен понять, чего же хочет в жизни именно он.

– Для начала необходимо себя понять, а потом уже искать и партнёра себе, и детей заводить, и карьеру строить, – уверена психолог.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В этом плане тенденция заводить семью позже, чем в СССР, не в 20, а ближе к 30 – признак исключительно положительный.

– Государству нужно иное: ему нужна динамика семей, нужно кризис демографический решать, и так далее. Но у человека должно появиться понимание, что нет необходимости выходить замуж или жениться, пока ты не решил, чего ты от жизни хочешь. Такой тенденции пока нет. Она зреет понемногу, и сейчас больше, например, женщин, которые рожают детей позже, чем обычно. Меня лично это радует, потому что это более осознанное отношение к браку и семье.

Вывод можно сделать простой: чтобы сохранить брак, необходимо понять супруга. Но чтобы это стало возможным, в первую очередь надо понять себя, свои истинные желания и ожидания от жизни.

Другое по теме