Синдром Альцгеймера и слабоумие, гормональные сбои и снижение иммунитета, воспаления, простуды и многое другое – всё это может быть следствием банального недостатка объятий. Тактильный контакт с близким человеком так же необходим нам, как сон и полноценная пища. И специалисты подтверждают этот факт.
Дмитрий Ковпак, психотерапевт и главный врач Клиники лечения депрессий и фобий в Петербурге, поясняет: объятия как особый вид близкого контакта влияют на гормональный фон организма.
– А в связи с гормональным фоном – и на иммунитет человека, – отмечает специалист.
Объятия и близкий физический контакт с родными и друзьями – важная часть жизни индивида, ведь они во многом формируют его представление о себе, о других, о мире и будущем, отмечает эксперт.
– Влияет это и на восприятие, на картину мира, и, как следствие, на психологическую и даже физическую устойчивость человека. То есть это один из элементов противодействия стрессу, – рассказывает психотерапевт. – А комплексная физиологическая реакция организма зависит от внутреннего психологического состояния.
Слова коллеги подтверждает в интервью 78.ru психолог, вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Инга Румянцева:
– При объятиях выделяется такой гормон – окситоцин. Есть мнение, что для женщин объятия более необходимы, чем для мужчин, потому что окситоцин – это гормон, который расслабляет, даёт ощущение радости. А вообще объятия помогают восстановить гормональную систему. В том числе – за счёт выброса эндорфинов. И дофамина, но это когда уже близкие отношения. Объятия очень нужны, без них, действительно, никак.
Но что происходит с нами, когда мы долгое время не испытываем гормональных всплесков, спровоцированных объятиями и близким физическим контактом с родными и любимыми? Если к нам неделями никто не прикасается, и сами мы никого не трогаем день за днём?
– У нас есть несколько сенсорных каналов, в том числе тактильный, – рассказывает Инга Румянцева. – Когда до вас дотрагиваются – это сенсорный канал, по которому вы воспринимаете тактильный, или кинестетический уровень сигнала. У нас есть также аудиальный (слух) и визуальный канал (зрение). И конечно, человеку, чтобы чувствовать себя хорошо, гармонично, нужны впечатления. Прежде всего – впечатления сенсорные.
Перевес или «недобор» впечатлений, поступающих по какому-либо каналу, влияет на организм отрицательно. Если нам нужны визуальные впечатления – мы идём в театр или в музей, смотрим фильмы или листаем яркие фото в пабликах. Не хватает аудиальных ощущений – слушаем музыку. Но вот для тактильного контакта нам, как правило, нужен другой человек.
– Когда нас трогают, мы ощущаем, что мы живём, – уверена Инга Румянцева.
Полное отсутствие ощущений или, наоборот, перегруженность какого-либо канала при отключении других называется сенсорной депривацией.
– Сенсорная депривация всегда была самой сильной пыткой, – поясняет психолог. – Вот, например, распространённая пытка – человек помещается в комнату, где нет ни звуков, ни света, исключены движения, и только капают капли одна за другой. Это и есть сенсорная депривация.
Кратковременная депривация бывает даже полезна – она позволяет «очистить» каналы восприятия, как запах кофе в магазине парфюма, даёт возможность взять передышку от бесконечной гонки «дом-работа», остаться наедине с собой. Именно поэтому стали появляться камеры сенсорной депривации с солёной водой и бесконечные тренинги по медитации. Но вот длительный сенсорный голод может быть откровенно губителен.
Однако у разных людей, без сомнения, разный уровень потребности в «обнимашках».
– У каждого от природы есть ярко выраженный сенсорный канал, через который мы воспринимаем окружающий мир, – рассказывает психолог. – Визуалам, например, необходимо, чтобы картинки были красивые. Во взрослых отношениях между мужчиной и женщиной, если женщина некрасиво одета – для визуала это большой стресс, потому что он всё воспринимает через картинку.
Для кого-то важнее внешность, для кого-то – звук голоса, а вот кинестетикам нужны, в первую очередь, прикосновения. С помощью тактильных ощущений они познают мир:
– Если дети-кинестетики не будут себя трогать – например, когда им говорят на уроке «руки держите сложенными» – они не будут усваивать информацию. Потому что кинестетику необходимо дотрагиваться до тела. Тогда он ощущает, что живёт и воспринимает мир.
Поэтому для кинестетиков отсутствие объятий и тактильных контактов – особенно серьёзное испытание.
– Если кинестетика не трогают, он просто сохнет. Он ощущает, что задыхается и не живёт полноценно, – объясняет Инга Румянцева.
Конечно, визуалам, аудиалам и дискретам (тем, кто познаём мир с помощью сортировки информации по логическим «полочкам») пережить тактильный голод несколько проще.
– Но, в любом случае, наше тело требует объятий, того, чтобы к нам прикасались. Для нас это обозначает, что мы живём, – подчёркивает психолог. – И, безусловно, если у нас случается сенсорная депривация и нас не обнимают, то у нас уровень депрессии вырастает, а впечатления и яркость жизни снижаются.
Хуже всего без объятий, конечно, детям. Если у родителей нет времени лишний раз крепко обнять малыша, последствия могут быть самые ужасные, отмечает психолог. Особенно если ребёнок – кинестетик.
– Депрессия, отсутствие ощущения, что он живёт, – перечисляет последствия «голода объятий» Инга Румянцева. – Мыслительный процесс по-другому работает. Любая депривация ведёт к перекосу, когда дети начинают добирать сигналы, впечатления из других каналов. Например, смотреть больше мультиков, больше двигаться. Ребёнок может стать более взвинченным.
«Недообнятые» малыши ищут тактильные контакты всеми возможными способами:
– Дети, которых не обнимают, устраивают больше драк – чтобы были телесные взаимодействия с другими детьми, – отмечает психолог. – Именно в этом причина – в отсутствии объятий, качественных и долгих.
Во взрослой жизни «тактильная диета» детства может аукнуться не раз. Поэтому – не забывайте просто обнимать малышей.
Мы выяснили, что объятия – животворное лекарство, без которого не обойтись. Но в каких количествах необходимо «принимать» это лекарство, чтобы сохранить психическое равновесие и физическое здоровье?
В популярных журналах из статьи в статью переходит одна и та же цифра – восемь. Якобы именно восемь объятий в день необходимо, чтобы оставаться счастливым. Соответствует ли это действительности?
– Конечно, никто это с линейкой не измерял. А если и измерял – это формальные цифры, – отмечает психотерапевт Дмитрий Ковпак. – Всё будет зависеть от индивидуального состояния человека, кому-то и меньше может понадобиться, кому-то и больше может не хватить. Но в целом, да, как минимум несколько таких прикосновений в день необходимо.
Инга Румянцева подчёркивает: в данном случае качество гораздо важнее количества:
– Здесь важно – с кем обниматься. Число восемь, вообще, магическое, это число цельности и завершённости. Безусловно, чтобы ощутить «закованность в объятия», одного раза не хватит. Но сколько – сказать не могу. В психологии есть такое понятие как «закрепление». Обнялся один раз, затем ещё раз – понял, что всё хорошо, так и есть, и затем в третий раз – закрепил. Нужно несколько объятий, тогда ты почувствуешь их.
А вот Дмитрий Ковпак призывает не забывает и о других видах близкого общения с родными и любимыми:
– Кроме объятий есть ещё и вербальный контакт, эмоционально заряженные «поглаживания» речью, и просто визуальный контакт. Нельзя сводить всё только непосредственно к тактильным ощущениям. Но они – наиболее открытые, наиболее близкие. В некоторых случаях это яркий всплеск эмоций и гормонов, настроения.
В наше время вопрос тактильного голода стоит особенно остро. Конечно, мы не перестали обниматься совсем – но реального, «живого» контакта нам часто не хватает.
– Сейчас люди больше поглощены виртуальной реальностью, гаджетами, – отмечает Дмитрий Ковпак. – Если мы посмотрим на поведение даже не отдельных людей, а групп, пар – в ресторанах, кафе, аэропортах, то они поглощены не столько друг другом, сколько Инстаграмом, соцсетями, перепиской. Поэтому мы, действительно, дистанцируемся друг от друга. Мало того, что живём в бетонных клетках, но ещё и разделены стеной виртуальной реальности.
А вот у психолога Инги Румянцевой другое мнение на этот счёт. Она уверена, что люди не стали обниматься меньше – если говорить о тех, кому есть, кого заключить в объятия:
– Люди так же обнимаются, но они могут меньше инициировать отношения. То есть виртуальность способствует тому, чтобы человек прекращал активный поиск партнёрских отношений.
Но как же быть тем, кому не с кем обниматься? Неужели одинокие люди обречены на мучительную тактильную депривацию, без вариантов спасения?
– Интуитивно люди всегда находят компенсаторные механизмы, – обнадёживает психотерапевт Дмитрий Ковпак. – Они заводят питомцев, собаку или других животных, и это тоже форма контакта. Помимо антропоцентрического варианта нашего взаимодействия «человек – человек», у нас есть ещё сострадание, сочувствие и поддержка других живых существ, и это тоже вариант.
Если же вам посчастливилось, и у вас есть любимые и близкие – не забывайте обнимать их крепко и часто. И не только раз в году, в специальный праздничный день. От по-настоящему тёплых объятий, как мы выяснили, выигрывают все.