За «оборонку» ответишь: почему в Смольном уверены, что с питерским ОПК всё ОК
Государственный оборонный заказ в ближайшие годы не будет расти. Предприятиям оборонно-промышленного комплекса нужно постепенно налаживать выпуск производства «гражданских» товаров или продукции двойного назначения. Президент Владимир Путин поставил жёсткие задачи по диверсификации производства. В Смольном в будущее смотрят с удивительным и непробиваемым оптимизмом. А на критический материал 78.ru отреагировали крайне болезненно.
Статья «Петербургская „оборонка“ на перепутье: как спасти предприятия на фоне снижения госзаказа» вышла в середине сентября. В ней перечислялись текущие проблемы городских предприятий ОПК: высокая долговая нагрузка, кадровый голод, вынужденная перспектива диверсификации производства с неочевидным результатом. Главе комитета по промышленной политике и инновациям Максиму Мейксину тон материала почему-то показался «оскорбительным».
Он прислал в редакцию письмо, в котором, помимо прочего, потребовал удалить статью. В противном случае чиновник пригрозил обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ради спасения репутации главы комитета мы очень подробно приводим все его аргументы. Порой они выглядят спорно, а порой настолько убедительны, что с ними не поспоришь, да вот беда: они не имеют никакого отношения к нашей статье.
1. Экономика Петербурга не зависит от заказов Минобороны
В популярных пособиях по искусству спора часто описывается такой приём, как доведение высказывания оппонента до абсурда. Так его проще разбить в пух и прав. Мы ничего не утверждаем, но почти всё письмо почему-то написано по этому принципу.
Так, Максим Мейксин приписывает 78.ru тезис о том, что в Петербурге «рост в промышленности связан исключительно с общим увеличением гособоронзаказа в последние годы». И далее приводит статистику: доля оборонного заказа в портфеле предприятий стабилизировалась к 2016 году и больше не увеличивалась, а индекс промышленного производства в 2017 году всё равно составил 105,5%, и это больше общероссийских 101,1%. А в авангарде по темпам роста в 2015-2017 и первой половине 2018 годов вовсе не ОПК, а производство кожи и изделий из кожи (180%), резиновые и пластмассовые изделия (163,9%) и автопром (118,4%).
— Эти факты говорят о том, что экономика Санкт-Петербурга является в достаточной степени диверсифицированной и в целом не зависит от участия предприятий в проектах Министерства обороны РФ, — резюмирует Мейксин.
Разумеется, резиновые изделия и кожа — это хорошо, но вообще-то в нашей статье речь шла конкретно о предприятиях ОПК. Если предыдущая программа гособоронзаказа предусматривала рост в несколько раз, то в программе на 2018—2025 годы цифры стабилизировались. С учётом инфляции и скачка цен в промышленности это предполагает снижение объема продукции в количественном исчислении. Президент Владимир Путин обозначил задачи по диверсификации производства предприятий ОПК: к 2025 году доля гражданской продукции должна вырасти почти в два раза и достичь 30%, а к 2030 году — 50%.
С 2011 по 2016 год объем оборонного заказа, размещённого в Петербурге, вырос в три раза и достиг 300 млрд рублей. Отрасль представляют сотни предприятий, на них работают более 100 тысяч человек. Диверсификация является для города насущной необходимостью и большой проблемой. Утверждение о том, что экономика Петербурга не зависит от заказов Минобороны, на наш взгляд, выглядит пугающе смелым.
2. Обойдёмся без ледоколов «Лидер»
В статье 78.ru отмечается, что со стабилизацией цифр по гособоронзаказу конкуренция между предприятиями различных российских регионов резко обострилась. А потому в последнее время показательными становятся случаи, когда крупные контракты обходят Петербург стороной. В качестве примера приводился перспективный тип российских ледоколов «Лидер». В разное время его строительство оценивали в сумму от 70 до 90 млрд рублей. Всего планируется заказать три таких ледокола.
За заказ боролись «Балтийский завод» и дальневосточная «Звезда». Большим преимуществом петербургского предприятия было то, что высокая концентрация профильных производств позволила бы изготовить практически все комплектующие на территории одного региона. При этом не секрет, что при принятии подобных решений учитываются многие обстоятельства, и в июне на совещании в Смольном директор «Балтийского завода» Алексей Кадилов попросил у губернатора Георгия Полтавченко оказать «административное воздействие». Но в итоге что-то пошло не так.
— В качестве примера якобы тяжёлого состояния оборонной отрасли автор приводит ситуацию со строительством ледокола «Лидер» на дальневосточном заводе «Звезда». Мы уверены, что проект в любом случае будет реализовываться при непосредственном участии «Балтийского завода» и других петербургских предприятий, так как «Звезда» объективно не сможет реализовать проект без компетенций и опыта специалистов из Санкт-Петербурга. Кроме того, известно о планах по реализации масштабной инвестиционной программы, направленной на развитие производственных мощностей. На «Балтийском заводе» продолжается строительство серии ледоколов ЛК-60, что обеспечивает необходимую загрузку предприятия, — парирует Мейксин.
Всё это опять же очень хорошо, но почему тогда даже при наличии таких компетенций и опыта в Петербурге контракт отправили на Дальний Восток?
3. Долги сокращаются, банкротство не грозит
Также в статье отмечалась проблема закредитованности предприятий ОПК и значительного роста долговой нагрузки на фоне увеличения оборонного заказа. В частности, речь шла о «Северной верфи», где кредиты и займы росли на порядок быстрее выручки.
— Высокая кредитная нагрузка «Северной верфи» сократилась. Положение предприятия устойчивое, объём заказов достаточный. Реализация ряда заказов остановилась из-за санкций и непоставки газовых турбин николаевским заводом «Зоря машпроект». При этом рост долговой нагрузки может быть связан как раз с многократным ростом объёма заказа. Теперь эта задача решена, — пояснил Максим Мейксин.
Какая прекрасная новость!
— Таким образом, утверждения автора о том, что указанные предприятия обременены долгами и неоднократно сталкивались с перспективой банкротства, являются недостоверными, не соответствуют действительности и наносят вред деловой репутации отдельных предприятий и имиджу Санкт-Петербурга как участнику международных соглашений и обязательств, — продолжает чиновник.
Отметим, что в статье говорилось лишь о том, что с перспективой банкротства уже сталкивались «Балтийский завод» и «Пролетарский завод», о других предприятиях речи не шло. Странно, что Максим Мейксин, ответственный за промышленную политику региона, не в курсе, что процедуру банкротства ОАО «Балтийский завод» была запущена ещё в 2011 году, а суды по данному вопросу шли до 2016 года, пока с кредиторами не удалось договориться. Проблему сохранения завода пришлось решать на федеральном уровне при личном участии президента Владимира Путина. В результате спасением и реорганизацией мощностей занялась «ОСК». В этом году завершилась процедура слияния двух юридических лиц завода под крылом госкорпорации: ООО «Балтийский завод — Судостроение» и АО «Балтийский завод».
По похожему сценарию развивались события и на «Пролетарском заводе», который в 2011 году банкротило Агентство по страхованию вкладов из-за проблем с возвратом кредита на 2 млрд рублей.
4. Бери дешёвых кредитов сколько хочешь
При этом Максим Мейксин почему-то пишет, что мы наносим вред имиджу предприятий. В то время как автор статьи 78.ru напротив подчёркивает, что рост закредитованности связан с рядом объективных сложностей. В частности, с отсутствием доступа к дешёвым деньгам, в результате чего займы часто приходится брать на общих основаниях и под большие проценты. Также отмечается, что в бюджете Петербурга на 2017 год на долю Фонда развития промышленности Петербурга приходится только 0,5 млрд рублей, так что для ОПК эта мера поддержки не актуальна. Данная фраза особенно возмутила Максима Мейксина.
— В 2017 году Фонд был докапитализирован до 1,5 млрд рублей, а также заключено соглашение с аналогичным федеральным институтом развития, согласно которому Фонд развития промышленности РФ предоставляет «кредитное плечо» в размере до 75% суммы займа. Это значит, что петербургские предприятия могут рассчитывать на льготные займы на совокупную сумму 4,5 млрд рублей. При этом обязательным условием предоставления займа является инвестирование собственных средств компании-заёмщика. Поэтому утверждение о том, что капитал Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга может быть поделён между «двумя пекарнями» не только не соответствует действительности, но и выдаёт незнание автором ключевых институтов и мер поддержки, реализуемых в городе, которое ведёт к выводам, искажающим ситуацию, — резко поправляет нас Максим Мейксин.
Да, признаем, 4,5 млрд, но какое это имеет отношение к сути высказывания? На официальном сайте фонда приводятся условия предоставления кредитов срок до 5 лет под 3-5% годовых. Речь идёт о суммах от 5 до 150 млн рублей. На фоне многомиллиардных долгов крупнейших предприятий ОПК Петербурга или, к примеру, стоимости ледоколов «Лидер», эти цифры выглядят смешно. Перечисление проектов, которые уже получили поддержку из средств фонда, лишь подтверждает данный вывод. Там есть, к примеру, проект «Русхлеб Исследования» по разработке инновационной продукции в пищевой отрасли, уникальные пассажирские катамараны «Средне-Невского Судостроительного завода» из композитных материалов или производство кухонной мебели европейского стандарта от «Первой мебельной фабрики». И это хорошо, но бесконечно далеко от оборонного заказа.
5. Город старается покупать своё
Не согласны в комитете по промышленной политике и с тем, что Смольный слабо использует промышленный потенциал региона при осуществлении закупок в рамках госзаказа. В материале речь шла о том, что поддержка предприятий ОПК за счёт роста выпуска различных товаров для нужд города могла бы существенно помочь в нелёгком деле диверсификации.
— Была проведена серия встреч с производителями и корпорациями для тестирования продукции на предмет соответствия требованиям с точки зрения качества и цены; определён фронт работ для улучшения продукции. В результате комитеты правительства Санкт-Петербурга и подведомственные им учреждения, а также ОАО РЖД, «Газпром-нефть», ТУП «Петербургский Метрополитен», ТУП «Горэлектротранс», ТУП «Пассажиравтотранс», ТУП «Водоканал Санкт-Петербург», СПб ТУП «Ленсвет», ТУП «ТЭК СПб», СПБ ТКУ «Дирекция транспортного строительства», СПБ ГБУ «Мостотрест» в течение двух с половиной лет закупили продукции у петербургских производителей на несколько миллиардов рублей. В структуре государственных закупок доля отечественной продукции по различным направлениям составляет от 70 до 90%, — возражает Мейксин.
Разумеется, доля закупок отечественной продукции тоже важна, но почему Максим Мейксин приводит именно её, хотя речь шла конкретно о доле петербургской продукции? Полный объём городского заказа составляет сотни миллиардов рублей, и на этом фоне «несколько» петербургских миллиардов как-то теряются. При этом, ещё раз напомним, статья посвящена конкретно предприятиям ОПК.
6. «Кировский завод» не умеет делать трамваи
Ситуация иллюстрировалась на примере производства подвижного состава для общественного транспорта, на закупку которого город ежегодно тратит миллиарды, и значительная их часть уходит за пределы региона. В то время как совместный проект «Кировского завода» и чешской «Шкоды» по производству трамваев с инвестициями, которые оценивались в 9 млн евро, в итоге ждал провал.
— Невозможно согласиться с выводом автора, что это «симптоматичная проблема» «Кировского завода». Предприятие действительно активно искало новые сферы приложения компетенций. Этот конкретный проект оказался не востребован рынком, как представляется, в связи с тем, что производство электротранспорта не является ключевой компетенцией «Кировского завода». Вместе с тем в Санкт-Петербурге имеются мощности компаний, исторически сильных на этом рынке. В частности, в июле 2018 года на базе Октябрьского электровагоноремонтного завода, который производит вагоны для петербургского метрополитена, презентована линейка трамваев «Львёнок», — пишет Мейксин.
Невозможно не согласиться с главой комитета по промышленной политике в том, что отсутствие заказов на трамваи не является «симптоматической проблемой Кировского завода». Остаётся только догадываться, зачем уважаемый чиновник опять приписывает автору нападки на предприятия, тогда как в материале речь идёт исключительно о политике Смольного.
Компания «Транспортные системы» действительно арендовала мощности Октябрьского электровагоноремонтного завода для производства трамваев на территории Петербурга. Инвестиции в проект оценивают в сумму от 2 до 5 млрд рублей. А «Горэлектротранс» недавно заказал у «Транспортных систем» два трамвая за 152 млн рублей.
Хочется верить, что у этой сказки будет добрый конец. Потому что несколько лет назад мощности того же Октябрьского электровагоноремонтного завода уже пытались использовать для другого трамвайного проекта, реализуемого «Трансмашхолдингом» и французским Alstom. Тогда речь шла об инвестициях на сумму 30 млн евро. Производители готовы были вкладывать средства с расчётом на будущие городские заказы. Но в итоге дело ограничилось сборкой четырёх трамваев Alstom Citadis 301 CIS, и на том все остановилось.
А ведь можно в этой связи вспомнить и знаменитый «Вагонмаш», который ещё недавно пытался поставлять «Петербургскому метрополитену» вагоны нового поколения «НеВа». В 2013 году предприятие объявили банкротом, станки распилили на металлолом, а помещения снесли.
7. Каким экспертам верить
Максим Мейксин жалуется не только на содержание, но и на форму материала. Не нравятся ему и рассуждения петербургского военного эксперта Александра Пылаева, которого чиновник называет «некомпетентным». Поэтому мы обратились к федеральному эксперту — руководителю Центра изучения общественных прикладных проблем Александру Жилину, и его выводы оказались идентичными. Он также выразил обеспокоенность перспективами предприятий ОПК в стране и в Петербурге в частности.
— Могу только выразить сожаление, что высокопоставленные люди думали, что санкции — это детские игры. Санкции, связанные с экономикой, финансами, промышленным производством — это фронты третьей мировой войны. Кто-то ждет наступления бронетехники — её не будет, — заявил эксперт 78.ru. — Власти просто обязаны уже экстренно реагировать. На этих предприятиях много рабочих, а это огромное количество семей, которые должны что-то кушать. Нужно исходить из того, что предприятия могли бы давать для нужд города или для государства в целом.
По мнению Жилина, данная проблема настолько актуальна, что должна быть рассмотрена на выездном заседании совета безопасности. В числе важных проблем, которые следует решать, он упомянул и долговую нагрузку.
— Это может быть реструктуризации долгов, льготное кредитование, а, возможно, даже списании долгов. Не предприятия виноваты, когда их загоняют в ситуацию, при которой приходится брать кредиты, риски, а потом ждать в конце года, закроют им эти долги или нет, — отметил Жилин.
В свою очередь глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отметил, что производство продукции невоенного назначения — далеко не универсальное решение. В частности, в связи этим он упомянул концерн «МПО — Гидроприбор».
— Если предприятие делает торпеду, то крайне сложно сделать торпеду для мирных целей, — иронизирует специалист.
Он считает, что в целом ситуация настолько серьёзна, что если не получится с выпуском продукции двойного назначения или экспортом, то речь может идти о перепрофилировании части мощностей отдельных предприятий и даже ликвидации некоторых площадок.
— Если речь встанет о сокращении персонала, то местные власти могут давать деньги на переобучение, — добавил Пухов.