Петербургская «оборонка» на перепутье: как спасти предприятия на фоне снижения госзаказа
Что не так с петербургской «оборонкой»
С 2012 по 2017 годы объём работ по государственному оборонному заказу в Петербурге вырос в 3,5 раза. Этими успехами недавно на заседании городского правительства похвастался глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Оборонно-промышленный комплекс достиг 7% в валовом региональном продукте Северной столицы. Ведущими отраслями являются судостроение, радиоэлектроника, телекоммуникационные системы и средства связи, авиационное и космическое оборудование.
— По поручению Георгия Полтавченко создан совет по конверсии — в его рамках ведётся работа по содействию диверсификации предприятий. Дополнительные возможности по продвижению своей продукции предприятия получают через систему государственного заказа, — добавил чиновник.
Однако фактически ситуация куда менее радужная, чем можно понять из официальных отчётов. В успехах вряд ли стоит искать заслуги городских властей. Десятки системообразующих предприятий ОПК достались нынешним обитателям Смольного по наследству, а рост связан исключительно с общим увеличением гособоронзаказа в последние годы. Аналогичные цифры фиксировались и в других регионах.
Но бесконечно производство промышленной продукции расти не могло. Уже в 2017 году военные расходы государства перестали увеличиваться, и эта тенденция может сохраниться на относительно долгую перспективу. В результате конкуренция в отрасли растёт, бороться за заказы Минобороны становится сложнее. Например, недавно «Балтийский завод» проиграл заказ на строительство ледокола «Лидер». Специальная правительственная группа предпочла дальневосточную «Звезду». Речь идёт о десятках миллиардов рублей, которые пройдут мимо экономики региона. Точно также машиностроительный завод «Арсенал» перестал поставлять артиллерийские установки на корабли. Теперь этим занимается нижегородский «Буревестник».
Погрязли в долгах
При этом рост производства на петербургских предприятиях ОПК сопровождался ещё более бурным скачком долговой нагрузки. К примеру, кредиты и займы «Северной верфи» к концу 2016 года достигли 34 млрд рублей, за пять лет они выросли втрое, в то время как выручка увеличилась лишь на 7%. Завод «Арсенал» также за пять лет втрое увеличил долги, которые достигли 6 млрд рублей. А «Балтийский завод» и Пролетарский завод, выпускающий изделия машиностроения для ВМФ, и вовсе в последние годы неоднократно сталкивались с прямой перспективой банкротства.
Предприятия ОПК вынуждены брать кредиты, так как расчёты с государственным заказчиком происходят на конец года. При этом займы они берут на общих условиях, без льгот и с учётом огромного количества бюрократических процедур, что и приводит к закредитованности.
— В принципе, в закон о промышленной политике в РФ вошёл пункт о создании фондов поддержки промышленности. Но в Петербурге этот фонд мизерный, речь о цифре в районе полумиллиарда. Для машиностроения это ни о чём. Построить пару хлебопекарен можно, но не более. Было бы хорошо этот пункт оживить, в экономике можно находить такие деньги, — считает военный эксперт Александр Пылаев.
Общий объём субсидий промышленным предприятиям Петербурга в 2017 году составил 512 млн рублей. Профильный комитет направил заявку о двукратном увеличении этой суммы в бюджете 2019 года. Но пока это предложение не утвердили. В настоящий момент городское правительство готовит проект бюджета к первому чтению в городском парламенте.
Как перестроить ОПК на мирные рельсы
Смольный не только не оказывает существенной поддержки предприятиям ОПК в работе с банками, но и крайне слабо использует промышленный потенциал региона при осуществлении закупок в рамках госзаказа.
На этом фоне симптоматично выглядят проблемы «Кировского завода», который пытался обеспечить город электротранспортом и даже подписал с правительством Петербурга соответствующий меморандум в 2013 году. Сперва было создано совместное производство с украинским вагоностроительным заводом ради выпуска вагонов метро и трамваев. В 2016 году альянс распался, так и не получив заказов. Затем «Кировский завод» объявил о создании совместного предприятия с чешской «Шкодой». Объём инвестиций составил 9 млн евро. Но производство трамваев для нужд города так и не началось.
Обостряются и старые проблемы, которые росли годами — вроде хронической нехватка квалифицированных кадров. И это в Петербурге с его разнообразием образовательных учреждений, некоторые из которых по-прежнему выпускают специалистов в никуда.
— Если говорить о судостроении, то там проблема не стоит остро. Вопросы диверсификации решаются не так сложно, потому что существует и существенная потребность в гражданских судах. Другой вопрос — радиоэлектронный сегмент. Тут сильные проблемы, которые выходят далеко за рамки региона и связаны с темой импортозамещения, — отмечает Пылаев.
По его словам, трансфер технологий — это проблема, которая может быть в значительной мере решена только на федеральном уровне. Впрочем, и для городского уровня работы хватает с избытком.
Только в 2017 году Смольный создал конверсионную комиссия. Она призвана помогать с модернизацией предприятий и диверсификацией производства за счёт мирной продукции. Работа нового органа пока не слишком заметна. Разумеется, Мейксин не замедлил отчитаться о первых успехах.
— Комитет по здравоохранению при поддержке комитета по промышленной политике и инновациям организовал закупки инновационной продукции медицинского назначения. В 2017 году лечебные учреждения закупили такую продукцию у 13 петербургских предприятий на общую сумму 50 млн рублей. Мы оцениваем эту меру как очень эффективную, — заявил чиновник.
Но на фоне масштаба проблемы 50 млн рублей — сумма крайне незначительная. Существует мнение, что с созданием такого органа городского правительство явно затянуло, а его работа должна стать куда более интенсивной. В противном случае город ждёт существенное падение уровня промышленного производства, а также сопутствующие проблемы с наполнением бюджета и обострением ситуации на рынке труда.