Законы в мусорный бак: светит ли Петербургу раздельный сбор отходов?
В Петербурге должна заработать система раздельного сбора бытовых отходов. Это лейтмотив сразу двух законопроектов, которые были внесены на днях в Законодательное собрание города. Впрочем, добиться заявленной цели депутаты предлагают по-разному.
Собирать отдельно полимерные отходы (полиэтилен, ламинированную бумагу, ПВХ, полипропилен и т.д.), опасные отходы (батарейки, аккумуляторы, ртутные лампы, электроприборы и т.д.) и весь остальной мусор предложила группа депутатов из парламентской Комиссии по экологии и природопользованию во главе с ее председателем Марией Щербаковой. Если документ примут, то около каждого дома появится по два дополнительных бака для указанных видов отходов.
Раздельный сбор опасных отходов снижает затраты на обезвреживание и переработку оставшегося мусора, отмечают авторы законопроекта. Что же касается полимеров, то они занимают много места при малом весе и если собирать их отдельно, то периодичность вывоза оставшегося мусора можно сократить, как минимум, на треть, подсчитали депутаты.
— Существуют уже отработанные технологии по переработке полимерных отходов, то есть данный вид отходов является вторичным сырьем и может продаваться по договорам собственниками твердых коммунальных отходов или уполномоченными лицами предприятиям по переработке этого вида твердых коммунальных отходов и производствам новых видов продукции, что тоже может давать положительный экономический эффект, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Еще один член Комиссии по экологии Надежда Тихонова решила пойти другим путем. Она подготовила законопроект, согласно которому пример остальному городу должна подать власть. Раздельный сбор отходов, согласно законопроекту, станет обязательным для всех органов власти и бюджетных учреждений Санкт-Петербурга. Правда, что именно понимается под раздельным сбором, Надежда Тихонова не указала.
Внесенные законопроекты раскритиковали как сторонники раздельного сбора отходов, так и его противники.
— Те, кто вносят эти законопроекты, даже близко не хотят знать, что такое на самом деле раздельный сбор. А раздельный сбор в западных странах, где он практикуется, это развитие семи технологических направлений. Нужны другие машины, другие контейнера, другие сортировки и другие технологии. Так как отрасль машиностроения у нас абсолютно не развита, то кончится это тем, что поставят раздельные баки, они постоят какое-то время, а потом их просто выкинут и все, — говорит генеральный директор Института техногенных ресурсов Николай Колычев.
Только на модернизацию контейнерных площадок и создание новых сортировочных пунктов, по его подсчетам, в масштабах города требуется 30 млн рублей. По мнению Николая Колычева, гораздо эффективнее развивать технологии автоматической сортировки мусора на мусороперерабатывающих заводах. Они внедрялись в Ленинграде еще в прошлом веке, но сейчас фактически брошены. В то время, как за рубежом такие технологии обеспечивают до 80% переработки отходов.
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша поддерживает идею начать реформу мусорной отрасли с чиновников, но считает, что депутаты недостаточно глубоко погрузились в проблему раздельного сбора отходов.
— Радует то, что они об этом стали думать, — говорит она. — Не радует то, что они не советуются с экспертами. Нет системного понимания, какие сейчас существуют препятствия для раздельного сбора мусора, и что на уровне города можно сделать для того, чтобы эти препятствия преодолеть. Они видят только то, что нет бачков и их нужно поставить.
Анна Гаркуша напоминает, что в Петербурге со следующего года должен начать работу Региональный оператор по обращению с бытовыми отходами. Именно этой организации, по ее мнению, необходимо поставить конкретные задачи по обеспечению раздельного сбора.
— Региональный оператор имеет определенные обязательства перед городом, — рассказывает эксперт. — Сейчас они выглядят следующим образом: он обязан обеспечить поэтапное внедрение раздельного сбора отходов в течение срока своей работы. Это значит, что в течение 10 лет он может ставить по одному контейнеру в год и это будет выглядеть как работа. Нет никаких целевых показателей.
Анна Гаркуша согласна с тем, что в Петербурге не развита инфраструктура раздельного сбора и последующей утилизации отходов, но считает, что ее можно создать.
— Когда вводили автокресла для детей, моя машина была не приспособлена для автокресла, но когда сказали надо, то автокресла появились в каждой машине, — приводит пример она.
Ранее в Петербурге проводились эксперименты по раздельному сбору мусора. Отдельные контейнеры для разных видов отходов установлены, например, на Васильевском острове, в некоторых общественных местах города. Но, по словам участников «мусорного» рынка, в большинстве случаев весь мусор из этих бачков при их опорожнении просто пересыпается в кузов одной машины.
Кроме того, не один год в городе обсуждается строительство нового мусороперерабатывающего завода.