Неделя революции. День четвертый: расходы растут, Керенский печатает «керенки»

4 нояб, 10:11
Александр Саблин
Сто лет назад Февральская республика доживала последние дни, но Керенский еще был полон энтузиазма. Временное Правительство в последний момент запретило казачий крестный ход, и День Петросовета прошел без происшествий.
Фото: gov.spb.ru

Накануне революции

День за днем мы продолжаем вспоминать перипетии исторических событий столетней давности. 4 ноября вопреки некоторым прогнозам большевики захватывать власть не стали. Временное Правительство в последний момент запретило казакам проводить в Петрограде свой крестный ход по случаю Дня иконы Казанской Божьей Матери. В результате «смотр революционных сил» в рамках Дня Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов прошел на улицах города более-менее спокойно.

Одновременно Петроградский военно-революционный комитет (ВРК) ведет методичную подготовку к перевороту. Он требует признать полномочия собственных комиссаров в частях Петроградского гарнизона, а затем объявляет о том, гарнизон подчиняется ВРК.

«Эсеры», меньшевики и даже часть большевиков во главе с Каменевым и Зиновьевым продолжают агитировать против вооруженного восстания. Они уверены, что ничем хорошим это не кончится, а ситуацией воспользуются «корниловцы» и контрреволюционеры. В свою очередь глава Временного Правительства Александр Керенский абсолютно уверен в своих силах.

«До самого конца он совершенно не отдавал себе отчета в положении. За четыре-пять дней до октябрьского большевистского восстания, в одно из наших свиданий в Зимнем дворце, я его прямо спросил, как он относится к возможности большевистского выступления, о котором тогда все говорили. «Я был бы готов отслужить молебен, чтобы такое выступление произошло», - ответил он мне. «А уверены ли вы, что сможете с ним справиться?» «У меня больше сил, чем нужно. Они будут раздавлены окончательно», - вспоминал один из лидеров «кадетов» Владимир Набоков, отец автора «Лолиты».

Голод, инфляция, тотализатор и «керенки»

Газеты 4 ноября публикуют сообщение Министерства финансов о том, что придется печатать новые казначейские знаки номиналом 20 и 40 рублей, так как инфляция достигла угрожающих масштабов.

«Расходы Российской Республики беспрерывно увеличиваются. Требуется все большее количество денежных знаков. Между тем Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг не имеет возможности своевременно печатать в таком громадном числе кредитные билеты установленного образца», - констатируют в Минфине.

Эти так называемые «керенки» будут находиться в обращении вплоть до 1922 года, пока их не обменяют на рубли РСФСР в соотношении 10 000 к 1. В ближайшие месяцы наряду с ними наряду с хаосом в стране появится огромное разнообразие дензнаков. Например, такие печатали на Дону.

Фото: cbr.ru

Обсуждается возможность голода, на возможность которого намекают даже в правительстве. Страшный голод в Петрограде действительно начнется, но уже в следующем году. А пока газета «эсеров» «Труд» критикует налоговую политику государства. И в то же время правительству достается за аморальные доходы на скачках.

«На 1917 год в роспись государственных доходов внесена статья в 9 миллионов рублей от тотализатора. С моральной точки зрения может быть было бы правильнее совсем упразднить тотализатор, как соблазн азартной игры», - пишет издание.

Интересно, как бы букмекеры в тот момент оценили шансы большевиков на прочную победу в борьбе за власть в стране? Тогда в них почти никто не верил.

Другое по теме