История
06:111 ноября 2017

Неделя революции. День первый: «братания» солдат с немцами и майдан на Украине

В ближайшие семь дней мы будем разбираться, что происходило в стране сто лет тому назад. 1 ноября 1917 года республика замерла в ожидании выступления большевиков, Керенский готовил коварный план, а церковь спорила о превратностях присяги на верность.
Смольный в октябрьские дни 1917 г./ Фото: Фонд фотографических источников.

Фронт: из пушки по воробьям

За шесть дней до революции 1 ноября (19 октября по старому стилю) газеты продолжают исправно извещать читателей о положении дел на фронте. В колонках то и дело пишут о «братаниях» солдат с немцами. Лет десять назад на Западе этой теме посвятили пафосную пацифистскую драму «Счастливого Рождества». Согласно недавнему отечественному блокбастеру «Батальонъ», это чуть ли не официальная немецкая стратегия на Восточном фронте – обниматься с русскими и давать им водку. На практике все было далеко и от глянцевой западной романтики, и от нашей карикатуры. Солдатский обычай родился на фоне многомесячных позиционных стояний в соседних окопах и распространился среди всех основных держав-участниц конфликта.

Обучение стрельбе петроградских красногвардейцев, 1917 г./ Фото: Фонд фотографических источников.
Обучение стрельбе петроградских красногвардейцев, 1917 г./ Фото: Фонд фотографических источников.
«Замечены попытки неприятеля к братанию: на Северном фронте у Иллукста, в районе южнее Поневежской железной дороги, у деревни Британишек, на Западном фронте – севернее Поставов, у озера Вишневского и северо-западнее местечка Крошина. Начавшееся братанье прекращено огнем нашей артиллерии», – пишет «Русское слово» 19 октября по старому стилю (1 ноября), цитируя сообщение из Ставки.

Большевики: война нужна, но другая

Вопреки позднейшим клише к этому времени армия не разбежалась, а фронт держался. Но с мотивацией действительно были серьезные проблемы, а размах дезертирства продолжал нарастать. Григорий Зиновьев в печатном органе большевиков «Рабочий Путь» объяснял, что война нужна, но другая.

«В этих условиях, в этой новой войне (если она будет), ничего общего не имеющей с империалистической бойней во имя тайных договоров, будем воевать «мы», а не буржуазия, будем воевать «мы» против буржуазии», – писал профессиональный революционер и сын владельца молочной фермы от имени русского крестьянства.
Отступление русских войск из Галиции, 1917 г./ Фото: Фонд фотографических источников.
Отступление русских войск из Галиции, 1917 г./ Фото: Фонд фотографических источников.
«Невольно хочется спросить, сколько миллионов дал Вильгельм за введение в наш обиход формулы «мир без аннексий и контрибуций». Эта фраза стоит поцелуя Иуды в истории народов», – парируют «Московские ведомости».

Политики: незалежная Украина

На Украине нарастают сепаратистские тенденции. «Самостийники» проваливаются на выборах в органы городского самоуправления, но несмотря на это Центральная Рада смело идет на конфронтацию с Временным Правительством. Киев требует все больше полномочий. Петроград пытается вести диалог, а слева Керенского нещадно критикуют за имперские амбиции, игнорирование права народов на самоопределение и страшную политическую месть.

«В среде украинцев возникло стремление созвать свое украинское Учредительное Собрание. И Временное «Революционное» Правительство, в состав которого, как утверждают добрые люди, на 10 министров-«социалистов» входит всего 6 министров «буржуа», это Временное Правительство, не задумываясь, находит легчайший путь для разрешения этого вопроса: в наказание за неблагонадежность – лишить украинскую Раду уже ассигнованных ей на работу 350 тысяч рублей», – возмущаются в «Рабочем Пути».

Церковь: а как с присягой-то быть?

На фоне грозных событий продолжается судьбоносный Поместный собор Православной российской церкви. В октябре священник Василий Беляев делает доклад по вопросу о массовом нарушении присяги Николаю Второму. Он сообщает об учительнице, которая никак не может разобраться, свободна ли она от присяги бывшему императору. Если нет, то просит собор ее освободить, чтобы женщина могла спокойно работать при новой власти. Священнослужитель ставит перед соборянами следующие вопросы:

«Акт отречения Николая Второго – достаточный ли повод для православных считать себя свободными от данной присяги? Сами ли православные, каждый в отдельности, в известных случаях считают себя свободными от присяги, или же требуется авторитет Церкви? Если требуется авторитет Церкви, то не являемся ли мы клятвопреступниками, как сами себя освободившие от обязательства присяги?»
На Исаакиевской площади во время богослужения в Исаакиевском соборе в память казаков, павших в июльские дни 1917 г./ Фото: Фонд фотографических источников.
На Исаакиевской площади во время богослужения в Исаакиевском соборе в память казаков, павших в июльские дни 1917 г./ Фото: Фонд фотографических источников.

Интеллигенция: высечь «Антропку»

Страна замерла в ожидании выступления большевиков. Широко обсуждалась дата 20 октября. О планах партии по захвату власти открыто рассказали Лев Каменев и Григорий Зиновьев. Сами они считали эти планы авантюрой, которая плохо кончится, и пытались ее предотвратить. Самоуверенный Керенский был с ними полностью согласен. Но на всякий случай Временное Правительство все-таки решило арестовать Ленина. Глава Минюста Павел Малянтович сделал соответствующее распоряжение, а потом, по некоторым данным, сам же и предупредил вождя революции о готовящейся облаве.

«Ленин каждодневно в «Рабочем Пути» (б. «Правда»), совершенно открыто наставляет на этот погром, утверждая его, как дело решенное. Газеты спешат сообщить, что правительство «собирается» его арестовать. Керенский во всем своем дохлом окружении кричит Ленину:
– Антропка-а-а. Иди сюда-а… Тебя тятька высечь хочи-и-ить!
Оповещенный Антропка и не думает идти, хотя в отличие от Антропки тургеневского не затихает, голос подает все время, и ни в какую порку не верит. И прав», – пишет в дневнике Зинаида Гиппиус.
Выступление А.Керенского, министра Временного правительства, перед солдатами, 1917/  Фото: Фонд фотографических источников.
Выступление А.Керенского, министра Временного правительства, перед солдатами, 1917/ Фото: Фонд фотографических источников.
История
Новости партнеров