Мосты Петербурга: смерть на глубине, золото и легенда о первом вытрезвителе
Имена мостов: от Дворцового до Республиканского и обратно
Как и улицы, площади и набережные, петербургские мосты не раз меняли свои названия. Самая мощная волна переименований прокатилась по городу после революции. Дворцовый мост, получивший своё название в честь Зимнего дворца лишь в 1916 году, уже в 1917 стал Республиканским. Оригинальное название главному мосту Петербурга вернули только в 1944 году, когда в Ленинграде массово пересматривали «поспешные переименования» первых лет существования Советской власти.
Троицкий мост был назван так в 1827 году. Ранее здесь находился плашкоутный (понтонный) мост – такие плавучие переправы были в начале XIX века почти везде. Плашкоутный вариант носил имя Петербургского, но постоянная переправа это название не унаследовала. Мост получил название в честь Троицкой площади, которая располагается неподалёку.
В 1891 году Троицкий мост было предложено переименовать в Александро-Мариинский, отметив таким образом 25-летие со дня свадьбы Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Но сам император это предложение отклонил. Смены имени, однако, мост не избежал: в 1918 году его всё же переименовали в мост Равенства, а в 1934 году – в Кировский, в честь убитого двумя неделями ранее революционера. И только в 1991 году мосту было возвращено историческое название.
Первый мост города и память о петровских пушках
Самым первым постоянным мостом через Неву стал Благовещенский. Он был открыт в 1950 году и получил своё название в честь Благовещенской площади и Благовещенского собора, который снесли в первые годы счастливого господства Советской власти. В проекте название было другое – «Невский».
После смерти императора Николая I мост переименовали: с 1855 года он назывался Николаевским. А в 1917 году получил имя «самого многодетного» из лейтенантов-революционеров – Лейтенанта Шмидта.
Историческое название Благовещенскому мосту вернули только в 2007 году, когда состоялось открытие переправы после реконструкции.
Сампсониевский мост в XIX веке назывался по-другому – Выборгским. А в 1918 году был переименован в мост Свободы. Современное название мост получил только в 1993 году, по названию Сампсониевской набережной, которую в наше время поглотила Выборгская.
А вот Литейный мост – редкий пример «обратного» переименования. Своё современное название мост получил в честь Литейного двора, основанного Петром I. На Литейном дворе отливали пушки ещё во время Северной войны. Позже двор растворился в большом городе, но название осталось – в имени проспекта и моста.
С 1879 года Литейный стал называться мостом Императора Александра II. Название быстро сократилось до «Александровского», а после революции вновь сменилось на первоначальное – Литейный.
Кабак «Поцелуй» и пьяные матросы
Есть и другие интересные истории, связанные с именами мостов. Так, например, станция метро «Спортивная» в проектных документах носила название «Тучков мост», но позже было выбрано другое название.
Большой Обуховский мост, который петербуржцы называют просто вантовым, стал первым мостом с «народным» именем. Дело в том, что при выборе его названия проводилось голосование среди жителей Петербурга и Ленобласти – впервые в истории города.
Не менее интересны и легенды «малых» петербургских мостов. Так, все романтики Северной столицы уверены: на Поцелуевом мосту необходимо целоваться. На самом деле, есть более реалистичные версии происхождения этого названия. По одной из них, мост получил имя в честь купца Никифора Поцелуева, который открыл неподалёку кабак с романтичным названием «Поцелуй».
А Прачечный мост за свои «особенности внешности» получил нетривиальное «народное» название – Пьяный. Нет, особо жутких историй о пьяных утопленниках с ним не связано. Просто буйная фантазия петербуржцев чётко определила: если в конструкции есть окошки с решётками, значит, за ними непременно должна быть тюрьма. Или, как минимум, гауптвахта. По городской легенде, в «каменный мешок» Прачечного моста сажали провинившихся пьяных матросов. И мост через Фонтанку у самой Невы был ни чем иным, как «первым вытрезвителем».
На самом деле, никакого «вытрезвителя» здесь не было. А своё официальное название Прачечный мост получил благодаря располагавшимися рядом дворцовыми прачечными. Но народная фантазия, как известно, безгранична.
Огонь, вода и мёртвые кони. Глубокий омут под Литейным
Историю Петербурга невозможно рассказать без упоминания о трагедиях и катастрофах, произошедших при его возведении. Немало печальных событий связано и с мостами.
Так, например, при строительстве Литейного моста погибло несколько десятков человек. Косвенной причиной трагедии стала особенность места, на котором стоит переправа – а именно тот факт, что Литейный решили строить на самом глубоком участке Невы.
Ранее здесь находилась наплавная переправа, но 4 апреля 1865 года во время ледохода эту переправу сорвало мощными льдинами. После этого решено было соединить Выборгскую сторону с центром Петербурга стационарным мостом. Строительство началось в 1875 году.
Но вот беда – дно здесь можно было «нащупать» лишь на уровне 24 метров. Да и то, назвать эту илистую «манную кашу» из глины дном не поворачивался язык. Ставить каменные опоры решили на кессоны. И тут, к слову, Литейный мост «установил» рекорд: кессоны под опорами разводного пролёта оказались самыми большими за всю предыдущую историю строительства в России. Площадь этих кессонов достигала 462 метров. Собственно, с ними и оказались связаны все печальные истории.
Один из кессонов при погружении наткнулся на непреодолимое препятствие – как выяснилось, когда-то здесь затонула баржа с камнем, и теперь на пути опоры лежал крупный валун. Первое время он не причинял никаких неприятностей, но через месяц после начала работ кессон затопило. К счастью, тогда никто не пострадал.
Ситуация повторилась 16 сентября 1976 года. В тот день, около девяти часов вечера грунт неожиданно и резко осел, и кессон оказался заполнен смесью жидкой глины, воды и ила. В момент затопления в коробке под водой находилось 28 рабочих, 18 из которых среагировали мгновенно, быстро выбравшись из капкана, пятеро были спасены чуть позже, а ещё пять человек погибли.
Почти через год здесь же произошла новая трагедия. В одном из кессонов во время проведения работ случился мощный взрыв. Девять человек были убиты сразу, а ещё двадцать утонули в мутной воде, не сумев выбраться – взрывная волна всколыхнула со дна густой ил, который тут же окутал землекопов.
Халатность, разгильдяйство и ржавые тросы
Тучков мост впервые обрёл очертания постоянного в тридцатых годах XIX века. До этого на его месте находилась плашкоутная переправа на сваях. Однако «бета-версия» Тучкова моста просуществовала всего 35 лет. В 1870 году он был полностью уничтожен одной-единственной непотушенной папиросой – деревянная переправа вспыхнула и сгорела в одночасье дотла.
Происходили трагедии с петербургскими мостами и в XX веке. Самая громкая из них связана с мостом Александра Невского. Эта переправа строилась в 1960-1965 годах, и считалось, что при её сооружении использовались самые передовые на тот момент технологии.
Однако все революционные новшества были перечёркнуты банальной халатностью. Построенный кое-как мост стал быстро разрушаться. Ванты – стальные тросы, державшие конструкцию – начали стремительно ржаветь и выходить из строя. Уже через два года больше полусотни тросов здесь лопнуло. Большие проблемы возникли и с гидроизоляцией.
Однако ремонтировать мост, который через пятнадцать лет уже дышал на ладан и размокал, как пряник в молоке, никто не спешил. В результате, произошла катастрофа. В 1982 году рухнул 700-тонный противовес левого крыла конструкции. Мост спешно закрыли на ремонт, однако главные проблемы в советское время так и не исправили.
Мифы vs физика
А в начале XX века рухнул один из самых «мистических» мостов Северной столицы – Египетский мост через Фонтанку. Случилось это 20 января 1905 года. В тот день Фонтанку переходил эскадрон гвардейской кавалерии, и в то же время пересечь речку по Египетскому мосту решил целый караван из одиннадцати саней. Мост, по всей видимости, не выдержал нагрузки и резонанса и рухнул на лёд, сломав часть чугунной опоры.
После падения одна лошадь утонула, несколько покалечились и были застрелены. Из людей серьёзно не пострадал никто. Народ, впрочем, немедленно облачил происшествие в мистические одежды. Поговаривали, что перед обрушением из окна недалеко от моста высунулась злая тётка, которая погрозила гвардейцам кулаком и крикнула: «Чтоб вы провалились!»
Золотая клёпка и эрмитажная утопленница
Легенды окутывают петербургские мосты от фундаментов до фонарей – и, к счастью, далеко не все они связаны с трагедиями. Есть и «счастливые» истории. Одна из них – «легенда о золотой клёпке» на Большеохтинском мосту.
Мост Петра Великого с каменными башнями – один из самых красивых и внушительных мостов Петербурга. Кубические фонари на башнях, порталы при въезде, фонари на пилонах и бронзовые доски с именами создателей – всё здесь создаёт ощущение «викторианского шика».
Большеохтинский мост был построен основательно, и во всей его конструкции содержится, наверное, не один миллион металлических клёпок. Так вот, по легенде, одна из этих клёпок – золотая. При постройке рабочие якобы решили добавить немного золота «на счастье», после чего закрасили золотую клёпку вместе с остальными.
«Денежный» миф связан и с Банковским мостом. По существующему поверью, этот мост имеет своеобразную «денежную ауру», и если «дать грифону на лапу» пару монет, обязательно попадёшь под «дождь благополучия».
Впрочем, в городе Достоевского без трагедий не обойтись. Эрмитажный мост – маленький мостик через Зимнюю канавку, один из первых каменных мостов Петербурга – хранит такую печальную легенду. Именно с этого моста, согласно этой истории, бросилась в воду из-за несчастной любви молодая петербурженка Юлия Перова.
Драма юной девушки вдохновила Чайковского, который решил, что Лиза, героиня его оперы «Пиковая дама», обязана последовать за Юлией. Эпизод включили в либретто – отметим, что у Пушкина Лиза не сводит счёты с жизнью в двух шагах от Зимнего дворца. С тех пор Эрмитажный мост называют «мостиком Лизы».
История на расстоянии вытянутой руки
Говорить о мостах Петербурга можно бесконечно. Каждый из них способен стать героем отдельного романа с захватывающей историей. Так, например, Благовещенский мост был в своё время «разобран по косточкам», которые оказались в совершенно разных местах.
В середине XX века первый петербургский мост разобрали, и его чугунные арки использовали при строительстве нового моста через Волгу. Фонари, когда-то стоявшие над Невой, переместили на Марсово поле. И только удивительные перила, которые создал архитектор и художник Александр Брюллов, брат великого Карла Брюллова, вернули на место.
Двуглавых орлов на верхушках обелисков Троицкого моста в 1934 году заменили на звёзды. А Литейный мост был первым и долгое время единственным мостом, который освещался электричеством. Факты и легенды в Петербурге плотно переплетены друг с другом, но главное – всё это живая история, к которой всегда можно прикоснуться по-настоящему.