«В старых автомобилях присутствует что-то живое. В них есть душа. Сегодня садишься в Hyundai – никакой души в нём нет. Mercedes по большей части бездушен. А когда я сажусь в свой BMW 1982 года – это совсем другие ощущения. Там настоящее дерево. Там пружинные кресла как диваны. Ощущения совершенно иные». Виталий Новиков, автоэксперт
Петербург – один из тех городов, которые будто созданы для обрамления всего, что имеет приставку «ретро». Где ещё в нашей стране так естественно смотрится на мостовой карета, где ежегодно совершаются велопробеги на старинных велосипедах и, в конце концов, есть музей ретро-автомобилей?
Ретро-авто – это целая субкультура, мир красивых сияющих «игрушек», у каждой из которых есть своя история, свои характер и лицо. Совсем недавно, текущей осенью один из петербургских автодилеров открыл новое направление – продажу редких автомобилей. «Свид мобиль» уже занимается некоторое время восстановлением старинных машин, и теперь ретро-авто можно будет увидеть и в салоне автодилера. Правда, помимо «настоящего ретро», «Свид мобиль» продаёт и так называемые янгтаймеры – редкие автомобили не старше 30 лет.
В нашем городе нет оформленной «ретро-тусовки», считает коллекционер старинных авто и бывший вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачёв. Но, тем не менее, в Северной столице можно найти немало редких машин – например, DeLorean DMC-12, тот самый футуристический автомобиль, из которого безумный доктор Эмметт Браун сотворил машину времени в культовом фильме «Назад в будущее».
О других «скрытых богатствах Петербурга» рассказал нам Виталий Новиков, автоэксперт и управляющий консалтинговой компании «Университет продаж».
– Mercedes «Крыло чайки», Ford Fairlane, Мерседес 200 D кабриолет, несколько «Ягуаров» в так называемом 140-м кузове… Я думаю, перечислять можно очень-очень долго. Самые известные коллекционеры – Мамишев, Богачёв, Жорно. У Жорно, например, есть Mercedes 280 SE купе 1958 или 1961 года выпуска и весьма свежий Rolls-Royce Corniche.
Вагиф Мамишев, петербургский миллиардер и почитатель старинных машин, занимается сейчас созданием собственного музея ретро-автомобилей. В новом музее можно будет увидеть не просто «машины с историей», но также авто людей, изменивших историю: Pontiac Юрия Гагарина, принадлежавший Владимиру Высоцкому Mercedes и другие сокровища.
А всего год назад Матильда Шнурова подарила лидеру «группировки Ленинград» на день рождения ретро-«игрушку» – красный Chevrolet Bel Air 1955 года. Правда, сам Шнуров машину не водит. В качестве водителя обычно выступает его супруга, так что подарок вышел слегка эгоистичный. По словам Виталия Новикова, «Бель Эйров» в Петербурге около десятка.
А вот Георгий Богачёв считает, что о самых дорогих машинах, которые есть в Петербурге, мы просто никогда не узнаем:
– Наверняка у нас, как и в Москве, есть очень много редких и дорогих автомобилей, которые их владельцы хранят тихонечко в гаражах, не показывая никому.
Прожить полвека и не потерять ни капли лоска крайне трудно, а для машины – особенно сложно. Поэтому ретро-авто – как правило, машина восстановленная. Восстанавливать старые машины недёшево, так что можно сразу сказать, что «ретромобиль» в хорошем состоянии, в любом случае, стоит во много раз больше, чем любой его современный аналог.
– Цены начинаются от 500 тысяч и идут в сторону миллионов рублей, – рассказал о стоимости восстановления ретро-авто Виталий Новиков. – В своё время я восстанавливал автомобиль «Опель Кадет» 1968 года, и потратил на это в 2004 году 12 тысяч долларов. Сегодня это было бы 700 тысяч рублей.
Занимаются воскрешением ретро-машин энтузиасты. По словам Новикова, чаще всего редкую машину можно найти в небольшой частной мастерской, а иногда и в личном гараже фаната изящного ретро. Таких энтузиастов, рассказал автоэксперт, в Северной столице сотни. Так что воссоздание ретро-машин как крупный бизнес – это, скорее, исключение из правил.
Георгий Богачёв также уверен, что в Петербурге, да и в России вообще больших денег на продаже старинных авто не заработаешь. У нас это – ни что иное, как «бизнес для души».
– Просто людям приятно этим заниматься, – прокомментировал Богачёв открытие нового направления продаж дилером «Свид Мобиль». – У них я и купил одну из своих машинок – Volvo 244. Каких-то серьёзных перспектив это не имеет, потому что рынок ретро-автомобилей у нас в России очень маленький, его практически не существует. Это больше очень приятное дополнение. Когда ты приходишь в автосалон, а там стоит даже не одна, а несколько таких классных машин – это показывает и любовь владельца к марке, и то, что он относится к продаже машин как к любимому делу, а не просто как к бизнесу.
Коллекционер подтвердил – восстанавливать старые авто баснословно дорого.
– Это очень-очень сложно. В Москве есть несколько таких мастерских, они очень дорогие, – рассказал Георгий Богачёв. – У нас в России это вообще неимоверно дорого, и очень мало специалистов, которые этим занимаются. Сам я покупаю машины уже в хорошем состоянии.
– Питер по сравнению с Москвой – глубокая провинция с точки зрения ретро-движения, – поделился Георгий Богачёв. – Видимо, это зависит от общего количества обеспеченных людей. Но, с другой стороны, и менталитет другой – петербуржцы не видят большого смысла в таких игрушках.
Как рассказал коллекционер, самые дорогие и популярные в мире ретро-авто – это спортивные машины «с историей», из тех, что брали крупные призы в различных гонках.
– Очень ценятся европейские спортивные машины '30-50х годов. Немецкие довоенные марки: Horch, спортивный Mercedes 300 SL – «Крыло чайки», большие «Мерседесы». «Крыло чайки» – самый известный автомобиль, но не самый дорогой. Есть машины, которые стоят несколько миллионов каких-нибудь не наших денег. Но про них не так много информации, – рассказал Богачёв.
Однако рынок старинных американских автомобилей значительно богаче европейского – в первой половине прошлого века в США выпускали очень много красивых машин, заполучить которые в свою коллекцию мечтает любой фанат ретро. Но сам Георгий Игоревич – не поклонник спортивных машин:
– Я не назвал бы их очень красивыми. В самых дорогих автомобилях я все-таки не специалист.
Виталий Новиков рассказал, что в Петербург везут редкие авто со всего мира – из США, Германии, Финляндии. Но многие ретро-машины можно купить и у нас в стране, не обращаясь к зарубежным дилерам:
– Надо разделить этот рынок на две части. Есть сверхдорогой рынок – это машины от 3-4 миллионов рублей, их везут, – уточнил автоэксперт. – А есть те, кто пытается купить машину здесь, в том состоянии, в котором она есть.
В коллекции Георгия Богачёва – восемь ретро-красавиц, у каждой из которых – своя история и «душа». Любимиц у коллекционера нет: каждая машина дорога ему по-своему.
– У меня совершенно разные машины, – рассказал Богачёв. – Каждая из них что-то мне напоминает или вызывает какие-то ассоциации. Я, например, очень люблю свою красную «Копейку». Она 1977 года выпуска, у неё 25 тысяч километров пробега, и она как новая – в идеальном состоянии. Эта «Копейка» мне очень дорога, потому что, когда я был маленьким мальчиком, у нас в семье была такая же машина – только не красная, а белая. Она напоминает мне о детстве и вызывает приятные ассоциации.
Другая машина из коллекции также напоминает Богачёву о детстве:
– У меня есть «Линкольн» – тоже из детства воспоминание. Такие изредка ездили у нас по дорогам, мы с моей тетушкой называли их «большой и широкий». Это реально огромные машины – 1970х годов, американские. Как только появилась возможность, я купил себе такую, с пробегом 10 тысяч миль, в идеальном состоянии. И вот, она меня радует.
Машины, даже трижды с приставкой «ретро», обязательно должны «бегать», уверен коллекционер. Иначе они начинают угасать.
– Я живу под Выборгом, и в сезон мы с товарищами устраиваем мини-пробеги, катаемся, – поделился Богачёв. – Машина должна ездить. Если будет стоять – она умрет.
Старинные автомобили разительно отличаются от всего, что производят сейчас. Этот факт у любителей ретро не вызывает сомнений. Георгий Богачёв уверен: особое обаяние ретро-машин – в их глубокой индивидуальности.
– Сейчас все машины одинаковые. Даже премиальные марки – все равно. У «Мерседесов», БМВ очень большой модельный ряд, сейчас даже не поймёшь, сколько у них моделей на конвейерах. И все какие-то безликие. У них нет такого шарма, как у автомобилей, которые называют классическими, – посетовал коллекционер. – А классические автомобили передают дух эпохи. Глядя на такой автомобиль, сидя в нём, двигаясь за рулём, ты можешь ощутить себя в том времени, в той стране, той эпохе, которую он представляет.
С Богачёвым согласен и Виталий Новиков:
– Технологии тогда были другие. Оставляли больше вариативности. У таких авто хром настоящий – никто не пытался красить пластик под хром. Бампер металлический. Дизайн красивый. Сейчас очень много машин сделано по принципу «наплевать как» – не безобразно и ладно. Раньше машины были красивыми.
Автоэксперт признал, что каждая из его машин имеет свой собственный характер, с которым приходится мириться:
– «Опель» у меня был склочный. БМВ – великодушное. У меня был старый «Мерседес», и на следующей неделе я опять хочу купить старый «Мерседес» – он тоже будет великодушный. Он не будет трясти меня на неровностях, будет, как корабль, поворачивать неторопливо, вальяжно, с достоинством. Будет прощать мне мою суетливость, мои огрехи.