Митянина о семье Паши Т.: заставить родителей выполнять свои обязанности — невозможно

Уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге Анна Митянина в беседе с 78.ru рассказала про отсутствие механизмов заставить родителей выполнять свои родительные обязанности. Данная тема была поднята после жестокого убийства девятилетнего Паши Т., который нигде не учился и подрабатывал на парковке возле гипермаркета на Таллинском шоссе.
— Детей много в семье семья находится в социально опасном положении — это объективный факт. Семья хорошо известна комиссии по делам несовершеннолетних района, в котором живет. В отношении нее конечно предпринимались меры профилактики. Да, были эпизоды уже привлечения к ответственности мамы за недобросовестное выполнение родительских обязанностей. Как часто бывает, когда у родителей какие-то зависимости, работа субъектов профилактики является малоэффективной, потому что на принципе предложений и рекомендаций работает вся система взаимоотношений с проблемной социально опасной семьей, — рассказала о семье мальчика Митянина.
Она отметила, что в настоящий момент в стране не существует принудительного механизма для выполнения родителями своих обязанностей, например, лечения родителей алкоголиков. Если человек сам не захочет, то никакого принудительного воздействия закон не предусматривает. То же самое распространяется на психологические проблемы между родителями. Всё что подразумевает закон — предложить работу с психологом и медиативные процедуры примирения, однако заставить человека примириться не может никто.
Видео: 78.ru
— Если родитель свою родительскую ответственность не осознает, не исполняет, его невозможно заставить это сделать, он это должен захотеть. Если он находится под влиянием психоактивных веществ, сделать это в разы сложнее, а иногда просто невозможно, — рассказала специалист.
Специалисты подвергнут оценке план работы с семьёй Паши и экстренные действия в отношении остальных детей, поскольку в настоящий момент имеются определённые переживания: как они живут, как себя чувствуют и как можно им помочь.
— Я все-таки считаю, что причина трагедии подобного рода — это дети, которые предоставлены сами себе. Самая главная опасность когда ребенок особенно малолетний с отсутствием жизненного опыта лишается контроля родителей. Когда он сам зарабатывает себе на еду, не учится в школе, беспрепятственно вступают в контакты с людьми, которые оказываются злоумышленниками. И ни у кого из родителей на всем этапе взросления не возникает желания обезопасить маленького человека от возможных опасностей, — заявила Митянина.
Помимо этого она указала, что первыми людьми, отвечающими за безопасность ребёнка являются родители или законные представители, которые отвечают за детей до достижения ими 18 лет.
Говоря о том, почему Паша не учился в школе, Митянина указала, что все госуслуги оказываются по заявительному принципу, то есть родитель должен подать заявление в образовательное учреждение о зачислении своего ребёнка. Если он этого не делает, то не существует никакой службы отслеживания детей без образования. Об этом будет неизвестно, пока не произойдёт какой-либо сигнал.
Сигналом, по её словам, могут быть органы опеки, которые узнают о фактах распития алкоголя, громких звуках из жалоб соседей. Если никто не знает о том, что родители не подали заявление на обучение их ребёнка — никто принудить ни к чему не может.
— Если родители в силу зависимостей, безответственного отношения или еще каких-то им известных причин не просчитали нужным зачислить ребенка в учреждение, заставить их не существует никаких инструментов, — рассказала специалист.
Единственным инструментом, который на сегодня предлагает государство, является комиссия по делам несовершеннолетних, где социально опасное положение семьи тщательно прорабатывается. Однако, отмечает Митянина, у семьи погибшего этот статус уже имеется и за семьёй велась работа по наблюдению. Эксперт добавила, что если при повторном рассмотрении станет понятно, что родители не справляются со своими обязанностями и не выполняют предписание, можно будет говорить о содействии с семьей для выхода из кризиса. В случае, если родители не захотят излечиться от зависимости, устроиться на работу и начать сопровождать детей до их совершеннолетия, то можно будет начать говорить об ограничениях родительских прав. «Но я не спешила бы с такими заявлениями в данный момент», — высказалась Митянина.
Напомним, что Паша ушёл гулять днём 30 января и не вернулся. Он сказал родителям, что зайдёт в «Ленту» на Таллинском шоссе, и больше не выходил на связь. Последний раз он был замечен в неизвестной иномарке.
Вчера, 2 февраля, скрывавшийся в Псковской области Пётр Жилкин признался в убийстве пропавшего мальчика. Вчера, 3 февраля, в распоряжении 78.ru появились кадры на которых убийца везёт мальчика к месту утопления.
Подозреваемый рассказал, что утопил ребёнка в одном из местных водоёмов. По словам задержанного, мальчик якобы шантажировал его и угрожал рассказать полицейским о нездоровом интересе к себе со стороны похитителя, прося за молчание 500 тыс. рублей. В ночь на вторник тело ребёнка достали из водоёма.
При этом сотрудница гипермаркета, возле которого Паша подрабатывал мойкой фар машин, рассказала, что мать пропавшего приходила в магазин вместе с другой женщиной и начала расспрашивать сотрудников о сыне ещё в 3 часа дня 30 января. Она просила камеры у охраны, и её отправили к стойке информации, но камеры не дали, поскольку прошло мало времени.
Женщина подозревает, что мать мальчика могла что-то знать о произошедшем, поскольку Паша обычно подрабатывал до вечера, а тут она резко пришла посреди дня и стала просить предоставить ей камеры.
Ранее 78.ru писал, что неравнодушные граждане и знакомые с убитым девятилетним Пашей Т. пришли почтить его память к стихийному мемориалу в гипермаркете на Таллинском шоссе, возле которого и пропал ребёнок.




