Служитель Церкви отмечает, что название Яблочный Спас не имеет ничего общего с религией, а всего лишь перенесено из аграрного календаря. Главным образом лишним здесь является слово «Спас», поскольку оно обозначает «Спаситель», и праздник Преображения Господни посвящён одному из событий земной жизни Иисуса Христа.
— Те, кто называют Преображение Яблочным Спасом, невольно имеют Господа «яблочным Спасителем». Звучит не просто нелепо, но даже кощунственно, — сказал батюшка Николай.
По слова священника, яблоки не имеют никакого отношения к Преображению Господня. В Библии апостол Матфей повествует о том, как Иисус, Пётр, Иаков и Иоанн взошли на гору Фавор. Во время молитв Христос явил апостолам две свои сущности — человеческую и божественную.
— Как видим, ничего, что позволяло бы «привязать» к этому событию яблоки или другие плоды в Евангелии не описаны и даже намёка нет, — отмечает представитель Церкви.
Однако традиция воздавать Богу плоды своих трудов, действительно, была. Совершая жертвоприношения, люди очищались от разных грехов. Христиане несли в храмы первые снопы ячменя, а затем пшеницы, но никак не яблок.
Нет однозначного ответа, почему праздник Преображения Господня установился в августе. В евангельских текстах можно проследить связь этого события со Страстями и Воскресением. И по такой логике Преображение происходило зимой.
— Традиция летнего празднования, по одной из версий, была установлена в IV веке в Армении святым Григорием Просветителем, — продолжает батюшка.
19 августа уставом положено благословлять плоды нового урожая. Но во многих церквях и храмах читают молитвы, в которых нет ни слова о Преображении Господня. Кроме того, чаще всего прихожане приносят не собственно выращенные яблоки, а купленные в магазине. Это в корне противоречит евангельской традиции.
— В текстах молитв нет и слова о благословении принесённых плодов, подобно тем, что читают в молитве перед едой или в молитве благословения яиц и других продуктов на праздник Пасхи. Сейчас мы видим, что в храмы в подавляющем большинстве приносят плоды, купленные в магазине, а не выраженные теми, кто их принёс, — замечает батюшка Николай.
Православные верующие закономерно задаются вопросом: как сделать так, чтобы и Богу угодить, и плоды, окроплённые святой водой, поесть без греха? Священник отвечает:
— Логичным кажется совершать молитву в тех местах, где плоды были выращены, а люди, которые их выращивают, должны не забывать приносить начатки плодов в храмы безвозмездно.
Священник также пояснил, что исторически в храмы приносили плоды винограда, ведь именно из него делается вино, на котором потом совершается Божественная литургия. В России виноград растёт не везде. Поэтому православному христианину в первую очередь стоит обратиться к духовной стороне праздника Преображения Господня.
— Стоит прийти в храм, чтобы разделить духовную радость с братьями и сёстрами и причаститься Святых Христовых Тайн. А уже потом думать о благословении яблок, мёда и винограда, — заключил он.