Прямой эфир

ФАС рассмотрит обращение АУРЭК к Wildberries после пожара на складе в Шушарах

Дарья Воронёнкова
6 марта, 11:05
Проверить маркетплейс на нарушение антимонопольного законодательства не смогут из-за моратория на проверки бизнеса, продлённого в декабре 2023 года.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Федеральная антимонопольная служба рассмотрит обращение Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) к Wildberries после пожара на складе в Шушарах. Об этом стало известно 78.ru.

— Речь идёт о последней версии оферты маркетплейса продавцам от 4 марта, — уточнила газета «Ведомости» со ссылкой на представителей маркетплейсов.

Дело в том, что продавцы не согласны с механизмом расчёта компенсации по сгоревшим товарам. 2 марта им предоставили отчёт с суммами компенсаций. В этом же документе представлена методика расчёта.

78.ru удалось взять комментарий у пресс-службы АУРЭК. Там отметили, что только за последние два дня от продавцов поступило 30 обращений.

— Мы проводили в течение февраля опрос и установили, что большинство продавцов, чьи товары пострадали во время пожара в Шушарах, получили выплаты не более 10%. Те, у кого были небольшие потери, получили плюс минус адекватные суммы, у кого сгорело большое количество товаров — получили копейки. Сейчас Wildberries не выплатил основные компенсации, они лишь выставили отчёт о том, как предлагают выплачивать, а после написали продавцам, что если они согласны с этим отчётом, то «ладно», а если не согласны, то «гуляйте», — разъяснили в АУРЭК.

По мнению специалистов, отчёт составлен неправильно. Дело в том, что Wildberries удерживает из компенсации стоимость хранения и логистики товаров. Иными словами, продавцы получают столько, сколько им удалось получить за счёт деятельности маркетплейса.

— Мы считаем, что это неправильно, ведь все перечисленные услуги не были предоставлены, так как товар сгорел. О каком хранении может идти речь? Они говорят, что будут выплачивать за товары по процентам окупаемости, то есть, если у продавца выкуп был 80%, то Wildberries заплатит 80%, но это тоже неправильно, ведь продавец мог забрать товар и продать в другом месте, а теперь товар сгорел, — уточнили в АУРЭК.

Продавцов заставляют соглашаться с условиями выплаты компенсации, либо подавать иск в суд. По мнению представителей АУРЭК, такие требования «не отвечают нормам закона».

— ФАС признала Wildberries доминирующей платформой на рынке электронной коммерции, а значит для них действует закон о защите конкурентов, который запрещает устанавливать вот такие невыгодные условия договора, и именно это должно быть проверено ФАС, — подытожили в пресс-службе АУРЭК.

Проверить маркетплейс на нарушение антимонопольного законодательства нельзя из-за моратория на проверки бизнеса.

Ранее «Коммерсант» писал, что ФАС может получить возможность проводить проверки IT-компаний. Об этом на заседании комитета Совета федерации по экономической политике заявил глава службы Максим Шаскольский.

— Полномочия были немного ограничены из-за 448-го постановления. Мы с коллегами провели работу и пришли к мнению, что пора антимонопольный контроль из постановления вывести, и это будет в ближайшие дни сделано, — заявил Шаскольский.

Речь шла в первую очередь о маркетплейсах и агрегаторах: «Яндекс. Такси», Wildberries, Ozon.

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление о продлении действующего моратория на проверки бизнеса до конца 2024 года. Решение было принято по поручению президента РФ.

Пожар на складе Wildberries в Пушкинском районе Петербурга начался 13 января. Пламя охватило помещение площадью 1000 кв. м, но огонь быстро распространился и через 20 минут возгоранию был присвоен второй ранг сложности (2-БИС), а затем, ещё через полтора часа, достиг максимального уровня. На место происшествия направили 57 специальных машин РЧС и 286 человек личного состава. К ним присоединились 32 пожарные машины и 136 сотрудников МЧС. В итоге возгорание локализовали на площади 70 000 кв. м.

Предварительная сумма ущерба от пожара на складе в Шушарах составила около 10 млрд рублей. После инцидента, страховые компании ужесточили правила для клиентов: выросли тарифы на страхование складов, изменилась политика оценки объектов, которые они страхуют.