В Министерстве иностранных дел России категорично отреагировали на пятилетний запрет въезда на территорию стран Шенгенского соглашения корреспонденту Пятого канала Андрею Захарову. Комментарий появился на сайте дипломатического ведомства.
В тексте отмечается, что установление Министерством внутренних дел Эстонии для российского журналиста рассматривается как «грубейшее нарушение фундаментальных демократических принципов и международных норм в области свободы слова». Также дипломаты нашли несоответствия между предлогом для принятых к Захарову санкций от правоохранительных ведомств Эстонии и реальным положением вещей.
— В разъяснении оснований своих действий эстонская сторона прямо сослалась на неугодное ей содержание сюжетов, записанных А. В. Захаровым в Таллинне в 2019 году. Считаем подобный произвол со стороны страны-члена Евросоюза в отношении придерживающихся альтернативной точки зрения журналистов под надуманным предлогом защиты национальной безопасности недопустимым, — отмечается на сайте МИДа.
Данный инцидент, подчёркивается в комментарии, должен быть принят во внимание профильными правозащитными структурами Европы. А представителя ОБСЕ по свободе слова Арлема Дезира дипломаты призвали дать соответствующую оценку лишению журналиста свободы передвижения по причине его профессиональной деятельности.
Корреспондента МИЦ «Известия» Андрея Захарова не впустили в Латвию по запросу официального Таллинна 24 февраля. Он узнал об этом уже в Риге, когда прибыл туда со съёмочной группой. В распоряжении 78.ru есть документ, под которым стоит имя Рута Аннуса, руководителя отдела гражданства и миграционной политики МВД Эстонии, где говорится, что решение было принято 3 февраля этого года. У Департамента полиции безопасности страны якобы имеется достаточное основание полагать, что «действия Андрея Захарова могут представлять угрозу безопасности и публичному порядку Эстонской Республики или какого-либо другого государства-члена Европейского Союза, Шенгенской конвенции или НАТО». В частности, речь идёт о двух репортажах: первый — о 75-й годовщине освобождения Таллина от фашистов, а второй об инициативе эстонских властей запустить в университете Таллина курс лекций об истории национального гей-движения. Ещё один материал, повлиявший на решение запретить журналисту въезд в ЕС, касался репортажа о латвийских легионерах СС.