Прямой эфир

Несмотря ни на что: почему ЦБ не испугался инфляции и снизил ключевую ставку 13 февраля

Лилия Батршина
Вчера, 13:46
Первое в году заседание ЦБ по ключевой ставке ждали с нервозностью: недавние данные по инфляции сильно умерили пыл тех, кто надеялся на продолжение её снижения. Тем не менее регулятор сделал выбор в пользу снижения ставки до 15,5% годовых. С чем это связано и что будет дальше, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/rawpixel.com, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова, flaticon.com/Freepik

Что влияет на решение ЦБ по ключевой ставке

Центробанк принимает решение по ставке не в вакууме — он ориентируется на множество различных факторов, при этом зачастую разнонаправленных. Вопрос состоит лишь в том, какой фактор в итоге перевесит, отметил в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.

— Прежде всего, это инфляция. Да, это было ожидаемо, о проинфляционном факторе повышения НДС все знали, и рынок его отработал. Несмотря на разовость и краткосрочность общего эффекта, инфляция за январь 2026 года составила 1,91%. Годом ранее это было 1,23%. В целом же за первые 40 дней 2026 года цены выросли на 2,24%, годом ранее это было 1,5%, — рассказал эксперт.

Кроме того, остаются повышенными инфляционные ожидания, указал в разговоре с 78.ru доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. В январе они не изменились и составили 13,7%, как и в декабре прошлого года. А инфляционные ожидания влияют в дальнейшем на цены, подтягивая их вверх даже без объективных факторов, поэтому ЦБ обращает на них особое внимание.

— С другой стороны, есть проблема замедления темпов роста экономики, которая в том числе связана с высокой ценой кредитных ресурсов в условиях высокой ключевой ставки. И политическое давление на ЦБ с призывами ускорить снижение ставки весьма существенное, — констатировал Дмитрий Десятниченко.

И даже по инфляции всё не так однозначно: по данным Росстата, за начало февраля недельная инфляция стабилизировалась, а её недельный показатель скорректировался до 6,4%, обратил внимание финансист, трейдер Дмитрий Царьков. Поэтому, если ещё в начале недели казалось практически очевидным, что ЦБ сохранит ключевую ставку на текущем уровне в 16%, то накануне заседания эта очевидность несколько уменьшилась.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В итоге эксперты предполагали, что ЦБ может пойти по одному из трёх путей: сохранить ставку в 16%, снизить её до 15,75% или снизить побольше — до 15,5%. Впрочем, ни одно из этих решений не могло стать сенсацией и принести принципиальные изменения на рынок, указал Дмитрий Десятниченко.

— Различие, как мы видим, сугубо техническое. На рынке есть понимание, что в 2026 году ставка продолжит снижаться, но это будет происходить медленнее, чем в 2025-м, и что снижаться на всех календарных заседаниях без пауз она не может, — отметил эксперт.

Почему ЦБ решился понизить ставку

В итоге Центробанк всё-таки решился снизить ставку сразу на 0,5% — до 15,5% годовых. Такой прогноз делали ещё в начале прошлой недели, однако данные по инфляции за январь сильно поколебали экспертов: так, ранее они предполагали в беседе с 78.ru, что с вероятностью в 80% ставку сохранят на уровне в 16%.

Тем не менее даже такой шаг вниз можно назвать символическим: большого облегчения бизнесу и кредитованию он не принесёт.

— Символический шаг вниз может быть обусловлен замедлением темпов кредитования и охлаждением внутреннего спроса. <…> Небольшое снижение ставки в условиях высокой реальной положительной доходности не создаст рисков для ценовой стабильности, но поддержит инвестиционную активность предприятий, для которых стоимость заимствований остаётся критически высокой, — отметил Дмитрий Царьков.

Дмитрий Десятниченко и Петр Щербаченко были среди тех экспертов, кто прогнозировал, что ЦБ проявит твёрдость и сохранит ставку на прежнем уровне. Среди причин называлось стремление оценить влияние повышения НДС и тарифов ЖКХ на инфляцию в более длительном периоде. По мнению Петра Щербаченко, текущее снижение «ключа» сделано для того, чтобы сохранить его темп.

А Дмитрий Десятниченко предположил, в свою очередь, что подобное решение вызвано непосильным для ЦБ внешним давлением лоббистов из реального сектора.

— Такое решение будет интерпретировано рынком как начало осторожного цикла смягчения. Оно подтвердит базовый прогноз аналитиков о снижении ставки до 12% к концу 2026 года. Тем не менее риторика регулятора останется жёсткой — Банк России подчеркнёт готовность приостановить цикл при любом отклонении инфляции вверх от прогнозной траектории, — указал Дмитрий Царьков.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Рынок действительно отреагировал на решение ЦБ сразу: акции на Мосбирже моментально перешли к росту.

Российский регулятор крайне консервативен в принятии решений и предпочитает не рисковать достигнутыми успехами ради мимолётной похвалы. Поэтому можно предположить, что стабилизация инфляции в феврале всё же сыграла свою роль: ЦБ решил, что небольшое снижение «ключа» ей не повредит. В комментарии регулятор указал, что на январскую инфляцию повлияли разовые факторы и после их исчерпания она вернётся к снижению. Так ли это, покажут ближайшие полтора месяца — до следующего заседания в марте.

Чего ждать от ключевой ставки дальше

ЦБ в своем комментарии по ключевой ставке отметил, что будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения на следующих заседаниях. Кроме того, он немного изменил базовый прогноз на год: инфляция будет в районе 4,5–5,5%, а ключевая ставка — 13,5–14,5%.

Петр Щербаченко напомнил слова заместителя председателя Банка России Алексея Заботкина: «Изменение ключевой ставки ЦБ РФ на 50 базисных пунктов на ближайшем заседании или последующем большого значения не имеет, важнее траектория ставки на более длинном горизонте». И этот длинный горизонт однозначно будет зависеть от замедления инфляции и соразмерен его темпам, указал эксперт.

Сейчас Центробанк находится в фазе управления выходом из перегрева, отметил Дмитрий Царьков. При этом в экономике сохраняются факторы, которые пытаются этот перегрев продлить.

— В 2026 году бюджетный дефицит и дефицит кадров на рынке труда остаются проинфляционными факторами, ограничивающими пространство для резких движений. Среднегодовое значение ставки в 13–15% выглядит наиболее вероятным ориентиром, что сохранит привлекательность депозитов и долговых инструментов в первой половине года, — констатировал эксперт.

Дмитрий Десятниченко сделал прогноз на ключевую ставку до лета 2026 года: по его мнению, можно ожидать, что как минимум на одном из заседаний мы увидим паузу и как минимум на одном из заседаний — предложение по снижению ставки. Наиболее вероятная дата снижения ставки — 7 мая, при этом «ключ» может понизиться даже больше, чем на 0,5%.

— Напомню, в начале июня нас ждёт ежегодный ПМЭФ, на котором будут обсуждать, кроме прочего, ожидаемый экономический рост по итогам 2026 года и способы его ускорения в 2027-м. ЦБ при этом не сможет демонстрировать безучастность или антагонизм этой задаче, не снизив в преддверии форума ключевую ставку, — считает эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов

В целом Центробанк рассчитывает в течение этого года приблизиться к таргету в 4–5% по базовой инфляции и только после этого ускорять темп снижения ключевой ставки, добавил Дмитрий Десятниченко. И поэтому всем — и бизнесу, и обычным россиянам, которые хотели бы взять кредит, — придётся ещё немного потерпеть. Возвращение инфляции в нормальное русло того стоит.