Нехорошая динамика: что тревожит Центробанк накануне заседания по ключевой ставке

Что происходит в экономике в начале 2026 года
Конец 2025 года по экономическим показателям вышел обнадёживающим: инфляция в районе 5,6 % оказалась даже ниже, чем ожидалось, а небольшой экономический рост в 1 % представлялся основанием для скорейшего смягчения денежно-кредитной политики и в том числе снижения ключевой ставки.
Как рассказал 78.ru доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Президентской академии в Санкт-Петербурге Артём Голубев, ещё в начале февраля консенсус между экспертами делился примерно пополам: 50 % выступали за то, что ставку на первом заседании ЦБ понизят, а 50 % — за то, что её оставят без изменений.
Однако потом вышли данные по инфляции за январь, и стало понятно, что такие ожидания были слишком оптимистичными.
— По данным Минэкономразвития РФ, годовая инфляция в РФ с 13 по 19 января изменилась до уровня 6,47 % с 6,27 %. На 26 января, по данным Минэкономразвития РФ, зафиксировано снижение уровня годовой инфляции до уровня 6,43 %. Инфляционные ожидания населения РФ в январе 2026 года не изменились, сохранив значение декабря 2025 года и составив 13,7 %, следует из оперативной справки по итогам опроса «инФОМ», проведённого по заказу Банка России, — рассказал 78.ru доцент Финансового университета при Правительстве РФ Пётр Щербаченко.
При этом, как указал Артём Голубев, за первую неделю февраля инфляция прибавила 0,2 % — для не такого активного, как конец и начало года, спокойного периода это весьма немало, ведь если умножить этот показатель на 52 недели в году, получится больше 10 %. Чтобы выйти на показатели, которые можно считать нормальными, инфляция должна быть в два раза ниже — около 0,1 %, а лучше ещё меньше.
Впрочем, у такого всплеска инфляции есть вполне логичное и даже ожидаемое обоснование — повышение НДС с 20 % до 22 %. Хотя оно затронуло далеко не все товары, на многих оно сказалось и в итоге вылилось в рост инфляции в январе.
— Рост цен за первые две недели года составил 1,26 %, что превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Темпы роста экономики замедлились до 0,5–1,5 %. Потребительская активность, поддерживаемая в 2025 году высокими темпами роста зарплат, начала стагнировать на фоне экстремально высокой стоимости заимствований. Увеличение налоговой нагрузки на бизнес и домохозяйства направлено на сокращение дефицита бюджета, что в среднесрочной перспективе имеет дефляционный эффект, так как ограничивает частное потребление, — пояснил в беседе с 78.ru финансист, трейдер Дмитрий Царьков.

О том, что в январе инфляция будет выше, чем раньше, как раз из-за повышения НДС, Центробанк предупреждал, при этом он не оценивал этот всплеск как катастрофический. Более того, предполагается, что он будет разовым, и, как указал Дмитрий Царьков, судя по бюллетеням регулятора, ЦБ считает его техническим фактором, который не означает смену тренда на замедление устойчивой инфляции.
— В конце 2025 года наблюдалось аномальное замедление инфляции, до 5,6 % в годовом выражении, так как ретейлеры сдерживали цены перед повышением налога. Текущий скачок — это реализация отложенного роста. Главным же риском остаётся не сам факт роста цен в январе, а то, как долго он будет подпитывать ожидания населения и бизнеса, — отметил Дмитрий Царьков.
Именно это является главным для Центробанка — и именно поэтому прогнозы экспертов, сформировавшиеся ещё в начале февраля, сильно пошатнулись.
По какому пути пойдёт Центробанк
Все опрошенные 78.ru эксперты назвали два основных сценария, по которым могут разворачиваться события на заседании 13 февраля.
Первый сценарий — это удержание ставки на уровне 16 %. В начале февраля он если и не был превалирующим, то уверенно делил первое место в ожиданиях экспертов со вторым сценарием примерно пополам. Однако сейчас, как указал Артём Голубев, сохранение ставки считают приоритетным прогнозом примерно две три экспертов, Пётр Щербаченко дал за этот сценарий примерно 70–80 %.
Объективные причины — это не только инфляция и повышенные инфляционные ожидания, но и повышение НДС, и индексация тарифов ЖКХ, которые могут добавить к инфляции около 1 % и 0,4 % соответственно. Всё это, накладываясь друг на друга, влияет на цены и в итоге — на решимость ЦБ удерживать ставку.
— Наиболее вероятным представляется сохранение ключевой ставки на уровне 16 % при сохранении крайне жёсткой риторики. Регулятору важно дождаться данных за полный февраль, чтобы убедиться, что всплеск цен был кратковременным, — указал Дмитрий Царьков.
Второй сценарий — это снижение ключевой ставки на 0,5 %, до 15,5 %. Оно, конечно, незначительно и по-прежнему косметическое, однако всё же может дать сигнал рынку, что цикл снижения ставки и смягчения денежно-кредитной политики продолжится. Для такого варианта, как ни странно, тоже есть серьёзные аргументы, которые подробно объяснил Артём Голубев.
— Почему ЦБ может снизить ставку? Первое — это если посчитает, что разница между годовой инфляцией в 6,5 % и ставкой в 16 % слишком большая. По идее, на инфляцию можно давить и с меньшей ставкой, на уровне 15 %, допустим. Второе — если смещаются приоритеты от таргетирования инфляции к поддержке экономики. Но пока ещё в набат не бьют и в колокола не звонят по поводу ситуации в экономике, в рецессию по официальным данным мы пока не перешли, — рассказал эксперт.

Для поддержки экономики нужна низкая ставка, поэтому к её снижению постоянно призывают различные участники рынка. Однако низкая ставка грозит новым разгоном инфляции, а именно приведение её к целевому уровню — 4–4,5 % — является основной задачей Центробанка. В его задачи не входит поддержка экономики, поэтому именно борьбе с инфляцией он отдаёт приоритет.
В связи с этим эксперты сомневаются, что на заседании 13 февраля Центробанк может пойти на снижение ставки — такие прогнозы занимают примерно одну треть против двух третей за сохранение ключевой ставки. Более того: вслед за Дмитрием Царьковым Артём Голубев предположил, что ЦБ может не только сохранить ставку, но и выступить с жёстким заявлением после заседания.
— Я не исключаю, что на заседании после решения по ставке Эльвира Набиуллина (глава ЦБ. — Прим. ред.) скажет, что как вариант регулятор даже рассматривает в будущем, если ситуация ухудшится, и повышение ставки. Это не означает, что они будут серьёзно это рассматривать, но как вариант это тоже вполне возможно, — считает эксперт.
Чтобы не пришлось потом заходить на новый круг повышения ставки, ЦБ и возьмёт, скорее всего, паузу в её снижении на грядущем заседании. Но долго ли она продлится?
Что будет дальше с ключевой ставкой
Совсем маловероятный вариант озвучил Пётр Щербаченко: по его словам, если последние данные по инфляции перед заседанием покажут всё же лучший результат, то ставку могут опустить и на 1 %. Однако больших оснований надеяться на такой исход нет, эксперты сомневаются, что даже данные по недельной инфляции в 0,05 % смогут заставить ЦБ снизить ставку хоть немного, не говоря уже о шаге в целый процент. Скорее всего, регулятор сохранит ставку и будет смотреть на показатели в более протяжённом периоде — как минимум до следующего заседания, которое состоится 20 марта.
По словам Артёма Голубева, вероятность, что пауза в снижении ставки затронет и мартовское заседание, достаточно высока. Динамика инфляции «нехорошая», поэтому торопиться со снижением ставки Центробанк не будет. Говорить о низкой ставке вряд ли будет возможно даже в течение ближайшего квартала — вероятнее всего, перейти к таким разговорам получится только к середине года. А уж когда от разговоров перейдут к делу, и вовсе предсказать трудно.
— Больше ожиданий уже на следующее заседание, всё-таки полтора месяца пройдёт, и за эти полтора месяца выйдет ещё шесть недельных показателей по инфляции. Если они будут в пределах 0,05–0,1 % за каждую неделю в среднем, то уже на следующем заседании (в марте. — Прим. ред.) можно ожидать снижения ключевой ставки, и даже более значительного, не на 0,5 %, а на 1 %, поскольку в этот раз мы, скорее всего, пропустим снижение, — считает эксперт.

Однако базовый вариант даже на мартовское заседание — снижение на 0,5 %, и то только в том случае, если инфляция перестанет разгоняться. Центробанк явно не намерен рисковать едва наметившейся устойчивостью в снижении роста цен и не будет спешить, как бы его ни подначивали участники рынка, политики и медиа.




