Прямой эфир

«Заваливал следствие ненужной информацией»: как Пестель повлиял на суд над декабристами

Юлия Шпомер
Вчера, 17:01
Профессор Санкт-Петербургского университета Кирилл Назаренко в эфире «Открытой студии» на телеканале «78» рассказал подробнее об избранной арестованными декабристами тактике во время следствия после восстания на Сенатской.
Фото: vk.com/Кирилл Назаренко

Два столетия прошло со дня восстания на Сенатской площади, памятной даты, хорошо известной каждому со школьных лет – 14 декабря 1825 года. Это восстание, ставшее символом борьбы за реформы и свободу, дало начало движению декабристов, чьи имена навечно вошли в историю, книги и увековечены на обелисках и улицах Петербурга.

Однако, в год двойного юбилея, когда страна и мир вспоминают об этом событии, отношение к декабристам вновь пересматривается. Сегодня они нередко называются политическими преступниками, и, по мнению некоторых, их юбилей не является поводом для чествования.

В выпуске «Открытой студии» на 78-м канале профессор Санкт-Петербургского университета Кирилл Назаренко рассказал о контексте событий двухсотлетней давности:

– Город напоминал завоеванный. По всему Петербургу ходили патрули. Николай, кстати, боялся, что ночью чернь поднимет уже настоящее восстание. И декабристы к этому инструменту сознательно не прибегли, хотя это было сильным оружием в руках восставших. Сейчас окончательно определиться с количеством жертв невозможно, но я склонен считать, что жертвы шли на сотни. Есть воспоминания о том, что стрельба велась не только на Сенатской площади, но и в городе тоже стреляли, какие-то отдельные представители низов петербургских пытались как-то себя проявить.
Фото: ru.wikipedia.org
Фото: ru.wikipedia.org

Есть ещё один миф о декабристах: когда их арестовали, то они все якобы морально капитулировали. Они рассказывали абсолютно всё, ничего не скрывали. Кирилл Назаренко рассказал подробнее об избранной арестованными декабристами тактике во время следствия:

– Они писали очень много, заваливали следствие километрами своих текстов. Текстами ни о чём, об общих идейных каких-то рассуждениях. Тот же Пестель очень много писал. Допрашивали декабристов не устно, а в письменном виде. Не было в тогдашнем делопроизводстве, судебном производстве устного допроса. Николай с ними разговаривал, но процессуально это был просто разговор. Все процессуально значимые вещи они делали следующим образом: в письменном виде формулировались вопросные пункты, на которые обвиняемый отвечал в письменном виде. И тот же Пестель заваливал следствие, повторюсь, массой ненужной информации, но при этом он смог скрыть фамилии тех участников декабристского движения, которые не были арестованы.

Например, интендант Южной армии Юшневский, который был важнейшим соратником Пестеля, так и не понёс никакого наказания и не был привлечён к следствию.

На самом деле связи декабристов шли гораздо дальше и гораздо выше, чем принято считать:

– Николай I, когда понял, что заговор действительно был очень мощный, начал ограничивать круг подозреваемых. Для того, чтобы не обнаружить тот факт, что все были вовлечены так или иначе в этот заговор. И тут я бы сказал, что Николай удержался на грани в известной степени. Если бы Николай не был бы человеком решительным и смелым, то восстание не закончилось бы пушечным выстрелом, – заключил Кирилл Назаренко, профессор Санкт-Петербургского университета.

Ранее 78.ru писал, почему могилу пяти зачинщиков Восстания декабристов не удаётся найти.